[ начало ] [ В ]

Водоизмещение корабля

есть объем вытесненной им воды. Вес этого объема воды равен весу корабля, поэтому обыкновенно В. выражают в весовых единицах — тоннах (62,03 пуда), а не в объемных. Так, напр., если В. корабля равно 10000 тонн, то это значит, что вес этого корабля со всем на нем находящимся равен 620300 пудов. Очевидно, что В. судна при расходе топлива и грузов постоянно изменяется, поэтому различают В. в полном грузу и В. спусковое, которое дает вес корпуса корабля при спуске, т. е. обыкновенно без машины, котлов, брони и пр. Наибольшее В. из всех судов, когда-либо построенных, имел спущенный в 1859 г. и недавно разобранный купеческий пароход "Great-Eastern", именно 274000 тонн. Но такое огромное В. оказалось невыгодным в коммерческом отношении, и в настоящее время из купеческих судов наибольшее В. имеют трансатлантические почтовые пароходы "City of Paris" и "City of New-York", именно 13000 тонн. Из военных судов наибольшее В. имеют 8 строящихся английских броненосцев: "Ram i llies", "Renown", "Repulze", стр. именно по 14150 тонн и итальянский броненосец "Italia" — 13900 т.

В последующей таблице показано В. некоторых судов нашего военного флота:

 

Корабль "Три Святителя"

12300

строится

"Полтава"

10980

"

"Синоп", "Чесма", "Екатерина II"

10150

Крейсер "Рюрик"

10000

строится

Корабль "Петр Великий"

9900

"Имп. Александр II" и "Николай I"

8440

"Наварин"

9470

Крейсер "Адмирал Нахимов"

8000

"Память Азова"

6500

"Дмитрий Донской", "Владимир Мономах"

5800

Корветы "Витязь", "Рында"

3000

Клипера "Опричник", "Разбойник" и пр.

1350

Минные крейсеры "Лейтенант Ильин", "Капитан Сакен"

690

Миноносцы

100-150

Миноноски

25

В. вычисляется при составлении проекта корабля по его теоретическому чертежу. Для этого длину корабля между перпендикулярами разделяют на 20 частей и через точки деления проводят поперечные сечения, которые и вычерчиваются на корпусе. Проведя затем грузовую ватерлинию, разделяют углубление на 8 или 10 частей и через точки деления проводят ватерлинии, которые на корпусе проектируются прямыми, параллельными грузовой, затем снимают с чертежа для каждого из сечений полуширины при грузовой и каждой из прочих ватерлиний. Для вычисления по этим данным В. пользуются правилом Симпсона совершенно так же, как показано при вычислении вместимости (см.). Чтобы полученный объем подводной части в кубических футах перевести в тонны, стоит только разделит его на 35, если корабль будет плавать в соленой океанской воде, и на 36 для пресной воды.

А. Крылов.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:56 MSK