[ начало ] [ А ]

Аллегорическое изложение

— называется такое изложение письменного документа или иначе высказанного учения, при котором предполагается, что автор думал и желал дать понять нечто другое, чем то, что говорят непосредственно слова и форма его речи, обыкновенно — нечто более отвлеченное. В собственном и определенном смысле это изложение бывает применяемо только к письменным сочинениям религиозного содержания, так как в них легче всего удержать принцип аллегорического изложения относительно почитаемого большею частью вдохновенным свыше документа и вместе с тем избежать противоречия с изменившимся религиозным убеждением. Этот способ изложения очень стар; ошибочно предполагать, что его в первый раз применяли александрийские ученые, так как он был в употреблении еще у индийцев. Отсюда он перешел в Палестину к иудеям, между которыми его приверженцами были, по Иосифу, фарисеи, по Филону — также и эссенцы. Больше всего пользуется А. в своих сочинениях Филон, а от него его переняли александрийские богословы христианской церкви и применяли искусно, свободно и остроумно, но без твердых принципов. Новоплатоники, первоначально не расположенные к А., мало-помалу усвоили его себе от иудеев и христиан и применяли равно к древним мифам, как и к гомеровым песням. Из этих школ и их стремлений происходят "гомерические аллегории", приписываемые Гераклиду Понтийскому. Иудеи и христиане различали обыкновенно четыре рода А., смотря по предметам, на которые намекает документ: мистическое (божественные предметы), анагогическое (небесные), нравственное, или тропологическое (внутренний мир), и типическое (внешний мир). Антиохийская школа поставила в лице Евсевия и Кирилла вместо А. так называемую теорию, т. е. более точное следование грамматическому смыслу текста с применением свободной критики. Ясно, что такое А. открывает свободный доступ хитроумному самоволию. Здравое изложение основывается на законах и методе историко-филологической интерпретации.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:28 MSK