[ начало ] [ Б ]

Брама Сомай

(Brahma Samadsch) — новая теистическая церковь в Индии, основанная раджею Ram Mohan Rai, одним из выдающихся людей своего времени. Ram Mohan Rai род. в округе Bardwan в 1772 г. Нелепость большинства браминских религиозных обрядов побудила его создать новую религию, свободную от всяких обрядностей и суеверий. Владея в совершенстве санскритским, арабским и персидским языками, он принялся за изучение Библии, Корана и Индусских Шастр. Основанием для его религии послужили видоизмененные им несколько принципы монотеизма, встречающиеся в старинных книгах Веды. В 1816 г. он учредил религиозное общество из одних индусов, где читались избранные тексты из Веды и пелись гимны. Это общество, впрочем, вскоре распалось, так как встретило сильную оппозицию со стороны остального местного общества. В 1830 г. он организовал другое молитвенное общество, тоже из одних индусов, которое, в сущности, можно считать зародышем теперешней Брамы Самай. Следующая выписка из дарственной записи на дом, предназначавшийся для молитвенных собраний членов этого общества, может дать нам ясное понятие о религиозных убеждениях и целях его основателя. Дом этот должен был "служить всем честным, трезвым, религиозным и набожным людям, без различия звания и национальности, местом собрания для поклонения и воздания хвалы единому вечному, неисповедимому и неизменяемому существу, творцу и хранителю вселенной. Верующие должны поклоняться этому существу именно как Творцу и хранителю вселенной, не обозначая Его никаким другим именем или названием, особенно из числа тех, которые употребляются для той же цели людьми других стран. Всякого рода изображения или подобия божества, в виде статуй, картин, гравюр, барельефов и т. п. не допускаются как в молитвенные, так и в частные дома верующих. Отменяются также всякого рода жертвоприношения, религиозные обряды и церемонии. Из песнопений, молитв и проповедей допускаются только те, которые могут способствовать развитию милосердия, нравственности, набожности и добродетели в людях и укреплять связь между лицами религиозных убеждений и верований". Ram Magan Rai вскоре переселился в Англию, в Бристоль, где и ум. в 1835 г. Религия его оставалась без изменений до 1850 г., когда в среде его последователей произошел раскол: одна часть их по-прежнему признавала за основание своей религии книги Веды, а другая считала эти книги политеистическими и учила, что основанием веры должны служить природа и созерцание. Последнее учение в конце концов восторжествовало, и в настоящее время Брама Самай покоится не следующих основаниях: 1) Книга природы и созерцание являются основанием веры. 2) Хотя последователи этой религии и не признают за основание своей религии никакой книги, писанной человеческими руками, они все-таки принимают с полным уважением и удовольствием всякую религиозную истину, встречающуюся в той или другой книге. 3) Они думают, что человек постоянно совершенствуется в религиозном отношении, параллельно с развитием его душевных и телесных сил. 4) Они полагают, что основные доктрины их вероучения могут служить основанием для всякой другой истинной религии. 5) Они верят в существование Единого Бога — отдельной самостоятельной личности, одаренной достойными Его нравственными качествами и разумом, дающими Ему возможность быть Владыкою вселенной и поклоняются Ему одному. Они не признают воплощения Его. 6) Они верят в бессмертие души и в сознательную жизнь в загробном мире — мире правды и добра. 7) Раскаяние считается ими единственным путем к спасению. Они не признают другого способа примирения с оскорбленным, но любящим Отцом. 8) Они просят у Бога духовного благосостоянии и верят в действительность таких молитв. 9) Они верят, что Бог неусыпно печется об них. 10) Вера в Бога, по их мнению, состоит в любви к Нему и в угодных Ему делах. 11) Они признают необходимость публичного поклонения Богу, но, в то же время, не допускают, чтобы общение с Отцом зависело от собрания для молитвы в определенный час и в определенном месте. Всегда и везде можно быть в общении с Богом, если только этому не препятствует душевное настроение молящегося. 12) Святость может быть достигнута только очищением ума и сердца от всего дурного. 13) Они не признают никаких религиозных обрядов и церемоний и не считают епитимьи за средство примирения с Богом. Чистота нравов, мудрость, благочестивые размышления, милосердие и набожность — вот их обряды. Обуздывай свои страсти, говорят они, исполняй свои обязанности по отношению к Богу и к людям, и ты достигнешь вечного блаженства; очисти свое сердце, будь благочестив и ты увидишь Невидимого. 14) Между последователями Брамы Сомай нет кастовых различий. Они считают себя детьми одного Бога, следовательно, все они братья и сестры.

Около 1860 г. более молодые брамины, с Babu Kesab Chandra Sen во главе, вздумали применить свое религиозное учение на практике и изгнать из употребления все существовавшие до тех пор религиозные обряды и уничтожить различие каст. Этому воспротивились более старые члены, считая такие нововведения преждевременными. Это дало повод к распадению браминов на два лагеря: консерваторов и прогрессистов. Последние, составившие особое общество "Индийская Брама Сомай", сделали за последнее время значительные успехи в деле распространения своего учения.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:46 MSK