[ начало ] [ В ]

Вирадж

(властвующий, лучезарный: Vir â j — корень r â j — властвовать, сиять; ср. лат. rex, regis — царь + префикс vi) — имя одной из эманаций верховного божества Брахмы или Атмана. В этом образе, равно как и в родственных ему, выразились пантеистические стремления индусского религиозного миросозерцания переходного времени между ведийским периодом и эпохой индийских средних веков (от 600 г. до Р. Х. до XVI в. по Р. Х.). В Упанишадах (см. это сл.) В. представляется вышедшим из мирового яйца Вишеша (Vi ç esha); он есть третья и низшая из последовательных эманаций верховного божества (первая эманация — Ишвара — I ç vara — владыка, князь; Демиург, или творец вселенной, душа ее, всеведущая, награждающая и т. д.; вторая — Гираньягарбха — Hiranyagarbha, т. е. золотой зародыш, эмбрион, есть гений спящих ощущений и идей; другие имена ее Прана, Pr â na — дыхание жизни, и Сутратман, S ûtrâ tman — душа учения. См. Gough, "The philosophy of the Upanishads", Лонд., 1882). Тело В. — мировое яйцо, внешняя оболочка видимого мира, или совокупность видимых и тленных тел, принадлежавших переселяющимся душам. В. отождествляется также с целостностью бодрствующего сознания, с совокупностью всех душ в бодрствующем состоянии и т. д. Айтарея Упанишад (Aitareya Upan.) говорит так: "этот именно Атман (= сам, я, дух) проявляется в виде духа в его самом первом воплощении, внутри внешней оболочки вещей, как Вирадж или Праджапати" (Praj â pati). Ср. также Barth, "Les Religions de l'Inde" (Париж, 1879). В. является также сыном Пуруша (Purusha — человек), одного из проявлений Брахмы, верховного божества, или, обратно, его отцом (см. Ригведа, кн. X, гимн 90, 5). Позже В. изображается в виде чудовищного существа, состоящего из двух разнополых половин, мужской и женской, сообразно с легендой, по которой Брахма разделил себя на две таких половины и создал из них В. (см. Coleman, "The mythology of the Hindus", Лондон. 1832).

С. Булич.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:55 MSK