[ начало ] | [ Б ] |
Белль-Ланкастерская система обучения
или метод взаимного обучения — название учебной системы, на основании которой лучшие ученики под наблюдением учителя обучают слабейших, так что является возможность обучать весьма большое число учеников одновременно, в одной и той же учебной комнате, при помощи одного учителя. Первые попытки "взаимного обучения" встречаются уже довольно давно. Но разработкой и приведением в систему этого способа обучения занялись только под конец XVIII стол. англичане Андрю Белль и Джозеф Ланкастер. Оба они совершенно независимо друг от друга пришли к одной и той же мысли. Их системы обучения были сходны между собой по существу. При взаимном обучении учеников разделяют на множество маленьких классов, и для каждого из них назначается один из учеников, оказавших наиболее успехов, который и передает своему классу все необходимые знания, предварительно приобретенные им у учителя. Помощники учителей называются мониторами; класс, состоящий обыкновенно из десяти учеников, или сидит на одной скамье, или, по системе Белля, стоит полукругом перед монитором. Самые опытные или наиболее надежные в нравственном отношении ученики становятся в свою очередь старшими помощниками учителя и имеют надзор над младшими мониторами и их классами. Другие помощники наблюдают за внешним порядком. Все обучение совершается в точно определенные сроки и в строгой последовательности. При помощи строго проводимой системы наград и наказаний, отчасти телесных, отчасти затрагивающих в ученике чувство чести, в массе детей поддерживается надлежащая дисциплина. Предметы, которые преподавались вышеописанным образом, были чтение, письмо, счисление и Закон Божий.
Распространение Беллевой системы обучения в Англии, Валлисе, Шотландии и Ирландии много способствовало основанное в 1811 г. клерикальной партией "Национальное общество для содействий воспитанию бедных детей в правилах господствующей церкви". В то же самое время между диссентерами встретили большое сочувствие школы, которые с 1798 г. начал устраивать Ланкастер; для поддержки их учреждено было в 1814 г. "Британское общество для воспитания детей всех исповеданий". Из Англии Ланкастерская система обучения распространилась в других частях света, а также в европейских государствах, а именно: во Франции, России, Дании, Италии, и менее всего привилась она в Германии. У метода взаимного обучения нашлись свои панегиристы и свои порицатели. В числе первых следует упомянуть о Цереннере, а в числе последних — о Дистервеге. Безусловного одобрения принцип взаимного обучения заслуживает для тех школ, в которых один учитель обучает большое число учеников различного возраста, но в применении этого принципа должно быть допущено более свободы, чем это делалось до сих пор. В новейшее время из Ланкастерской системы удержан только принцип помощи, оказываемой учителю лучшими учениками.
Литература. Кроме сочинений, упоминаемых в статьях Белль и Ланкастер, заслуживают указания еще следующие: Наторпа, "Bell und Lancaster" (Эссен, 1817); Harnisch, "Ausf üh rliche Darstellung und Beurteilung des Bell-Lancasterschen Schulwesens in England und Frankreich" (Бресл., 1819); Diesterweg, "Bemerkungen und Ansichten auf einer p ädagogischen Reise nach den dä n. Staaten im Sommer 1836" (Берл., 1836); Zerrener, " Über das Wesen und den Wert der wechselseitigen Schuleinrichtung" (Магдеб., 1832); его же, "Die wechselseitige Schuleinrichtung etc." (Магдеб., 1837); R ö nnekampf, "Beleuchtung des Diesterwegschen Urteils" (Альтона, 1837); его же, "Reflexionen und Aphorismen über das Wesen, die Vorzü ge, die Vervollkomnung und den Fortgang der wechselseitigen Schuleinrichtung" (Альтона, 1840); Н. И. Греч, "Руководство к взаимному обучению" (СПб., 1819).
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:40 MSK |