[ начало ] | [ А ] |
Австрия или Австрийская монархия (дополнение к статье)
(см.) — конституционная империя, одна из составных частей монархии Австро-Венгрии (см.). В состав А. входят:
Площадь, кв. км |
Население (1902 г.) |
Жителей на 1 кв. км |
|
Эрцгерцогство Нижняя А. |
19823 |
3204793 |
161,6 |
Эрцгерцогство Верхняя А. |
11984 |
819623 |
68,4 |
Герцогство Зальцбург |
7153 |
198485 |
27,7 |
Герцогство Штирия |
22426 |
1377559 |
61,4 |
Герцогство Каринтия |
10327 |
369519 |
35,7 |
Герцогство Крайна |
9956 |
511424 |
51,3 |
Береговая земля (K üstenland) | |||
а) маркграфство Истрия |
4955 |
352987 |
71,2 |
б) графство Гёрц и Градиска |
2918 |
236641 |
81,1 |
в) город Триест с областью |
95 |
184568 |
1942,8 |
Графство Тироль |
26682 |
867438 |
32,5 |
Область Форарльберг |
2602 |
132989 |
51,1 |
Королевство Богемия (Чехия) |
51948 |
6429755 |
123,8 |
Маркграфство Моравия |
22222 |
2479269 |
111,6 |
Герцогство Силезия |
5147 |
701828 |
136,3 |
Королевство Галиция (с г. Краковом) |
78493 |
7495606 |
95,5 |
Герцогство Буковина |
10442 |
746245 |
71,4 |
Королевство Далмация |
12835 |
603425 |
47,0 |
Всего |
300008 |
26712154 |
89,6 |
Прирост населения в десятилетие с 1880 по 1890 г. — 1751169 чел., или 0,76% в год, с 1890 по 1900 г. — 2255295 чел., или 0,94%. За этот период времени эмигрировало из А. 614613 чел. (в Америку), затем в 1901 г. — 53920, в 1902 г. — 92120 чел. и в 1903 г. — 102500 чел. Городское население составляет одну треть общего числа жителей; свыше 100 тыс. жителей имеют Вена (1798 тыс.), Прага (226 тыс.), Лемберг (170 тыс.), Грац (147 тыс.), Триест (133 тыс.), Брюнн (114 тыс.); затем следует Краков (около 100 тыс.). По развитию образования высшей ступени достигли немцы, за ними идут чехи, далее, итальянцы; на низшей ступени стоят русины, румыны и славяне Истрии и Далмации. Обучение (по закону 1883 г.) обязательное. Начальных школ свыше 20000, учительских школ (семинарий) — 82, средних учебных заведений (гимназий и реальных училищ) — 350. Университетов 8; из них Венский основан в 1365 г., Пражский (Немецкий) в 1348 г. Высших профессиональных учебных заведений — 12, средних — 20, низших — до 1500. Академии наук в Вене, Праге и Кракове; много просветительных учреждений (библиотек, музеев, коллекций и т. п.) и частных обществ, преследующих просветительные цели. Периодических изданий (1897 г.) — 2386, из них 57% на немецком языке.
Земледелием и лесным хозяйством занято 52% способного к труду населения. Господствующая форма землевладения — мелкая; в среднем на 1 владельца приходится 5,6 гектаров. Более всего культивируемой земли в Моравии, Богемии и Силезии (до 50% всей поверхности), менее всего — в Зальцбурге и Тироле (5%). Система хозяйства усовершенствованная; трехполье встречается лишь в глухих местностях славянских частей В империи. Посевы идут в следующем порядке: овес, рожь, ячмень, пшеница, картофель, кормовые травы, бобовые растения, свекловица и пр. Под виноградниками занято 203000 гект. Леса занимают более 1/3 всей производительной площади; они расположены преимущественно в альпийских местностях; значительный вывоз за границу лесного материала и продуктов лесоводства. Скотоводство развито в альпийских областях, в общем же в А. оно не удовлетворяет спросу. Шелководство — в южном Тироле и Береговых землях. Пчеловодство. Рыболовство (морское) по берегам Адриатического моря. Горным делом занято до 2% населения; добываются золото (Зальцбург), серебро (Богемия), чугун (Штирия, Каринтия, Богемия, Моравия, Силезия), цинк (Галиция, Штирия и Крайна), свинец (Каринтия, Крайна и Богемия), медь (Зальцбург), ртуть (Крайна), графит (Богемия, Моравия и Штирия), нефть (Галиция), каменный и бурый уголь (Богемия, Силезия, Моравия и Штирия), соль (при Бохнии и Величке в Галиции, в Альпах, Истрии и Далмации); кроме того, во многих местах добывается торф, камень для постройки; всего продуктов горного производства добывается в год на сумму до 170 млн. крон. Обрабатывающей промышленностью занято около 25% всего населения. Крупное производство развито главным образом в Нижней А., Богемии, Моравии, Силезии и Форарльберге; во многих местностях развиты еще кустарные и домашние промыслы. Наиболее развиты след. производства: обработка волокнистых веществ (шелковое — в Тироле, шерстяное — в Моравии и Сев. Богемии, хлопчатобумажное — в Сев. Богемии, Нижней А. и в Форарльберге, льняное — в Сев. Богемии, Моравии и Силезии; много также и ручных станков). Сахарное производство (Богемия, Моравия, Силезия), мукомольное, винокурение, пивоварение, обработка металлов и фабрикация изделий из металла (Нижняя и Верхняя А., Штирия, Каринтия, Крайна, Богемия, Моравия и Силезия); произв. машиностроительное (Вена, Прага, Брюнн и Триест); производство хирургических и научных инструментов (Вена); производство музыкальных инструментов (Вена, Прага, Кениггрец и др.), по которому А. занимает одно из первых мест в Европе; фарфоровое, стекольное и хрустальное производства развиты во многих частях А., особенно в Богемии. Большого развития достигло также производство бумаги, древесных изделий, одежды. В последнее время много сделано для урегулирования отношений рабочих к предпринимателям (законы о воскресном отдыхе, рабочем дне, страховании рабочих и др.). Торговля с Венгрией в 1903 г. выразилась в след. цифрах: привоз — 683,4 млн. крон, вывоз — 663 млн. крон (о внешней торговле см. Австро-Венгрия). Торговый флот А. (1903 г.) состоял из 1687 морских судов (285221 тонн), из них 229 пароходов, в 253341 тон., и 11462 речных судов; экипаж торгового флота состоял из 35307 чел. Водных путей в А. было 6472 км, железных дорог (1902 г.) — 21214 км, из них казенных 11864 км; телеграфных линии — 40257 км; телефон. абон. 39562, длина телефонных проводов 194939 км. Государственный бюджет А. за последние 5 лет (в млн. крон).
Приход |
Расход |
|
1900 г. |
1654,2 |
1605,2 |
1901 " |
1686,8 |
1666,8 |
1902 " |
1686,0 |
1685,1 |
1903 " |
1726,6 |
1726,2 |
1904 " |
1737,5 |
1734,8 |
Государственный долг А. (1903 г.), кроме общеимперского, равнялся 3765,7 млн. кр. % уплачивается 148,8 млн. крон в год. В А. издается ежегодно много статистических сборников, касающихся экономического положения страны: "Ann uario marrittimo di Trieste", "Finanzgesetz u. Staatsvoranschlag", "Oester. Stat. Hand buch", "Stat. Jahrb. d. Min. für Ackerbau", "Stat. Monatsschrift", "Oester. Statistik", "Oester. Sanitätswesen", "Stat. d. auswert. Handels", "Stat. d. Zwischenverkehrs", "Stat d. im Oester. im Betrieb gestand. Lokomotiv-Eisenbahnen" и др.
Государственное устройство. В 1896 г. произведен пересмотр части австрийской конституции, касающейся избирательного права, и в соответствии с этим выработан новый избирательный закон. К четырем ранее существовавшим классам, или куриям, избирателей присоединена пятая курия — "всеобщего голосования". В ней имеют право голоса все достигшие 24-летнего возраста полноправные граждане Австрийской империи мужского пола, прожившие в одной и той же общине не менее шести последних месяцев перед назначением выборов. Кроме лиц, не пользующихся правом голоса в 4 первых куриях, в пятой курии голосуют также лица, входящие в состав одной из них; они имеют, таким образом, двойной голос. Для пятой курии введено прямое голосование в больших городах (Вене, Граце, Праге, Брюнне, Лемберге, Кракове, Триесте), а также в тех землях Австрийской короны, где оно существует в сельской курии (т. е. пока только в Нижней Австрии); в остальных землях Австрийской короны выборы в курии всеобщего голосования производятся через посредство особых выборщиков (Wahlm ä nner), избираемых по одному на избирательный участок не свыше 500 жителей. Выборщики избираются открытою подачею голосов; выборы депутатов, как выборщиками, так и там, где они выбираются прямо, производятся тайно. Курия всеобщего голосования посылает в нижнюю палату рейхсрата 72 депутата из 425. Избирательные округа (каждый округ избирает по одному депутату) отличаются крайней неравномерностью. Остальные 353 депутата по-прежнему избираются куриями: 1) крупного землевладения — 85 депутатов, 2) курией городской — 118 депутатов; 3) курией торговых палат — 21 депутат; 4) курией сельской — 129 депутатов. В куриях городской и сельской правом голоса пользуются, за силою конституции 1867 г., лишь плательщики прямых податей не ниже известной нормы, определяемой местными постановлениями, ни в каком случае, однако, не ниже 4 гульденов (= 8 крон); в настоящее время установлена норма в разных землях от 8 до 10 крон. В первых трех куриях выборы прямые, в сельской курии — двухстепенные, кроме тех земель Австрийской короны, где для выборов сельских депутатов местного ландтага установлена прямая подача голосов (в настоящее время — в одной Нижней Австрии). Ландтаги по-прежнему избираются в четырех привилегированных куриях. В более отсталых землях Австрийской короны, напр. в Галиции, выборы (как в рейхсрат, так и в ландтаги) обыкновенно в значительной степени обращаются в фикцию, благодаря грубому давлению на избирателей и фальсификации результатов выборов со стороны местных властей. Роль рейхсрата в государственной жизни Австрии не так велика, как роль парламентов в других конституционных государствах; в особенности пала она после 1897 г. вследствие частого применения ст. 14 конституции. Эта статья гласит: "Если в то время, когда рейхсрат не созван, является крайняя необходимость в мероприятиях, для которых по конституции необходимо согласие рейхсрата, то таковые под общею ответственностью всего министерства могут приниматься посредством императорских декретов, с тем, однако, чтобы таким способом не было произведено ни изменения конституции, ни длящегося отягощения государственного казначейства или отчуждения государственных имуществ. Такие декреты имеют временно силу закона, если они подписаны всеми министрами... Они теряют силу закона, если правительство не представит их ближайшему рейхсрату... или если они не получат одобрения от рейхсрата". Статья эта, имевшая в виду исключительные обстоятельства, с 1897 г. стала применяться к осуществлению самых важных государственных мер, до бюджета включительно; правительство иногда даже нарочно распускает рейхсрат, когда не находит в нем достаточной поддержки. Таким образом, несмотря на наличность писаной конституции, Австрия, в особенности при министерстве Кербера, если не вернулась, то значительно приблизилась к абсолютистическому режиму. Большую роль в австрийской государственной жизни играет вопрос о взаимных отношениях языков. До 1848 г. господствующим языком во всех областях Австрии, за исключением ее итальянских земель, был язык немецкий. После 1848 г. началась упорная борьба за равноправность местных языков. Статья 19-я конституционного закона 1867 г. об общих правах австрийских граждан гласит: "Все народности государства равноправны, и каждая народность имеет неотъемлемое право на охрану и развитие своей национальности и языка". Самая общность этой статьи, не имеющей санкции в других постановлениях, долго делала ее пустым звуком; в значительной степени она остается им и доныне. Однако, есть некоторые исключения. В итальянских областях, т. е. в Триесте, Герце и Градиске, а также отчасти в Далмации, которая, несмотря на господство в ней сербского населения, некоторыми австрийскими законами причисляется к землям итальянским, господствующим языком признается язык итальянский: он употребляется в судах, в школах и во всех правительственных учреждениях, которые даже не всегда обязаны там знать язык немецкий. В 1869 г. министерство Тааффе издало постановление, касающееся Галиции, в силу которого в Галиции господствующим языком сделан польский; с тех пор он является должностным языком всех правительственных учреждений, не исключая и суда, и притом языком как "внутренней службы" (т. е. принимаются писанные на нем, прошения, заявления, делаются ответы и сообщения просителям), так и языком "внешних сношений" (т. е. учреждения Галиции сносятся между собою на польском языке; исключение составляют местные учреждения военного министерства, сношения с которыми ведутся обязательно на языке немецком, а также таможня). В 1 872 г. министерство Ауэрсперга издало постановление относительно Далмации, по которому все учреждения этого королевства должны были быть утраквизированы, т. е. для них должно было стать обязательным знание двух местных языков — итальянского и сербского; сношения между ними и с частными лицами должны были вестись на том или на другом языке, согласно с определенными условиями. Это распоряжение встретило противодействие судов, которые опирались на устав судопроизводства, признающий для Далмации господствующим языком итальянский; министерство de facto не настаивало на проведении своего распоряжения. Однако, оно было обращено в закон, одобренный рейхсратом в 1883 г., при министерстве Тааффе, и вошло в жизнь. В Богемии и Моравии чехам удалось было добиться признания прав своего языка, при министерстве Бадени, в форме министерских постановлений 5 и 22 апреля 1897 г. В силу этих распоряжений суды должны разбирать гражданские дела на том языке, на котором подано первое прошение; свидетели имеют право говорить на обоих языках. Уголовные процессы должны вестись на языке подсудимого, с предоставлением свидетелям права говорить и на другом языке. Все местные должностные лица министерств внутренних дел, юстиции, финансов, земледелия и торговли должны знать, с 1904 г., оба местные языка — немецкий и чешский. Распоряжения министерства Бадени касались всей Богемии и всей Моравии, т. е. одинаково как округов или местностей чисто чешских или чисто немецких, так и местностей со смешанным населением. Они вызвали сильнейшее негодование немцев и некоторое недовольство чехов, которые добивались признания в Богемии и Моравии чешского языка господствующим, подобно тому, как в Галиции господствующим признается язык польский. С этих пор особенно обострилась борьба как в рейхсрате, так и в богемском ландтаге между немцами и чехами. Уже в 1898 г. распоряжения Бадени были отменены министерством Гауча и заменены новыми, в силу которых должностным языком правительственных учреждений является в округах с населением однородным — язык данной местности; в округах смешанных (такими признаются округа, где не менее четверти населения принадлежит к национальности негосподствующей) для учреждений обязательно пользование обоими языками. Действие этих распоряжений ослабляется системою собирания статистических сведений, при которой численность немецкого населения почти всегда преувеличивается.
Наиболее доступное издание австрийской конституции, избирательного закона и конституций отдельных земель Австрийской короны представляет 19-й том "Manz'sche Ausgabe der ö sterreichischen Gesetze", под загл.: "Die Staatsgr ü ndgesetze" (7 изд., Вена, 1900). См. П. Звездич, "Австрия", в 1-м т. сборника под ред. Е. Семенова, "Государственный строй и политические партии" (СПб., 1904); т. 2 книги A. L. Lowell, "Governments and parties lu continental Europe" (Л., 1896); Ulbrich, "Das Staatsrecht der ö sterreichischen Monarchie" (2 изд., Фрейбург, 1892); его же, "Handbuch der ö sterr. politischen Verwaltung" (Вена, 1887—1892); Ülbrich und Mischler, "Oesterreichisches Staatswörterbuch " (2 изд., Вена, 1903 и сл.; еще не окончено); В. Auerbach, "Les races et les nationalit é s en Autriche-Hongrie" (П., 1898); L. Dupain. "L'administration militaire austro-hongroise" (Пар., 1894).
В. В—в.
История. 30 января 1889 г. в охотничьем замке Мейерлинг, близ нижнеавстрийского города Бадена, скоропостижно скончался наследник австрийского престола принц Рудольф, сын императора. Официально было заявлено сначала о смерти от удара, затем о самоубийстве. До сих пор Мейерлингская драма не вполне разъяснена. Известно, однако, что в том же замке одновременно с Рудольфом умерла молодая красавица, баронесса Вечера, находившаяся с ним в интимных отношениях. Установилось убеждение, что принц и баронесса не сами лишили себя жизни по взаимному согласию, а были убиты во время ссоры, происшедшей на охоте; причиной ссоры, по-видимому, были романические отношения и похождения принца Рудольфа. Наследником престола после смерти Рудольфа сделался сперва брат императора, эрцгерцог Карл-Людвиг, а потом сын последнего, эрцгерцог Франц-Фердинанд, открыто и в крайне демонстративных формах выражавший свои симпатии к клерикалам и антисемитам. В 1888 г. в австрийский рейхсрат клерикальным депутатом принцем Алоизием Лихтенштейном был внесен проект школьной реформы. Народная школа должна была сделаться конфессиональной (т. е. созданы отдельные школы для детей разных вероисповеданий); обязательный курс элементарной школы понижался с 8 лет до 6, число учебных дней в неделю — с 6 до 5; в соответствии с этим число предметов преподавания и их программы значительно сокращались; так, напр., преподавание, истории исключалось вовсе. Увеличивалось только число уроков Закона Божия, и его преподавание поручалось обязательно священникам, которым, вместе с тем, давалось право контроля над преподаванием и ведением школы вообще. В виде компенсации за сокращение курса элементарной школы Лихтенштейн проектировал создание дополнительной, необязательной профессиональной школы для народа. Проект этот был поддержан в рейхсрате клерикалами и консерваторами, а сперва и поляками. Правительство Тааффе также не скрывало своих симпатий к проекту, но в стране он вызвал энергичное противодействие. Под влиянием агитации изменилось самое отношение к проекту партий, и при окончательном голосовании за него вотировали только клерикалы, антисемиты, партия Гогенварта и старочехи. Поляки и младочехи высказались против него, и законопроект не был принят. Сочувствие старочехов к проекту Лихтенштейна не прошло им даром; в 1889 г. эта партия почти исчезла из богемского ландтага, а в 1891 г. — и из австрийского рейхсрата, значительно ослабев в моравском ландтаге. Напротив, в Вене отрицательное отношение городского совета к проекту способствовало росту антисемитической партии; усилился антисемитизм и в ландтаге Нижней А. Борьба между чешским и немецким элементами в Богемии заставила правительство сделать попытку соглашения между тем и другим. В 1890 г. граф Тааффе созвал в Вене чешско-немецкую конференцию для выработки проекта соглашения (см. соотв. статью), но это не удалось. В 1891 г., с исчезновением из парламента старочехов, старое большинство правой (поляки, старочехи и клуб Гогенварта), на которое опиралось министерство, совершенно распалось. Младочехи решительно подчеркнули свое требование восстановления государственного права или коронования австрийского императора чешской короной св. Венцеслава — другими словами, обращения дуалистической Австро-Венгрии в триединую Австро-Венгро-Чехию. Компромисс с ними в то время был для правительства невозможен. Немецкие либералы были настолько враждебны националистическим стремлениям поляков и аристократически-федералистическим стремлениям клуба Гогенварта, что правильный союз между ними и министерством был также немыслим. Тем не менее, Тааффе вступил с ними в переговоры. Устами своего вождя Пленера они ответили согласием поддерживать правительство в его стремлениях к экономическим, финансовым и социальным реформам, но отклонили приглашение заключить "противоестественный политический союз". 11 апр. 1891 г. новый рейхсрат был открыт тронной речью, в которой было обещано внесение ряда законопроектов, имеющих целью "возможное смягчение социальных противоречий". Ожидалась, таким образом, общегосударственная работа, стоящая выше национальных распрей. Сразу, однако, выяснилась полная невозможность выработать такой ответный адрес на тронную речь, который мог бы объединить большинство в палате депутатов и который доказывал бы возможность проведения намеченной ею политики. Младочехи настаивали на всеобщем голосовании, равноправности национальностей и религий, развитии автономии земель Австрийской короны, уменьшении армии. Подобный адрес не мог быть принят палатой, и на этот раз пришлось вовсе отказаться от ответного адреса. Кроме младочехов, в рейхсрате появилась еще новая партия, сперва называвшаяся "свободный союз для экономической реформы на христианской основе", позднее переименовавшаяся в партию христианско-социальную, или антисемитическую. Во главе этой партии стоял Луегер (см.). В ее программе и деятельности стремление к социальным реформам еще гораздо менее заметно, чем в программе и деятельности христианско-социальной партии в Германии; вербуясь преимущественно в католических местностях, эта партия в Австрии имеет ясно выраженный клерикальный характер и открыто враждебна развитию народного просвещения. В палате она насчитывала сначала только 18 членов, но очень быстро росла в течение 1890-х годов в нижнеавстрийском ландтаге и в общинных советах Вены и мног. др. городов Нижней А. Министерство Тааффе угождало клерикальному клубу Гогенварта и антисемитам школьным законом для Тироля, несколько приближавшимся к закону Лихтенштейна. Моравских чехов оно старалось привязать к себе назначением судей из чехов, немецких либералов — реформой промыслового налога; но первое раздражало последних, последнее не нравилось первым. Уже в 1891 г., когда министерство попыталось для осуществления чешско-немецкого соглашения заново перераспределить судебные округа Богемии, началась в богемском ландтаге борьба со стороны младочехов посредством обструкции. В 1892 и 1893 гг. раздражение в Богемии достигло кульминационной точки и сказалось в ряде уличных демонстраций и в образовании чешской молодежью тайного революционного сообщества "Омладина". Сообщество это не имело серьезного характера; тем не менее, наместник Богемии, гр. Тун, создал из него громкий политический процесс, а уличными демонстрациями воспользовался для распространения на Прагу и ее окрестности исключительного положения, в силу которого было ограничено на один год конституционное право сходок и собраний, а также свобода печати, и взамен суда присяжных созданы экстраординарные суды. Министерству Тааффе после выборов 1891 г. удалось только заключить торговые трактаты с Германией, Италией, Бельгией и Швейцарией и приступить в реформе австрийской денежной валюты. В течение предыдущего десятилетия Австро-Венгрия пошла по дороге крайнего протекционизма, следуя в этом отношении примеру Германии. Торговые трактаты создали сравнительно пониженный конвенционный тариф, сблизили Австро-Венгрию в торговом отношении с договорными государствами и, в общем, ослабили протекционизм, хотя, вместе с тем, закрепили его на определенный, весьма долгий срок (до 31 декабря 1903 г.). До 1891 г. в А. существовала бумажная валюта; курс бумажного гульдена постоянно колебался. Было решено фиксировать его, заменить гульден более мелкой денежной единицей — кроной (1 гульден равен 2 кронам) и ввести золотую валюту, изъяв из обращения около 300 миллионов бумажных гульденов. Соответственный план был принят парламентами в 1891 г. и постепенно осуществлен в следующее десятилетие. Невозможность образовать прочное большинство заставила Тааффе решиться на смелую меру. В 1893 г. он предложил проект реформы австрийской избирательной системы. Курии крупного землевладения и торговых палат оставались неизменными, но для курий городской и сельскохозяйственной отменялся имущественный ценз и заменялся цензом образовательным; правом голоса в этих куриях должны были пользоваться все грамотные, а также все, принимавшие участие в каких-нибудь войнах, и еще некоторые группы населения. Таким образом создавалось если не всеобщее избирательное право (так как число неграмотных в А. еще весьма велико), то, во всяком случае, значительное приближение к нему для двух третей парламента; лишь одна треть его (116 депутатов из общего числа 353) оставалась представительницей привилегированных классов. При всей непоследовательности этой реформы с точки зрения принципиальной, она являлась значительным шагом вперед в смысле демократизации австрийского государственного строя. У Тааффе был расчет разбить немецко-либеральную партию, частью на счет ее усилив различные консервативные партии (в особенности антисемитическую), частью допустив в парламент социал-демократов, которые могли бы являться пугалом для умеренно-оппозиционных партий. Однако, консервативная партия — поляки и клуб Гогенварта — решились поддержать Тааффе; немецкие либералы высказались решительно против проекта, и он был отклонен рейхсратом, найдя поддержку лишь у младочехов и антисемитов. Сильного движения в стране в пользу проекта или в пользу всеобщего голосования создано не было. 29 октября 1893 г. министерство Тааффе вышло в отставку. Новый кабинет кн. Альфреда Виндишгреца был коалиционным из партий Гогенварта, польской и немецкой-либеральной. Министерство было встречено крайне враждебно младочехами и другими радикальными элементами парламента. Говорили, что если Тааффе сумел довести Прагу до военного положения, то Виндишгрец сделает то же самое с Веной. Министерство обещало провести избирательную реформу и приняло проект, предложенный Пленером. Он сводился к созданию пятой избирательной курии, называвшейся курией всеобщего голосования, хотя целый ряд ограничений в избирательных правах (так, напр., все лица, состоящие в услужении, правом голоса по проекту не пользовались) лишал ее этого характера. Пятая курия должна была избирать 43 депутатов, при сохранении 353 депутатов, избираемых четырьмя привилегированными куриями. Обсуждение этой реформы затянулось надолго, и министерство не могло обойтись без решения тем или иным способом нескольких национальных вопросов. Оно согласилось на учреждение в Цилле Словенской гимназии, и это оттолкнуло от него немцев. Реформа избирательного права, встреченная одобрительно немцами, в конце концов не нашла сочувствия у поляков, которым она казалась все же слишком демократической. В 1895 г. коалиция партий, поддерживавшая министерство, окончательно распалась, и оно вышло в отставку. Нижнеавстрийский наместник Кильмансег сформировал так называемое "деловое", или внепарламентское, министерство. Наиболее видной фигурой в нем был проф. Бем-Баверк, занявший пост министра финансов. К сентябрю того же года Кильмансег уступил свое место бывшему наместнику Галиции, гр. Бадени. Несколько раньше произошла важная перемена в общем австро-венгерском министерстве: в мае 1895 г. вышел в отставку по слабости здоровья австро-венгерский министр иностранных дел гр. Кальноки, и его место занял гр. Голуховский, но иностранная политика Австро-Венгрии от этого не изменилась. Еще в 1879 г. Австро-Венгрия вступила в постоянный оборонительный и наступательный союз с Германией (союз этот был созданием Бисмарка в Германии и гр. Андраши в Австро-Венгрии), к которому в 1882 г. присоединилась Италия. Таким образом создался так назыв. Тройственный союз, верность которому лежит с тех пор в основе австро-венгерской иностранной политики. — Бадени сформировал свое министерство по преимуществу из славянских элементов, с некоторой примесью немецких; все министры были избраны вне парламента. Министерство желало опираться на элементы клерикальные и славянские; в уступках федералистическим стремлениям последних оно шло гораздо дальше, чем министерство Тааффе. Главное дело, лежавшее на его обязанности, было проведение нового соглашения с Венгрией, так как срок его истекал в 1897 г. Для этого нужно было иметь опору в рейхсрате, которой не было. Немецкие элементы рейхсрата, а также антисемиты настойчиво требовали повышения доли Венгрии в общих австро-венгерских расходах с 31,4 до 42 на 100, мотивируя это тем, что Венгрия за 30 лет стала относительно богаче и населеннее, чем была раньше. Венгрия настаивала на сохранении старой нормы. В дополнение к обычным делегациям была создана депутация квоты (квотой называется норма отношения в расходах Венгрии и Австрии), избранная австрийским рейхсратом и венгерским рейхстагом: она также не могла достигнуть соглашения. В течение нескольких лет соглашение между Австрией и Венгрией заключалось лишь на годичные сроки, и то только благодаря личному и настойчивому вмешательству императора; оно принималось венгерским рейхстагом, но в А. осуществлялось на основании § 14 конституции. Бадени взялся за проведение реформы, не осуществленной Виндишгрецом: только с 43 он увеличил число депутатов пятой курии до 72. Предложенное младочехами введение всеобщего избирательного права было отклонено 175 против 61 голоса; корпус избирателей пятой избирательной курии был увеличен посредством отмены различных ограничений (простиравшихся на домашнюю прислугу и т.д.), так что она в действительности стала "курией всеобщего голосования". В мае 1896 г. избирательная реформа была принята в палате депутатов рейхсрата большинством 234 голосов против 19; за нее голосовали все партии правительственные, а также большая часть радикальных элементов; затем она была принята палатой господ и стала законом 25 сент. 1897 г. Вслед за этим гр. Бадени удалось ввести подоходный прогрессивный налог, склонив на свою сторону аграрные элементы палаты понижением налога поземельного и повышением вывозных премий на сахар. Это было последней серьезной внутренней мерой, проведенной через австрийский рейхстаг, до настоящего времени (февраль 1905 г.). Наибольшую опасность для министерства Бадени, как и для всякого австрийского министерства, желающего сохранить соглашение с Венгрией, представлял рост крайних немецко-национальных партий: антисемитов, вождь которых, Луегер, сделал одним из пунктов своей программы вражду к Венгрии, и родственных антисемитам, только с более слабым клерикальным оттенком, пангерманцов, во главе которых стояли Шенерер и Вольф. В 1895 г. антисемиты получили большинство в венском городском совете. Луегер был трижды избран венским бургомистром; два раза император отказывал ему в утверждении, но в третий раз должен был утвердить его. С 1895 г. большинство в нижнеавстрийском ландтаге также принадлежит антисемитам. С этого времени началось понижение достоинства нижнеавстрийской и венской народной школы. Лучшие учителя массами изгонялись и замещались невежественными креатурами антисемитов и клерикалов; расходы на содержание школ были понижены. В марте 1897 г. произошли новые выборы в рейхсрат. Они принесли полный разгром немецких либералов в первых четырех куриях, где они потеряли 30 мандатов; только в курии всеобщего голосования они приобрели пять новых мандатов. Число антисемитов увеличилось на 28. Социал-демократы, как организованная партия, появились в Австрии лишь в 1889 г. под руководством д-ра Адлера (см. соотв. статью) и с тех пор быстро усиливались. В начале 1890-х гг. среди них выделился, как даровитый организатор и оратор, поляк Дашинский; около 189 5 г. к ним перешел Пернерсторфер (см.), ранее бывший одним из депутатов малочисленной демократической партии. Внутри австрийской социал-демократии шла постоянная борьба по национальному вопросу, которая привела в 1899 г. к созданию федеративной организации социал-демократической партии (см.). К 1897 г. за них в курии всеобщего голосования, в которой только они и выступали, голосовали 595000 человек, т. е. 27%, но, вследствие австрийской системы подачи голосов и распределения округов, они получили только 14 мандатов. Число младочехов, избранных в городской, сельской и пятой куриях, возросло до 62; поляки получили 59 мандатов; различные клерикально-консервативные и аграрные группы располагали 95 депутатами. В соединении с некоторыми мелкими национальными группами поляки, младочехи и консерваторы могли составить большинство, на которое министерство решило опереться. Четырьмя министерскими распоряжениями о равноправности немецкого и чешского языков в Богемии и Моравии 4 апреля и 2 мая 1897 г. оно привлекло целиком на свою сторону младочехов, отказавшихся от своей радикальной программы за эту чисто национальную уступку. Это сказалось с особенной яркостью при обсуждении в рейхсрате вопроса о предании суду министерства Бадени, предложенного социал-демократами за целый ряд грубых злоупотреблений на выборах в Галиции (арест многочисленных избирателей, фальсификация избирательных списков, пользование вооруженной силой с целью разгонять избирательные собрания и даже не допускать избирателей в избирательные помещения). Большинством 203 против 153 голосов это предложение было отвергнуто. Младочехи вотировали с большинством. С этого времени началась в рейхсрате систематическая обструкция, в которой приняли участие главным образом немцы (немецкие либералы, немецкие социалисты, антисемиты), а также социал-демократы. Ни один законопроект правительства не мог пройти; парламент вообще стал бессильным для законодательной работы. Обструкционисты-немцы заявили, что они будут пользоваться "всеми законными способами противодействия правильным занятиям, пока не будут взяты назад распоряжения об языках". Немецкое движение усилилось и в стране; гр. Бадени пришлось действовать против него при помощи полицейской силы. Осенью 1897 г. новую сессию рейхсрата пришлось открыть без тронной речи. Сторонник министерства гр. Фалькенгайн предложил новый парламентский регламент, дававший президенту право своею властью исключать депутата из палаты на трехдневный срок. Когда после краткого обсуждения этого вопроса президент Абрагамович предложил принять его вставанием, то оказалось, что почти вся палата стояла на ногах, крича, жестикулируя, нанося пощечины и удары; никто не слышал призыва Абрагамовича; тем не менее, Абрагамович признал всех стоявших за согласных и провозгласил регламент принятым. Тотчас же после этого, основываясь на регламенте, он исключил Вольфа и нескольких других депутатов из палаты на трехдневный срок. Так как они не желали удалиться, вице-президент Крамарж ввел полицию в стены рейхсрата и силою отправил депутатов в тюрьму. Это злоупотребление президентской властью усилило ненависть как к Абрагамовичу, так и к Бадени, который подал в отставку (ноябрь 1897 г.). Его место заняло тоже внепарламентское министерство Гауча. Оно искало сближения с немцами и в угоду им в феврале 1898 г. отменило распоряжение Бадени о языках, но все-таки не могло найти большинства в парламенте и потому в марте 1898 г. уступило место бывшему наместнику Богемии, гр. Туну. Это министерство тоже состояло по большей части из чиновников; из парламентских деятелей в его состав вступили младочех д-р Кайцль и представитель крупного землевладения Берэнрейтер. Министерство Туна, как и министерство Бадени, пыталось опираться на славянские элементы и точно так же оказалось бессильным против немецкой обструкции. В угоду ей закон Фалькенгайна был признан незаконным, но это ее не удовлетворило. По-прежнему соглашение с Венгрией и бюджет приходилось проводить при помощи § 14 конституции, т. е. без их принятия рейхсратом. В 1899 г. Тун уступил место опять-таки чисто чиновничьему, так называемому "деловому" министерству гр. Кляри, с Кербером в должности министра внутренних дел и поляком Хлендовским на посту министра без портфеля. Это министерство искало опоры в немцах и поляках, но скоро (январь 1900 г.) должно было уступить место новому, тоже чиновничьему министерству д-ра Кербера, взявшего себе портфель внутренних дел. Это министерство было вполне внепартийным. В течение пяти лет оно искусно балансировало между различными национальными и политическими партиями. Сначала ему удалось на некоторое время заставить парламент работать и провести через него мероприятия, связанные с венгерским соглашением. Однако, скоро опять началась усиленная обструкция в парламенте, со стороны то чехов, то немцев. В конце 1900 г. рейхсрат был распущен. Новые выборы дали немцам-либералам 35 мандатов, немецкой народной партии — 49, пангерманской — 21, немецкой-католической партии — 23; антисемиты получили 21 мандат, другие немецкие консервативные группы — 33, младочехи — 53, другие чешские партии — 12, поляки — 69, русинские радикалы — 10; остальные партии — 71. Кербер счел нужным опереться на немцев, которых оказалось в парламенте 182 против 243 сторонников других национальностей и партий, из которых он привлекал на свою сторону различные отдельные группы. Ради них он несколько раз преобразовывал свой кабинет. В 1902 г. ему удалось настолько восстановить работоспособность парламента, что бюджет на 1902 г. в первый раз после 1897 г. был наконец принят, хотя и с опозданием на несколько месяцев; но уже в 1903 г. он был вновь проведен на основании § 14, так же как и в 1904 г. В самом начале 1905 г. Кербер не выдержал борьбы и вышел в отставку. Место его занял Гауч. В январе 1905 г. рейхсрат возобновил работы. Начались прения о бюджете, во время которых обнаружилось, что безбюджетное управление в течение 7 лет привело к страшному увеличению расходов, к крайним непорядкам в управлении всех министерств.
Новейшая литература по истории A. Нuber, "Geschichte Oesterreichs" (5 т., Гота, 1884—96). Wurzbach, "Biographisches Lexikon des Kaiserthums O." (60 т., Вена, 1857—92); H. v. B ü low, "Oestweich-Ungaras Handels- und Industrie-Politik" (Б., 1902); A. L. Hickmann, "Die geistige und materielle Entwickelung O. U's im XIX Jahrh." (Вена, 1900); L. Leger, "Histoire de l'А. H." (4 изд., Париж, 1895); F. M. Mayer, "Geschichte d. ö. u. Monarchie" (Вена, 1894); "Die ö. u. Monarchie in Wort und Bild auf Anregung des Kronprinzen Rudolf" (397 вып., Вена, 1886—1902); Dr. S. Adler, "Zur Reichsgesch. des adeligen Grundbesitzes in Oest." (Лпц., 1902); A. Huber, "Oest. Reichsgeschichte" (Вена, 1901); Rud. Springer, "Der Kampf der ö st. Nationen um den Staat" (1 ч., Лпц., 1902); G. Kolmer, "Parlament und Verfassung in Oest." (1 т., 1848—69, Вена, 1902; 2 т., 869—79, Вена, 1903; самая ценная из новейших работ по истории А.; 8-й том обещан); вышеприведенные статьи Звездича и Lowell; Водовозов, "Политические партии Австрии" ("Русское Богатство", 1898, № 9).
В. В—ов.
Page was updated:Thursday, 24-Nov-2016 05:16:36 MSK |