[ начало ] [ Б ]

Болгария (дополнение к статье)

(см.) — конституционное княжество, номинально под верховной властью Турции. В 1900 г. жителей было: собственно в Б. 2644299, в Вост. Румелии — 1099984, всего 3744283. Наиболее значит. города: София (68 тыс. жит.), Филиппополь (43), Варна (33), Рущук (33), Сливно (25 тыс. жит.). Торговля развивается: в 1903 г. ввоз оценивался в 91 млн. фр., вывоз (продукты земледелия и скотоводства, вино, розовое масло, розовая вода) — 108 млн. фр. Жел. дорог в 1903 г. — 1599 км, телеграф. линий — 5261 км. Войска в мирное время — 40555, в военное — 20 9 000; военных судов — 17, с 503 чел. экипажа. В 1903 г. госуд. доходы и расходы составляли 98 млн. фр.; госуд. долг — 280 млн. фр.

История. Последние годы управления министерства Стамбулова были эпохой крайнего деспотизма. Стамбулов систематически фальсифицировал выборы, как при помощи наемных хулиганов, препятствовавших избирателям пользоваться своим правом, так и при помощи извращения избирательной процедуры, производимого искусно подтасованными избирательными бюро. И то, и другое было возможно вследствие сравнительного равнодушия народных масс к политическим вопросам. Палата депутатов состояла поголовно или почти поголовно из сторонников Стамбулова, избранных большею частью либо единогласно, либо подавляющим большинством голосов. Свобода печати нарушалась на каждом шагу, при помощи конфискаций и предания суду, на основании крайне стеснительного закона 1887 г., причем не пользующиеся несменяемостью судьи оказывались всегда послушным орудием в руках Стамбулова. С политическими противниками Стамбулов расправлялся очень круто. После убийства Бельчева (см.) он арестовал и предал суду целый ряд враждебных ему выдающихся политических деятелей, которые и были осуждены; из их числа П. Каравелов приговорен, на основании крайне сомнительных улик, к пяти годам тюремного заключения. В области экономической деятельности правление Стамбулова было эпохой грюндерства, с соответствующими ей хищениями казенных сумм; сам Стамбулов и его ближайшие единомышленники широко пользовались возможностью бесконтрольно распоряжаться государственной кассой. В области иностранной политики Стамбулов стремился к сближению с Турцией и Австрией и до конца относился крайне враждебно к России. В 1893 г., после нескольких неудачных попыток найти невесту из царствующего дома, князь Фердинанд женился на Марии-Луизе, принцессе Пармской (внучке герцога Пармского Карла III), римско-католического вероисповедания. Бракосочетание это стало возможным лишь на условии обязательства (противоречившего действовавшей тогда конституции) воспитывать детей в римско-католической вере, что еще более отчуждало Фердинанда и Б. от России. Стамбулов, несмотря на упорное сопротивление даже своих обыкновенно послушных сторонников, провел через очередное и потом в 1893 г. через чрезвычайное народное собрание пересмотр конституции. 38-я статья конституции в новой редакции гласила: "Болгарский князь не может исповедовать другой веры, кроме православной. Только князь, вступивший на болгарский престол в силу избрания, если он принадлежит к какому-либо другому христианскому вероисповеданию, может остаться в нем, точно так же, как и его первый наследник". Одновременно с этим были пересмотрены и некоторые другие статьи конституции, в видах укрепления княжеской власти. Прежний титул князя "светлость" заменен титулом "царское высочество"; введены ордена, награждение коими предоставлено князю (до тех пор это было запрещено конституцией, за исключением военных). При отсутствии народного собрания князю предоставлено право заключать государственный заем на сумму не свыше 3 млн. франк. (ранее — не свыше млн. франк.); сумма, которую он может израсходовать на экстренные надобности без предварительного согласия народного собрания, повышена с 300 тыс. до миллиона франков. Число депутатов в народном собрании уменьшено вдвое: до тех пор депутаты избирались по одному на каждые 10000 населения, отныне — на каждые 20000 населения; срок полномочий палаты продлен с 3 до 5 лет. Впрочем, ни одна палата не дожила до нормального окончания срока своих полномочий; многие распускались через год, другие — через два, и только одна (1896—1899) распущена через три года после избрания. К прежним 6 министерствам прибавлены еще два: 1) торговли и земледелия, 2) общественных работ и путей сообщения. В том же 1893 г. обычное народное собрание увеличило цивильный лист князя с 600000 до 1000000 франк. Режим самовластной диктатуры Стамбулова под конец стал невыносим и для князя. После пересмотра конституции, который мог провести только Стамбулов, благодаря своему авторитету, он стал более не нужен для князя, который отставкой Стамбулова, ненавидимого всей страной, решил приобрести себе популярность. Воспользовавшись грязной историей между Стамбуловым и женой военного министра Саввова, князь явно обнаружил свою враждебность к Стамбулову. Последний подал в отставку, и на этот раз князь, вопреки настойчивым советам австрийского и других иностранных консулов, принял ее. Стамбулов, по-видимому, не ожидал этого. Сохраняя еще фактически власть в своих руках, он сделал распоряжение об устройстве при помощи полиции митингов протеста против его отставки. Ненависть к нему была, однако, слишком сильна, и митинги протеста против отставки Стамбулова, несмотря на все усилия полиции, обратились в митинги протеста против Стамбуловского режима и благодарности князю. На улицах Софии произошло несколько столкновений между согнанными на Стамбуловский митинг переодетыми полицейскими и нанятым сбродом, с одной стороны, — и грандиозными, действительно. народными митингами с другой; столкновение, между прочим, произошло на площади перед дворцом князя. Решил борьбу Рачо Петров, за несколько дней до того по личному настоянию князя занявший пост военного министра; войска стали на сторону народа, и Стам-буловский митинг был разогнан. Подобные инциденты произошли по всей стране. Все это имело характер отчасти революции, отчасти пронунциаменто и известно в истории Б. под именем "преврата 18 мая 1894 г.". Переворот этот знаменовал в одно и то же время и пробуждение народного самосознания к более нормальной конституционной жизни, и значительное укрепление власти князя, который отныне является могущественным фактором болгарской политики. Новый кабинет был составлен Стоиловым из вождей прежней соединенной легальной оппозиции, т. е. двух групп: консервативной (Стоиловской) и либеральной (Радославовской). Хотя обе эти группы считались русофобскими, но они вскоре начали стремиться к примирению Б. с Россией. В области внутренней политики их главной задачей было восстановить нормальный конституционный строй и уничтожить следы Стамбуловского режима. Значительное число Стамбуловских чиновников было смещено и заменено партизанами нового правительства. В действительности, однако, обе группы (особенно первая) стремились скорее заменить Стамбуловский режим личным режимом князя. Тем не менее печать получила значительно большую свободу, политические преступники старого режима, в том числе и Каравелов, освобождены или тотчас, или через несколько месяцев, на основании закона об амнистии, проведенного через народное собрание; большинство изгнанников и эмигрантов — Цанков, Величков и др. — вернулись в Б. еще до формальной амнистии. Выборы в народное собрание в конце 1894 г. были гораздо правильнее и свободнее, чем выборы при Стамбулове, что объяснялось как наличностью двух враждебных друг другу фракций в правительстве, так и тем, что новое правительство еще не успело овладеть вполне всем полицейским механизмом. В результате выборов явилась пестрая палата, лишенная прочного большинства. Стамбулисты, безраздельно властвовавшие в предыдущем парламенте, вовсе не были представлены в новой палате. Радославов, опираясь на значительное число своих сторонников, потребовал себе более влиятельного положения в правительстве. Стоилов воспользовался этим, чтобы отделаться от него: он вступил в переговоры с соединистами, привлек к себе даже часть цанковистов и образовал из них, вместе с консерваторами, новую партию, принявшую наименование народной партии (народняков). После выхода в отставку Радославова и радославистов их места были заняты соединистами (Величковым и другими). Как и другие болгарские политические партии, за исключением социалистов и отчасти каравелистов, народная партия очень мало заботилась о практическом применении своей программы и очень сильно о дележе добычи; но к этой партии примыкали наиболее зажиточные элементы болгарского общества, по преимуществу так называемые чорбаджии, и потому классовой оттенок в ее политике, несомненно, был. Очень многие депутаты правительственной партии, вопреки закону, занимались подрядами и поставками на казну. С чрезвычайной легкостью повышались налоги, в особенности налоги косвенные. В первую сессию нового парламента прошел закон об амнистии для политических преступников, однако с исключением для главарей (без ясного указания, что нужно понимать под этим словом) переворота 1886 г., что лишило возможности возвратиться в Б. Бендерева, Груева и других офицеров, находившихся на русской службе. Предание суду бывшего Стамбуловского кабинета представляло большую трудность: члены как Стоиловской, так и Радославовской группы в разное время были также членами разных Стамбуловских министерств и должны были нести ответственность за нарушения конституции и другие беззакония. Противодействовать общественному мнению было, тем не менее, невозможно. Народное собрание в конце 1894 г. назначило следственную комиссию для расследования злоупотреблений, совершенных Стамбуловским правительством; но раньше, чем она закончила свои занятия, 3 ноля 1895 г., Стамбулов был убит на улице несколькими злоумышленниками, которые остались не пойманными, причем даже преследовавший их кучер Стамбулова был по ошибке арестован. Враги правительства и сторонники Стамбулова, в том числе его жена, а также Каравелов, настаивали на том, что убийство было совершено с ведома и согласия правительства или, по крайней мере, одного из его членов, Начевича; некоторые обвиняли даже князя. Во всяком случае, смерть Стамбулова была для многих членов правительства весьма приятным событием, так как она избавляла их от человека, которого нельзя было не посадить на скамью подсудимых, но который занял бы место на этой скамье хорошо вооруженными Парламентская следственная комиссия признала наличность целого ряда преступлений, но, ввиду смерти главного виновника, делу не было дано судебного хода. По обвинению в убийстве Стамбулова в декабре 1896 г. судился некто Тюфекчиев, который, как соучастник убийства, и был приговорен к 3 годам тюрьмы. Процесс производил впечатление искусно разыгранного фарса. Много времени спустя, именно в 1902 г. был приговорен к смертной казни некто Халю, как убийца Стамбулова. Все обстоятельства убийства остались темными. В конце 1895 г. князь заявил, что его сын Борис, крещенный по католическому обряду, будет присоединен к православной церкви. Этот акт совершился 2 февраля 1896 г. и привел к официальному примирению Б. с Россией, а вслед за тем к признанию султаном и всеми европейскими державами Фердинанда болгарским князем и генерал-губернатором Вост. Румелии. В мае 1896 г. были восстановлены между Б. и державами правильные дипломатические сношения. В 1897 г. князь совершил поездку в Константинополь; в 1898 г. князь с княгиней были в СПб., где были приняты императором Николаем II; в 1902 г. князь был вторично в Петербурге. С признанием державами болгарского правительства, существование нелегальной оппозиции (Цанкова и Каравелова) потеряло смысл, ибо она опиралась на незаконность власти Фердинанда. Уже в 1896 г. Цанков и Каравелов появились в княжеском дворце, приглашенные туда князем для совета. Благодаря всему этому к 1896 г. правительство Стоилова вполне окрепло и, завладев полицейской машиной, провело выборы в палату депутатов почти так же, как их производил Стамбулов. Из 169 членов новой палаты только 15 принадлежало к различным оттенкам оппозиции. Новая палата подняла покровительственные и фискальные пошлины на ввозимые в Б. товары с 8 % до 14 % ad v alorem. Ta же палата, уступая желанию России, провела полную амнистию всем политическим преступникам; офицерам были даже засчитаны в счет службы года, проведенные ими на русской военной службе. В том же году был издан новый избирательный закон, улучшивший процедуру выборов. Избирательные округа были разделены на участки; для выборов отныне избиратель не должен был идти в далекий город, а мог вотировать поблизости, в своей деревне. Это сразу, в связи с общим подъемом политического самосознания, вызвало ослабление абсентеизма и усиление участия избирателей в выборах. В последний год стамбуловщины, в 1893 г., число голосовавших равнялось 141000, т. е. 19 % всех избирателей, затем:

Годы

Число голосовавших

%

1894

197303

26

1896

227291

30

1899

378649

50

1901

344294

43

1902

405584

50

1903

345972

41

Проект правительства избавить Б. от власти иностранной железнодорожной компании, которой принадлежит железнодорожная линия, проходящая через Южную Б. (бывшую Восточную Румелию) посредством проведения параллельной железной дороги рухнул вследствие финансового противодействия венского Лендербанка и политического противодействия султана; общественное мнение упрекало министра финансов Тодорова в корыстных целях при проведении всей этой операции. Этим воспользовался князь, чтобы удалить слишком долго остававшееся на своем посту министерство, грозившее получить такую же власть, как и министерство Стамбулова. Он оскорбил Тодорова, выразив доверие к ходящему против него обвинению, и этим вызвал отставку кабинета (январь 189 9 г.). Новый кабинет было поручено составить стамбулисту Грекову, не имевшему не только большинства, но даже сколько-нибудь заметного меньшинства в палате (3 сторонника). Греков соединился с Радославовым, палата была распущена, и новые выборы дали желательное новому коалиционному правительству большинство из 133 членов; на долю оппозиции досталось 36 мест. Внутренние раздоры в кабинете привели его к падению в октябре 1899 г. Князь, однако, решительно не желал иметь Радославова премьером, и сформирование кабинета было поручено одному из второстепенных членов Радославовской партии, Иванчову. Хорошие урожаи и некоторый рост промышленности, совершавшийся при содействии правительства, вызвали подъем экономического благосостояния Б., параллельно с которым шло поднятие народного образования. Несмотря на это, финансы княжества находились в крайне печальном положении. Радославову пришлось прибегнуть к двум крайне непопулярным мерам: к восстановлению десятины натурой — старинного турецкого налога, отмененного еще при Стамбулове, — и к сокращению жалованья чиновникам; князь отказался от половины своего цивильного листа. Восстановление десятины вызвало сильную агитацию в стране, сказавшуюся в нескольких кровопролитных стычках народа с полицией и войсками. Раздражение интеллигенции, вызванное сокращением жалованья чиновников, усилило общее недовольство; повсеместно говорили о возвращении стамбуловщины, с ее палочным режимом. В июне 1900 г. князь указом, не одобренным народным собранием и, следовательно, совершенно противозаконным, ограничил свободу печати. Наконец, общественное негодование против Радославовского кабинета было усилено историей с вагонами, заказанными правительством за границей по чрезмерно высокой цене и по доставке в Софию оказавшимися негодными. В январе 19 0 1 г. Иванчов вышел в отставку и князь поручил сформирование кабинета своему верному стороннику, Рачо Петрову. Прежде всего Петрову понадобилось создать большинство, но он слишком поторопился, назначив выборы через месяц после своего вступления во власть и не подготовив их так, как они подготовлялись предшествовавшими министерствами. Во всяком случае, выборы, имевшие место в феврале 1901 г., были сравнительно свободны и нормальны. В новом народном собрании прочного большинства не было; цанковистов в нем было 42, каравелистов 30, народняков 30, "земледельческий союз" (партия крестьянско-демократическая, родственная каравелистам, но не тождественная с ними) — 18, социалистов — 2, радославистов, которые только что составляли подавляющее большинство палаты, всего 5 и, наконец, различных мелких групп и диких (в числе которых находились и демократы, и республиканцы, и реформаторы, и разные другие) — 30. Эта палата значительно выделялась из ряда всех предыдущих наличностью вполне принципиальных партий, свидетельствующею о значительном росте политического самосознания. Петрову не оставалось нечего другого, как подать в отставку. Князь решился испробовать вполне конституционное министерство. Он поручил составление его Каравелову, имевшему наиболее шансов сплотить вокруг себя в этой палате многочисленную партию. Каравелову пришлось сформировать кабинет из своих ближайших сторонников и цанковистов, опираясь, притом, на демократов и социалистов. Он пал, связав свою судьбу с заграничным займом, обеспеченным табачной монополией. Палата на заключение займа не согласилась, и Каравелову пришлось выйти в отставку. В актив управления Каравелова входит отмена десятины натурой. При нем был проведен новый избирательный закон: бродячие цыгане лишены права голоса, которым до тех пор они пользовались за водку или деньги, как это было угодно правительству и местным властям; но для проведения этой меры Каравелову пришлось обойти статью конституции о всеобщем голосовании, которую когда-то в Тырновском собрании (1879 г.) он сам горячо отстаивал. Новое министерство в январе 1902 г. сформировал цанковист Данев. Произведенные им выборы дали большинство правительству; одних цанковистов в палате оказалось 97 человек. Министерство Данева благополучно провело тот заем, из-за которого пал Каравелов. Главный вопрос, стоявший на очереди, был вопрос македонский. В самой Б. сочувствие к македонским инсургентам и ненависть к Турции, а косвенно — и раздражение против держав, ее поддерживающих, росло все более и более. Между тем запутать Б. в какую-либо опасную авантюру Фердинанд решительно не хотел. Угождая ему, министерство Данева арестовывало и разгоняло македонские комитеты на болгарской почве и препятствовало всем подготовительным мерам для возбуждения восстания в Македонии. Делало оно это довольно неохотно и не с достаточной энергией. Поэтому в 1903 г. князь дал ему отставку и вновь поручил сформировать кабинет Рачо Петрову, который взял себе иностранные дела. Министерство внутренних дел получил друг и единомышленник Стамбулова, член его кабинета, Петков, военное министерство — тоже член стамбуловского кабинета Саввов, министерство просвещения — проф. Шишманов, в свое время бывший тоже стамбулистом; таким образом кабинет был преимущественно стамбулистским. Новые выборы, произведенные обычными способами Петровым и Петковым, дали большинство правительству (124 из 189 членов собрания), и министерство могло управлять страною, опираясь на верную ему палату. Оно употребляло все усилия, чтобы подавить македонское движение, по крайней мере, на болгарской почве. Тем не менее, война России с Японией, ослабив поддержку, которую Россия оказывала Турции, окрылила надежды всех сторонников свободы в Македонии. Движение в 1904 г. приняло более широкие размеры, чем когда-либо, и министерству предстоит весьма трудная задача. Оно сильно поддержкой князя, но явно туркофильская политика последнего ослабила в последние годы его авторитет в стране. Вместе с тем в стране совершился несомненный рост народного самосознания, и политика в духе Стамбулова оказывается теперь более трудной, чем раньше. Это видно из того, что хотя правительству на выборах удалось создать себе сильное большинство, все же оппозиция оказалась несравненно более сильной, чем она бывала при Стамбулове.

Новейшая литература. Лучшим новейшим исследованием по конституционному строю и по истории государственного строя Б. является статья П. Н. Милюкова, "Болгарская конституция" (в "Русском Богатстве", 1904, №№ 8—10). См. К. Jirecek, "Das F ü rstenthum Bulgarien" (Вена, 1891; изложение этого в высшей степени ценного исследования сделано Пыпиным в "Вестн. Евр.", 1891); Er. J. Prinz zu Battenberg, "Die volkswirtschaftliche Entwickelung B.'s von 1879 bis zur Gegenwart" (Лпц., 1891; одна из самых важных работ по экономическому положению Б.; теперь, впрочем, сильно устарела); Dr andar, "Les évé nements politiques en В. depuis 1876" (Брюссель, 1896; поверхностно и пристрастно); Е. Dicey, "A peasant state, an account of В. in 1894" (Л., 1894); Drenkoff, "Die Steuerverh ä ltnisse B.'s" (Иена, 1900); L. Lamouche, "La B. dans le pass é et le pré sent" (П., 1892); W. Miller. "The Balkans" (Л., 1896).

В. В—в.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:44 MSK