[ начало ] [ В ]

Водоплавные дрова

так называются на Петербургском рынке дрова, пригоняемые в плотах, для отличия от горных, или гужевых, дров, доставляемых на судах или по железным дорогам. Впрочем, большая часть дров (в особенности еловых и осиновых), привозимых в столицу по Неве, можно только наполовину считать гужевыми, так как часть пути — от места заготовки в лесной даче до пристани, где производится нагрузка их на суда, — дрова гонятся по воде, преимущественно россыпью, т. е. без связки в плоты, но продолжительность пребывания этих дров в воде сравнительно незначительна. В. дрова уже с давних пор считаются ниже по своим качествам, чем гужевые, и потому ценятся дешевле, хотя это мнение не вполне справедливо: вода, которою пропитываются дрова при транспорте по рекам, легко удаляется из них при хорошей просушке, причем замечено, что высыхание таких дров при одинаковых всех прочих условиях идет гораздо быстрее, чем гужевых, вследствие чего, если дрова недолго остаются в воде, то после просушки их, при одинаковой степени сухости, нет различия между В. и гужевыми дровами; так, по исследованиям В. Брикса один фунт В. сухих буковых дров нагревал при сожигании 4,6 фунта воды от 0° до 90° Р., а несплавных — 4,4 фунта. Но если дрова долго остаются в воде, то они сильно выщелачиваются и впоследствии, после просушки, имеют меньший удельный вес, а при горении меньше развивают теплотворной силы: по исследованиям Вундера, В. дрова после продолжительного пребывания в воде, не представляя особенного различия в химическом составе с гужевыми, были легче их в отношении 91,7:1 0 0, по качеству же как топливо ниже, а именно — 89:100.

В. Собичевский.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:56 MSK