[ начало ] [ В ]

Венгрия (дополнение к статье)

(см.) — конституционное королевство, одна из составных частей Австро-Венгерской монархии. Площадь 324851 кв. км; в 1902 г. жителей было 19692807. В. состоит из собственно В. и королевства Хорватии и Славонии. Собственно В. делится на 7 частей (областей), которые в свою очередь состоят из 63 комитатов и 26 свободных королевских городов с муниципальными правами; Хорватия и Славония — на 8 комитатов и 4 свободных королевских города. Отдельные части В. следующие (население по переписи 31 декабря 1900 г.):

Области

Число комитатов

Число свободных городов

Площадь, в кв. км

Население (31 декабря 1900 г.)

Область налево от Дуная

11

2

32892

2049611

Область направо от Дуная

11

5

44585

2923401

Область между Дунаем и Тиссой

6

7

36124

3284233

Область направо от Тиссы

8

1

31839

1674241

Область налево от Тиссы

8

3

43315

2336104

Область Тисса — Марош

6

3

36297

2054712

Трансильвания

13

4

57244

2476998

Город Фиуме с округом

1

21

38955

Собственно Венгрия

63

26

582317

16838255

Хорватия и Славония

8

4

42534

2416304

Вся Венгрия

71

30

324851

19254559

В столичном городе Будапеште 732000 жителей, в Сегедине — 103 тыс., в остальных менее 100 тыс.

История. Сменивший в 1890 г. первого министра Тиссу граф Сапари в течение первых двух лет успел провести несколько важных экономических и финансовых мероприятий: был введен новый поясной железнодорожный тариф, значительно ожививший пассажирское движение, улучшено судоходство по Дунаю, заключены торговые договоры с Германией, Италией, Бельгией и Швейцарией, совместно с австрийским правительством приступлено к реформе денежного обращения. В начале 1890-х гг. в Венгрии на первый план выступают вопросы церковной политики. Общественное мнение страны категорически высказывается за отделение церкви от государства, за введение гражданского брака, за полную свободу браков с лицами нехристианских исповеданий. Неудовольствие имп. Франца Иосифа за манифестации, происшедшие в Будапеште в июне 1892 г. во время празднования императором 25-летия со дня коронования, выразилось в отказе утвердить законопроект о гражданском браке. Сапари вышел в отставку. Преемник его (с 14 ноября 1892 г.), бывший министр финансов Векерле, также явился сторонником церковно-политических реформ. 26 апреля 1893 г. он внес в палату депутатов законопроект о признании полноправности иудейского исповедания и о введении гражданской регистрации актов состояния (метрик); 17 мая был предложен закон о свободе публичного богослужения, а 2 декабря внесены законопроекты об обязательном гражданском браке и о свободе выбора религии для детей от смешанных браков. Все эти законопроекты, принятые (18 апр. 1894 г.) в палате депутатов, были отклонены палатой магнатов (10 мая), но палата депутатов вторично, безо всяких изменений, вотировала законопроекты. Векерле пытался предложением о назначении новых членов в верхнюю палату сломить сопротивление магнатов. Не получив на то согласия императора, он 1 июня подал в отставку. Попытка графа Куна Хедервари образовать новый кабинет не удалась; 11 июня Векерле согласился вновь стать во главе управления. Палата магнатов была вынуждена сделать хотя и неполные уступки требованиям общественного мнения. 22 июня 1894 г. она вотировала закон о гражданском браке; 9 и 10 октября были также приняты положения о свободе выбора религии для детей от смешанных браков и о гражданском ведении метрических книг, но законопроекты о свободе публичного богослужения и о признании иудейского исповедания были отклонены 6—8 октября. Первые три законопроекта были 10 декабря утверждены императором. Между тем положение кабинета Векерле, не успевшего провести церковно-политическую реформу во всей полноте, пошатнулось; 22 дек. Векерле подал в отставку. Ставший с 14 янв. 1 895 г. во главе правительства барон Банффи заявил, что перемена личного состава кабинета не означает перемну системы, и что он настойчиво будет стремиться завершить церковно-политическую реформу своего предшественника. Вскоре после того Банффи заявил в палате, что папский нунций при австрийском дворе своим резким осуждением церковной политики венгерского правительства перешел пределы, дозволительные для представителя иностранного правительства. Австрийский министр иностр. дел Кальноки усмотрел в этом заявлении незаконное вторжение в область компетенции министерства иностранных дел. Кальноки вышел в отставку; его заменил граф Голуховский. Назначением новых магнатов Банффи удалось (28 июня 1895 г.) сломить сопротивление верхней палаты: отвергнутые ею прежде законопроекты были вотированы, и отныне разноплеменное и разноверное население В. могло спокойно пользоваться полной религиозной свободой. Эти успехи, а равно и блестяще отпразднованное в 1896 г. торжество по случаю тысячелетия, истекшего со времени поселения мадьяр в стране, еще более укрепили положение кабинета Банффи. Однако, серьезные затруднения предстояли кабинету Банффи в вопросе о возобновлении австро-венгерского соглашения, срок которого истекал в 1897 г. Состоявшиеся в октябре выборы дали блестящие результаты для правительственной партии, получившей 287 мест. Вследствие обструкции немцев в австрийском рейхсрате заключение соглашения не удалось провести в течение 1897 г. Не удалось также, вследствие сопротивления левой в венгерской палате, заключить временное, на 1/2 года, соглашение. Лишь в январе 1898 г., после того как некоторое время обе части империи не были связаны никаким законом, было заключено соглашение на один год. В течение 1898 г. Банффи не только не успел столковаться с австрийским правительством об урегулировании отношений обеих частей империи, но своим крутым образом действий против венгерской оппозиции вызвал раскол в своей собственной партии. В февр. 1899 г. он подал в отставку. Его место занял Коломан Селль (первый министр и министр внутр. дел). Переговоры с Австрией затянулись на несколько лет; соглашение было заключено лишь 31 декабря 1902 г. С начала ХX века в В. стало значительно усиливаться оппозиционное движение, группируясь вокруг Франца Кошута, вождя партии независимости. Главнейшие требования этой партии сводятся к признанию за В. полнейшей политической независимости от Австрии, с которой она должна быть связана лишь личной унией в лице монарха. Практически требования партии выражаются в мадьяризации армии (отделение венгерской армии от общеимперской, команда на мадьярском языке) и особой таможенной политике для В. Хотя выборы 1901 г. были новой победой правительственной партии, но в 1902 г. кабинет потерпел неудачу в военном законопроекте. Взятый обратно и внесенный в несколько видоизмененной форме, законопроект встретил упорное сопротивление оппозиции. Не отказывая правительству в повышении ежегодного призыва новобранцев на 25000 человек, оппозиция обусловила свое согласие введением команды на мадьярском языке, службой венгерских офицеров лишь в венгерских полках и некоторыми другими требованиями, направленными к мадьяризации венгерской части общеимперской армии. Министерство, зная непреклонность императора во вопросу о единстве армии, категорически отклонило требования оппозиции. Последствием этого явилась систематическая обструкция оппозиционной партии. В 1903 г. оппозиция не допустила вотировать ни военный закон, ни даже бюджет. С 1 мая 1903 г. страна оказалась в безбюджетном управлении. Селлю не удалось войти в соглашение с оппозицией, и 14 июня он вышел в отставку. Преемник его, хорватский бан гр. Кун Хедервари, заручился поддержкой части оппозиции по вопросу о призыве новобранцев; но другая часть оппозиции не отказалась от своей обструкционной системы действия. Положение гр. Куна окончательно пошатнулось после того, как обнаружилась попытка графа Сапари подкупить губернатора Фиуме в пользу кабинета. Министр-президент граф Кун, отрицая совершенно свое участие в попытке Сапари, подал, тем не менее, в отставку (10 августа 1903 г.). Образование нового кабинета встретило чрезвычайные затруднения, после того как император приказом по армии 16 сентября выразил свою твердую волю не поступаться своими правами главы армии в вопросах об единстве командного языка. Приказ этот вызвал бурю в независимой венгерской печати и сильное возбуждение в рядах оппозиции. Согласившийся по просьбе императора стать вновь во главе правительства граф Кун Хедервари в сентябре 1903 г. окончательно убедился в невозможности управлять страной, не имея достаточной поддержки и в среде умеренно-либеральной партии. Переговоры императора с выдающимися венгерскими политическими деятелями правительственной партии продолжались около двух месяцев. Выбранная этой партией девятичленная комиссия выработала национальную программу. Программа эта, с некоторыми изменениями, была принята императором, поручившим составление кабинета Стефану Тиссе. Она обещала введение мадьярского языка в военных судах, употребление мадьярского языка в сношениях с военными властями и учреждениями, разрешение употребления языка в обиходе венгерских войск, по возможности замещение офицерских должностей в венгерских войсках лицами венгерского подданства. В отношении командного языка признавались права императора на сохранение единства команды, но в то же время подтверждалось, что вопрос о командном языке остается и в сфере компетенции парламента, который путем соглашения с короной может добиваться перемен в языке команды. Либеральная партия считала себя удовлетворенной обещанными в этой программе уступками, за исключением одного из видных ее вожаков, президента палаты графа Аппоньи, сложившего свои президентские полномочия. В парламенте на первое время Тиссе удалось успокоить оппозиционную партию Фр. Кошута, отказавшуюся от обструкции; но другая фракция партии независимости, именно фракция Угрона, поддерживаемая клерикальной народной партией, продолжала обструкцию. Между тем в стране сочувствие к обструкционистам охладело. Неудовольствие против обструкции особенно ярко проявилось по поводу задержки на военной службе солдат трехлетнего срока вследствие замедления в утверждении закона о призыве новобранцев. Тисса решился принять против обструкции крутые меры. Он заявил, что внесет новый статут парламентского делопроизводства, предоставляющий председателю собрания чрезвычайные права по прекращению беспорядков в палате и по удалению из зала заедания депутатов, и что для вотирования военного закона и бюджета он потребует установления сокращенного порядка рассмотрения и голосования. Сначала, казалось, конфликта грозил затянуться, но в марте 1904 г старейшему члену палаты, Тали, удалось на короткое время примирить враждующие партии. Обструкция была приостановлена. Тисса отказался от своего предложения об изменениях в парламентском уставе; закон о рекрутском призыве на 1903 и 1904 г. был вотирован. В конце 1904 г. отношения между оппозицией и правительством сильно обострились, и он вернулся к своей мысли о реформе парламентского устава. В октябре 1904 г. Тисса обратился к своим избирателям с открытым письмом, убеждая их, что теперь, когда великодушная инициатива императора делает возможной реформу армии, которая осуществила бы давнишние мечтания венгер. народа, теперь безумно возобновлять борьбу, коренящуюся в разногласиях прежних лет; необходимо изменением парламентского устава, без стеснения свободы речи депутатов, создать работоспособный парламент. В либеральном клубе он заявил, что мысль провести реформу устава насилием далека от него, также как мысль о парламентской гильотине по английскому образцу; он хочет лишь принять меры против злостной обструкции. 20 октября 1904 г. министерство Тиссы внесло в рейхстаг проект нового школьного закона, делающего мадьярский язык и мадьярскую историю обязательными для всех учебных заведений, государственных и негосударственных одинаково, и установляющего обязательность преподавания на мадьярском языке во всех школах (не исключая частных), где число мадьярских детей превосходит 20%, а в школах многолюдных (свыше 100 человек) превышает 20 человек (в В. мадьяр до 46%). В ноябре в рейхстаг был внесен депутатом Даниелем (либерал) проект парламентского устава, предоставлявший президенту право по усмотрению лишать слова депутатов и в случае надобности удалять их из залы силой, для чего в постоянное распоряжение президента давалась особая стража. В стране против м-ва были социал-демократы и весь рабочий класс, раздраженные циркуляром о преследовании стачек, а также все плохо представленный немадьярские народности, недовольные школьным проектом; в рейхстаге — очень крупное коалиционное меньшинство, главой которого являлся лидер "партии независимости" Фр. Кошут. Во время прений вождь национальной партии Аппоньи впервые в венгерском рейхстаге выставил требование всеобщего голосования, утверждая, что рейхстаг не представляет венгерского народа. Тисса ответил, что и он желает расширения избирательного права, но при этой мере, везде и всегда требующей большой осторожности, в В. нужно быть особенно осторожным, ибо не все национальности одинаково преданы венгерскому государству. Борьба за регламент продолжалась при систематической обструкции. Наконец 18 ноября новый регламент был пущен президентом Перцелем на голоса, среди криков и шума; оппозиция даже не знала, что происходит голосование, правительственные же депутаты (либералы), предупрежденные, подавали свои голоса. Регламент был таким образом принят почти единогласно всеми поданными голосами, но оппозиция узнала об этом только по закрытии заседания и отказалась признать состоявшееся решение. Даже в одной части правительственной партии такое проведение регламента вызвало негодование, и из нее вышли такие влиятельные члены, как Андраши, бывший министр-президент Селль, бывший министр Влассич; они составили группу либеральных "диссидентов", вступившую в коалицию с партией независимости (Кошута), партией национальной (Аппоньи) и партией Банффи, еще ранее отделившегося от правительственной партии. Четыре партии представляли отныне одну федеративную организацию, с Кошутом в качестве президента коалиционного комитета. 28 ноября сессия рейхстага была закрыта; но открыть ее вновь было необходимо, ибо бюджет на 1905 г. не был еще вотирован. Действительно, 14 декабря 1904 г. она была открыта. Оппозиция, ожидавшая насилия со стороны правительства, собралась в заранее условленном пункте и оттуда вся вместе двинулась в парламент, чтобы по возможности раньше занять залу заседаний. Ее план заключался в том, чтобы, захватив президентскую трибуну, не дать состояться заседанию на основании нового регламента. Сделать это не удалось. Президентская трибуна оказалась отгороженной от остальной залы; для охраны ее была выставлена стража из 40 человек. Оппозиция пришла в сильнейшее негодование. Сначала некоторые депутаты оппозиции сделали было попытку убедить стражников удалиться, доказывая им, что стыдно "сынам свободной Венгрии" за деньги идти против народных представителей. Когда это не помогло, а один стражник позволил себе даже оттолкнуть старавшегося проложить себе дорогу к президентской трибуне депутата, вся оппозиция пришла в ярость: мигом снесена была решетка у президентской трибуны, разрушена самая президентская эстрада, и депутаты, вооруженные обломками, вступили в бой со стражниками, из коих двое оказались настолько избитыми, что пришлось вызвать к парламенту карету "скорой помощи". Через час депутаты правительственной партии явились к открытию заседания, но оно не состоялось. Либеральная партия увидела в этом событии уголовное преступление; напротив, вся оппозиция утверждала, что на путь беззакония первым вступило правительство, открыв двери для грубой анархии. На следующий день заседание парламента прошло довольно спокойно. Ставший особенно ненавистным оппозиции президент Перцель не явился. Зала парламента носила еще явственные следы вчерашнего погрома; тем не менее депутаты молча выслушали королевскую тронную речь. Третий день новой сессии прошел вновь бурно; тем не менее среди шума и криков, каждую минуту грозивших перейти в рукопашную, правительству удалось провести постановление о предании суду депутата Леннеля за руководительство погромом рейхстага; подсчет голосов был произведен почти так же грубо, как месяц тому назад при проведении нового регламента. В следующее заседание Тисса потребовал от парламента разрешения на кратковременное управление страною без утвержденного бюджета, причем заявил, что отказ парламента не заставит его свернуть с его пути, и что он все равно будет управлять страною, хотя бы вопреки парламенту. На это депутат Кошут, от имени соединенной оппозиции, ответил, что вся оппозиция признает Тиссу вне закона и ни в какие соглашения с ним вступать не может. Бывший министр-президент Банффи заявил, что он признает как нынешнее правительство, так и все его меры незаконными, не исключая и предстоящего распущения парламента и новых выборов, к которым намерено прибегнуть правительство. На следующий день 19 декабря заседание было открыто, но все оно свелось к прочтению королевского декрета об отсрочке заседаний до 28 декабря. Декрет был встречен криками на правой стороне: "Да здравствует король", на левой: "Да здравствует конституция". 28 декабря Тисса просил парламент о немедленном утверждении провизорного бюджета на один месяц, но не мог этого добиться. 4 янв. 1905 г. парламент был распущен; тронную речь прочитал лично король. С 1 января 1905 г. в В. наступило внезаконное положение: бюджет на 1905 г. не был утвержден, и министерство тем не менее управляло страною, собирая подати и налоги и расходуя их вне контроля парламента. В конце января 1905 г. произошли выборы в палату депутатов. Их исход:

Партия независимости (Кошут)

168

Либералы диссиденты (Андраши)

27

Национальная партия (Аппоньи)

23

Партия Банффи

13

Итого объединенная оппозиция

231

Румын

6

Сербов

2

Словаков

1

Социал-демократов (впервые появляющихся в венгерск. рейхстаге)

2

Оппозиция, не входящая в коалицию

11

Вся оппозиция

242

Либеральная партия (Тисса)

159

Диких (на которых м-во Тиссы до нек. степени может рассчитывать)

12

Депутатов от Хорватии

40

Итого верных и неверных сторонников правительства Тиссы

211

Всего

453

Таким образом, Тисса потерпел полное поражение, несмотря на то, что на выборы он истратил очень значительные деньги, давшие возможность вести агитацию очень широко, и сверх того прибегал к давлению при помощи полиции. Он немедленно подал в отставку; король ее принял, но временно, до сформирования нового кабинета, просил прежних министров сохранить портфели. Затем Франц-Иосиф приглашал к себе различных венгерских деятелей, всего чаще Андраши, которому предлагал сформирование кабинета. Андраши указал ему на Кошута, как на человека, который один при данных условиях мог бы составить кабинет, и указал на условия, на которых оппозиция могла бы принять предложение короля: расширение избирательного права, таможенное отделение В. от Австрии, венгерский язык в армии. Король ответил категорическим отказом на последнее требование. Он приглашал к себе и Кошута, но не предлагал ему сформировать кабинет. В мае король предложил сформирование делового кабинета барону Фейервари, австро-венгерскому министру финансов, что последний и исполнил в июне 1905 г. Но в первом же заседании палаты деп. (2 1 июня) он получил вотум решительного недоверия и подал в отставку, которую король не принял. Таким образом он управляет страною, не имея утвержденного парламентом бюджета и получив вотум недоверия; внезаконное состояние длится, таким образом, уже полгода. В апреле сессия венгерского рейхстага была открыта, но была совершенно бесплодной; рейхстаг постановлял антиправительственные резолюции, обсуждал второстепенные проекты, которые не осуществлялись, не обсуждая главного — бюджета. Он сделал между прочим одно очень важное теоретически постановление — о необходимости выработки автономного венгерского таможенного тарифа, и поручил выработку его особой комиссии; но пока страна остается в нынешнем положении, до тех пор осуществление этого требования невозможно. Партия Кошута высказалась определенно за распространение избирательного права на всех отбывших воинскую повинность. 21 июня сессия парламента отсрочена до 15 сент. В апреле 1905 г. в Будапеште происходил 12-й конгресс венгерской соц.-демократии, которая на этот раз торжествовала вступление свое в рейхстаг. Социал-демократия высказалась за допустимость временного союза с партией Кошута, но с сохранением самостоятельности и с соблюдением осторожности.

В. В—в.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:52 MSK