[ начало ] [ В ]

Вспомогательные кассы

— Под этим названием, в широком смысле слова, понимаются весьма разнообразные учреждения для взаимного вспомоществования. Иногда, впрочем, начало взаимности здесь не играет исключительной или преобладающей роли; так, В. кассами называют и такие, в которых помощь одним лицам оказывается другими. Так, например, Лоренц Штейн устанавливает троякое деление этих учреждений: 1) союзы для призрения бедных (Unterst ü tzungsvereine); 2) вспомогательные общества или союзы (H ü lfsvereine) и 3) союзные учреждения, основанные исключительно на самопомощи (Vereinswesen der Selbsth ü lfe). При таком делении первый тип учреждений покоится на добровольной, а иногда и принудительной деятельности высших или более имущих классов общества для обеспечения более нуждающихся. Нередко учреждения такого рода сливаются с задачами общественного управления по призрению бедных, почему этот тип будет рассмотрен в соответственном месте (см. Общественное призрение). Между вторым и третьим типами трудно провести резкую границу, так как в громадном числе обществ или касс для взаимного вспомоществования самодеятельность заинтересованных лиц восполняется материальной помощью или высшим руководством лиц, у которых первые находятся на работе. Здесь надо различать учреждения, основанные на добровольной инициативе с той или другой стороны, и на принуждении, выражающемся в обязательном устройстве вспомогательных касс, переходящих нередко в обязательные взаимные страховые учреждения для рабочих. Эти последние учреждения отсюда тоже выделяются и о них будет сказано особо в отделе Обязательное страхование рабочих. Но само по себе начало страхования более или менее полно проявляется во всех учреждениях для взаимного вспомоществования, если исключить отсюда специальные учреждения вроде взаимных ссудосберегательных касс, различных производительно-подспорных товариществ, сырьевых, складочных и т. п. Здесь мы остановимся на учреждениях, существующих специально для оказания помощи рабочим и вообще низшим классам общества, в форме различных пособий на случаи болезни, смерти, достижения старости, для обеспечения пенсий и пособий семьям рабочих и т. п. Это — так называемые friendly societies в Англии, soci été s de secours mutuels — во Франции, H ü lfskassen-в Германии.

Древнейшие указания на существование подобных касс встречаются уже в Греции и Риме. В первой они носили название синедрий, гетерий и эранос. В Риме это были sodalitates, находившиеся в более или менее тесной связи с корпорациями или коллегиями, в которые группировались лица ремесленного класса. Эти последние учреждения, осуществлявшие уже в то время идею взаимопомощи между лицами одного и того же класса общества или рода занятий, были продуктом частью свободной инициативы, частью же государственного вмешательства. В средневековую феодальную эпоху в основе таких учреждений лежала сословно-корпоративная, цеховая организация ремесленников, осуществлявшая взаимную поддержку членов корпораций в борьбе за существование с другими классами общества. В тесном смысле слова В. кассы начинают возникать по мере разложения цехового строя, т. е. образования внутри его классов хозяев и рабочих. Последние, в качестве подмастерьев (Gesellen в Германии, compagnons во Франции), чувствуя себя лишенными многих прав, начинают учреждать особые союзы (Gesellenverb ände, compagnonnage), впоследствии превращающиеся частью в так называемые ныне рабочие союзы (trades-unions), как учреждения для борьбы за их интересы, частью же в В. кассы в тесном смысле слова.

В Англии В. кассы (friendly societies) частью представляют собой преобразованные прежние гильдии (светские и религиозные), частью позднее возникли самостоятельно в современной форме. Древнейшие носят в себе несомненные следы прежних религиозных основ, что выражается в остатках разных мистических обрядов при приеме в члены и в самых названиях, сложившихся также и под влиянием франкмасонства (чудаки, лесовики, друиды, пастыри и т. п.). Кроме того, в учреждении касс всегда более или менее видную роль играл клубный элемент. Впервые встречается название Friendly Society в применении к более чистому виду В. касс в 1719 г. в городе Ньюкастле (касса сапожников). Первоначально дружеские общества сами составляли свои уставы, не подлежа никакому (высшему) контролю в своем управлении и законодательстве. Кассы оказывали многоразличные пособия, не руководясь никакими страховыми расчетами членских взносов. Вследствие этого, а равно и благодаря недобросовестности своих руководителей кассы часто разорялись, или же значительная часть доходов истрачивалась на пирушки. С самого своего возникновения кассы стали до известной степени конкурировать с широко развитым в Англии приходским призрением бедных. Поэтому высшие классы общества стали относиться к ним весьма сочувственно, видя в них средство к уменьшению своих платежей (налогов) в пользу бедных. Благодаря отчасти этому обстоятельству, а отчасти под влиянием постепенно развивающейся идеи взаимо - и самопомощи, английское правительство начинает издавать ряд законов, регулирующих устройство и управление дружеских обществ, желая гарантировать членам их правильное получение пособий. Целый ряд парламентских комиссий исследует эти кассы и вносит действительное упорядочение в их организацию. Первый акт парламента, устанавливающий добровольную регистрацию касс, признание их, при соблюдении этого условия, юридическими лицами, относится к 1793 г.; но он не возымел сразу хороших результатов, потому что многие общества видели в нем стремление правительства наложить руку на их свободу. Дальнейшие успехи в развитии дружеских обществ обуславливались разработкой таблиц смертности и болезненности в наиболее благоустроенных из них; благодаря этому, вносятся в определение размера взносов и пособий страховые расчеты. Но дело становится на твердую почву только со времени учреждения в 1846 году центрального бюро для регистрации дружеских обществ, утверждающего их уставы и таблицы. Ныне действующие английские дружеские общества регулируются законом 1875 г. и могут быть сведены к следующим типам: 1) местные деревенские; 2) городские; 3) общества графств, большей частью патронируемые; 4) обыкновенные большие (не ограниченные местным районом); 5) похоронные, в свою очередь разделяющиеся на: а) местные, б) всеобщие собирательные, т. е. действующие через особых сборщиков взносов и в) переходящие в коммерческие страховые от смерти общества; 6) распределяющие, т. е. возникающие на определенный срок и затем распределяющие остатки; 7) депозитные, соединяющие в себе начало взаимной помощи и индивидуальных сбережений; 8) самые крупные общества — соединенные или рабочие ордена, имеющие целую сеть разветвлений, довольно совершенную организацию и считающие иногда своих сочленов сотнями тысяч, а доходы — в миллионах фунтов стерлингов; 9) кассы в отдельных промыслах и предприятиях; и, наконец, 10) кассы рабочих союзов. В большинстве названных типов касс выдаются различные пособия, как-то: во время болезни, на погребение, пенсии престарелым рабочим или членам их семейств и т. д. Но в сущности правильно организованными в них могут считаться только два первые вида пособий, за исключением рабочих орденов; но даже и в последних пенсионное дело представляет большие затруднения, вследствие меняющегося состава и недостаточной широты района. Поэтому на помощь этим стремлениям отчасти выступают государственные пенсионные кассы (с 1833 г.), где отдельные лица и члены обществ могут себе застраховать пенсии. В последнее время даже и в Англии возникает вопрос об обязательном страховании рабочих, ввиду неосуществимости пенсионного дела для разрозненных частных начинаний. Но во всяком случае английские вспомогательные кассы достигают наибольших результатов в сравнении со всеми частными подражаниями им на континенте, причем своим успехом они обязаны самодеятельности своих членов.

Во Франции естественная преемственность начал взаимного вспомоществования от прежнего корпоративного строя к современным условиям жизни не может быть проведена так последовательно, как в Англии. В эпоху великой французской революции, разрушившей обветшалые основы прежней корпоративной организации ремесленных классов, рядом с плевелами вырывались корни многовековых растений, могущих приносить добрые плоды. Целым рядом декретов 1790, 1791 и 1792 года окончательно запрещены были какие бы то ни было корпорации; в том числе отклоняемы были всякие попытки рабочих сохранить прежние и учредить новые товарищества и кассы для взаимного вспомоществования. Открыто выражаемое рабочими по этому поводу неудовольствие, иногда переходившее даже в восстание, подавлялось вооруженной силой. Очень незначительное, поэтому, число прежних обществ взаимного вспомоществования (около 40) могло пережить период воздвигнутых на них гонений. Между тем еще в середине XVIII в. идея взаимного вспомоществования начала развиваться независимо от корпоративного строя. Борцом за эти идеи был некий Шамуссе. Потерпев на первых порах крушение, идея эта стала постепенно развиваться, не столько из среды самих заинтересованных лиц, сколько из среды высших классов, учреждавших разные благотворительные общества. Таково древнейшее парижское филантропическое общество и ему подобные в других городах. Еще в начале нынешнего столетия французское правительство продолжало преследовать всякие кассы и соединения лиц одного и того же рода занятий (законы 1803 и 1806 гг.). В результате нередко дело сводилось к компромиссу: для виду в однородный состав членов касс включалось несколько посторонних лиц. Затем гонения прекращаются, а с 1821 г. парижский муниципалитет начинает выдавать поощрительные премии В. кассам. Число последних начинает с того времени быстро возрастать. Последующим толчком к их развитию послужил февральская революция (1848 г.), внесшая идею необходимости ассоциаций рабочих вообще, как средства борьбы с капиталом. Одни — от свободных соединений рабочих, а другие, как Луи Блан, — от организуемых государством товариществ стали ждать даже полного разрешения социального вопроса. В конце концов правительство заняло как бы среднее положение, признав целесообразность учреждений для взаимного вспомоществования, но подчинив их возникновение и организацию своему контролю и нормативным условиям. Законы 1840 и 1852 гг. в общих чертах регулируют эти кассы так: кассы могут возникать с разрешения префектов; президенты их назначаются правительством; их задача ограничивается, главным образом, выдачей пособий во время болезни и на погребение; почти навязывается приглашение почетных членов и т. д. Общества, удовлетворяющие таким требованиям, получали различные льготы и носили название одобренных (approuvé es); остальные же, менее подчиненные контролю правительств, назывались разрешенными (autorisé es). Главнейшие непосредственные задачи обществ остались до настоящего времени теми же; впоследствии же, со времени учреждения государственных страховых касс — пенсионной, от несчастных случаев и на случай смерти, — общества взаимного вспомоществования получили возможность обеспечивать своим сочленам и более значительные пособия и пенсии, через посредство только что названных государственных касс, о которых специально будет сказано в своем месте. Существующие французские общества взаимного вспомоществования отличаются обыкновенно небольшим размером (более двух третей их имеет менее 100 членов). Главной основой соединения является единство места жительства, реже — единство промысла [В последние годы отношение французского законодательства к ассоциациям и союзам лиц одинаковой профессии изменилось. Законом 1884 г. признана свобода учреждения подобного рода союзов с целями хозяйственными, профессиональными, торговыми или земледельческими; предварительного испрошения разрешения не требуется. В частности законом оговорено, что член такого союза, из него выбывший, сохраняет право участвовать в В. кассе, при союзе учрежденной. Ср. Mahaim, " Études sur les Associations professionelles" (Liè ge, 1891).]. Средства обществ образуются из членских взносов и добровольных приношений, иногда регулярных со стороны почетных членов. Пенсии играют незначительную роль в сравнении с пособиями во время болезни, выражающимися в плате врачам, медикаментах и т. п.

В Германии в числе особенностей развития В. касс прежде всего следует указать на сохранявшуюся там до последнего времени связь между ними и учреждениями общественного призрения бедных. Связь эта обнаружилась особенно рельефно вслед за проведением в жизнь начал свободы промышленности, когда исчезли прежние способы обеспечения нуждающихся рабочих ремесленными или цеховыми корпорациями, а крепостных — помещиками. По прусскому промышленному уставу 1845 г. местным административным властям было предоставлено право издавать обязательные постановления (Ortsstatut) о привлечении рабочих к участию в местных В. кассах для получения пособий во время болезней и т. п., чем должно было сокращаться бремя, лежащее на общинах по призрению бедных. Для горнозаводской промышленности в 1854 г. издан закон об обязательном устройстве В. союзов или касс (Knappschaftsvereine), которые послужили затем прообразом для всеобщего обязательного страхования рабочих. По северогерманскому промышленному уставу 1869 г., вводившему окончательно начало полной свободы промышленности, от участия в обязательных местных кассах рабочие могли быть освобождаемы, если они состояли членами свободных касс. Таким образом восторжествовал так называемый принцип Kassenzwang над Zwangkassen. Устройство различных касс было окончательно регулировано нормативным законом 1876 г., устанавливавшим правильную регистрацию касс и определявшим в общих чертах условия их возникновения и деятельности. Пособия, выдаваемые согласно этому закону — главным образом на случай болезни, обыкновенно в течение 13 недель. Под влиянием этого законодательства кассы в Германии развивались вообще довольно медленно. Некоторое оживление было внесено известным борцом за начало самопомощи — Шульце-Деличем; но главное его внимание было обращено на устройство ссудосберегательных касс, так или иначе связанных с промысловым занятием. Существовавшие до новейших законов об обязательном страховании рабочих (с 1883 г.) В. кассы в Германии могли быть разделены на следующие виды: 1) для ремесленных рабочих — преимущественно местные; 2) для рабочих фабричных, с приплатой предпринимателей; 3) смешанного типа, местные (все это — такие кассы, участие в которых могло быть признано, по местному статуту, обязательным). Из свободных касс следует различать: 1) местные и 2) соединенные с рабочими союзами. Наиболее совершенные — вышеназванные горнозаводские кассы и кассы при железнодорожных обществах. Кассы первых трех категорий оказывают пособия почти исключительно только во временных болезнях. Пенсии по достижении старости, потерпевшим увечья и семьям умерших выдают горнозаводские кассы, наиболее прочные, так как участие в них обязательно и для рабочих и для хозяев (для последних — по крайней мере в половинной доли взносов рабочих). Железнодорожные кассы дают пенсии факультативно или по особым соглашениям. Попытки рабочих союзов, преимущественно руководимых М. Гиршем, по устройству пенсионных касс должны быть признаны неудачными, как по недостатку средств у самих участников (одних рабочих), так и по недостатку членов для правильного распределения страхового риска. Вопрос этот в Германии вообще очень много обсуждался, и благодаря этому там оказалась раньше подготовленной идея всеобщего обязательного страхования рабочих, с привлечением и предпринимателей к обязательному участию. И только на этой почве вопрос этот может найти себе вообще правильное разрешение. У рабочих обыкновенно не достает ни материальных средств, ни сознания необходимости заботиться о более или менее отдаленном будущем, когда настоящее само по себе далеко не вполне обеспечено постоянным заработком. Кроме связи с обязательным страхованием, вопрос этот будет еще рассмотрен на почве экономической ответственности предпринимателей по обеспечению занимаемых ими рабочих.

В. Яроцкий.

Статистика вспомогательных касс в Англии представляет особый интерес, так как здесь начало самопомощи получило наибольшее развитие. К сожалению, на точность цифровых данных не могут претендовать даже ежегодные отчеты центрального бюро для регистрации дружеских обществ ("Reports of the Chief Registrar of Friendly Societies"). В 1887 г. этому бюро представили свои отчеты 20238 В. касс, между тем как один из компетентнейших английских писателей по этому вопросу (Ludlow) определяет общее число В. касс (к 1 января 1885 г.) в 26152; из них 25000 приходятся на Англию, 779 на Шотландию и 373 на Ирландию. Общее число членов превышает 10 млн. человек, общая сумма капиталов — 26 млн. фунтов стерлингов. В частности, лож рабочих орденов (по Wilkinson'y) к 1 января 1886 г. состояло 18558, с 2157765 членами и с капиталом в 12343590 фунтов стерлингов; за 1885 г. поступило в эти ложи взносов и других сумм 2314095 фунтов стерлингов. Из рабочих орденов первое место занимают: Foresters (647077 членов, 3720200 фунтов стерлингов капитала, поступлений за 1885 г. 657248 фунтов стерлингов, выдач — 522057 фунтов стерлингов) и Manchester Unity (605922 члена, 6 286528 капитала, поступлений за 1885 г. — 864662 фунтов стерлингов, выдач — 629471 фунт стерлингов). На рабочие ордена приходится 1/5 всех членов, почти 1/2 всех капиталов и около 3/4 всех вспомогательных касс. Балансы В. касс показывают, что им приходится бороться со значительными затруднениями. По справкам, представленным парламенту в 1883 г., оказалось, что в 1537 кассах поступления превышали выдачи на 885282 фунта стерлингов, но в 5030 кассах обнаружился дефицит в 627820 фунтов стерлингов.

См. Sch äffle, "Der korporative Hilfskassenzwang" (2 изд., Тюбинген, 1884); Wilkinson, "The Friendly Society Movement, The Affiliated Orders" (Лондон, 1886); Hasbach, "Das englische Arbeiterversicherungswesen" (Лейпциг, 1883); "Образцовый устав английских обществ взаимного вспомоществования (Friendly Societies)", в "Сборнике сведений по министерству финансов" (1866, № 4).

В России вспомогательные кассы, обыкновенно под названием обществ взаимного вспоможения, стали учреждаться лицами одинаковой профессии около середины текущего столетия. При всем разнообразии в частностях, в них можно отметить две общие черты: 1) начало самопомощи в них восполняется элементом благотворения, соответственно чему допускаются члены почетные, члены-благотворители, попечители и т. п.; 2) наряду с выдачей пособий и пенсий, они нередко задаются целью доставить своим членам доступный и дешевый кредит. В 1852 г. при типографии академии наук учреждена была В. касса, с обязательным участием в ней служащих типографии; в пользу ее отчисляются 3% от чистой прибыли этой типографии и не менее 250 руб. в год. В 1854 г. учреждены были В. касса общества типографщиков в С.-Петербурге и В. касса для раздачи наград и пособий слугам обоего пола в Риге, а в 1863 г. — В. касса для фармацевтов, служащих в с.-петербургских вольных аптеках. Уставы всех этих касс требовали Высочайшего утверждения. В 1862 г., в видах облегчения открытия В. касс, право утверждать уставы их предоставлено было министру внутренних дел, но в 1864 г., по поводу учреждения В. кассы введенской прогимназии в С.-Петербурге, министру народного просвещения разрешено было утверждать уставы В. касс для служащих в его ведомстве, в 1883 г. такое же право предоставлено министру юстиции, а в 1889 г. — министру морскому. Наибольшее число В. касс имеется среди приказчиков. Нижеследующая таблица содержит в себе данные об обществах взаимного вспоможения приказчиков, относящиеся к 1 января 1885 г. (если не указан другой год).

Название общества

Год открытия

Число действительных членов

Капитал общества в рублях

Астраханское

Казанское (к 1 января 1882 г.)

Киевское

Московское

Нижегородское

Рижское

Ростовское на Дону

Саратовское

С.-Петербургское

Харьковское

1882

1866

1884

1863

1869

1859

1871

1879

1865

1869

200

456

233

1511

212

218

226

268

675

240

8895

34623

4805

270957

64118

48614

146805

24767

19000

346133

Из этих обществ харьковское и ростовское на Дону производили и банковые операции. Общества взаимного вспомоществования приказчиков существуют еще в Одессе (с 1863 г.), Варшаве (1884), Ревеле (1884), Курске и в др. городах; в Петербурге в 1876 г. учреждена В. касса иностранных приказчиков, названная "Опора" и в 1884 г. насчитывавшая 215 действительных членов и 60244 руб. капитала; в городе Одессе (с 1862 г.) и в Симферополе существуют В. кассы приказчиков-евреев. Из В. касс для лиц других профессий отметим: общество взаимного вспомоществования учителей-евреев Новороссийского края и Бессарабии (с 1866г.); такое же общество в городе Одессе (1880); ссудовспомогательную кассу учителей уездных и приходских училищ С.-Петербургской губернии (1870); общество взаимного вспомоществования лицам педагогического звания в городе Москве, основанное в 1882 г. и заключающее в себе кассы пенсионную, похоронную и ссудосберегательную; медицинская В. касса, учрежденная Я. А. Чистовичем во второй половине 1860-х годов; взаимно-вспомогательное общество ремесленников в Москве (1875); общества взаимного вспомоществования книгопечатников города Казани и служащих в типографиях, книжных магазинах и редакциях повременных изданий города Одессы; кассу взаимопомощи при обществе для пособия нуждающимся литераторам и ученым (1890, см. Литературный фонд) и много др. К 1 января 1892 г. из 63 существующих у нас епархий в 20 имелись кассы разных названий, а в 19 возбуждены ходатайства об открытии их. Некоторые из этих касс имеют уже довольно солидный капитал, например самарская касса к 1 января 1891 г. имела 374800 руб., в саратовской было около 300000, взаимно-вспомогательное общество подольской епархии располагает капиталом свыше 400000. Большинство касс полагают своим участникам полные пенсии за 35 платных лет и хотя еще ни одна из них не достигла этого возраста, тем не менее большинство из них имеет уже пенсионеров; некоторые из них начали функционировать с первого же 5-летия. Так, самарская касса в 1890 г. выдала 29 участникам, вышедшим за штат, и 159 семействам умерших участников причитающихся им разрядных пенсий всего на сумму 9653 руб.; в подольской епархии 858 лицам было выдано 19173 руб.; саратовская выдала в 1889 г. пособий до 56364 руб. Но большинство духовенства в этих кассах не участвует. Так, например, в самых солидных и богатых кассах: в самарской — из 1850 священно-церковнослужителей епархии участвует всего 728 лиц, и в петербургской — из 1226 наличных священно-церковнослужителей всего около 200. Впрочем, в настоящее время, на основании специального закона 1888 г., с согласия духовенства и с разрешения епархиальной власти может быть установлено обязательное участие духовенства в кассах епархии; этим законом уже воспользовались в трех-четырех епархиях, где кассы учреждались после 1888 г. Из представленного очерка видно, что устройство у нас вспомогательных касс не пошло дальше единичных попыток; такой же характер они сохраняют и среди приказчиков, в особенности, если сравнить число действительных членов в этих кассах с общим числом приказчиков в России (одних приказчичьих свидетельств ежегодно выдается свыше 250000). Что же касается собственно рабочих, то более или менее систематические попытки страхования их посредством В. касс сделаны в трех ведомствах: горном, морском и железнодорожном. В 1861 г., освобождая горнозаводское население от обязательного труда, законодатель, для укрепления связи между заводами и мастеровыми, а также для обеспечения благосостояния этих последних и поощрения их к горному труду, рекомендовал устройство горнозаводских товариществ, с вспомогательными при них кассами. На основании правил 1866 г. В. кассы учреждаются для выдачи пособий и пенсий членам горнозаводских товариществ, а также единовременных вспомоществований их семействам. Вступление в кассу для членов товарищества необязательно. Капитал касс составляется: 1) из единовременно пожертвованного правительством основного денежного капитала; 2) из постоянных вычетов, от двух и не более 3 процентов, из получаемого членами жалованья или задельных плат, и 3) из ежегодных взносов известной суммы заводами, при которых учреждены кассы. Кассы выдают постоянные пособия самим членам, потерявшим способность к труду, в размере известной доли их заработка (от 1/6 до 3/4), вдовам рабочих и их детям. Членам кассы, не выслужившим пенсий, выдаются единовременные пособия, в случае их болезни или какого-либо бедствия. Касса управляется советом, состоящим из выбранных участниками кассы членов и из председателя, назначаемого горным начальником из инженеров или чиновников. На этих началах на казенных горных заводах учреждено 14 товариществ; из них 13 — на заводах хребта Уральского (Нижне-Туринском, Нижне-Исетском, Каменском и др.), а одно в Олонецком горном округе. К 1 января 1886 г. в кассах товариществ числилось 6659 членов и состояло капитала 613612 руб. К участию в кассах рабочие привлекаются преимущественно возможностью пользоваться ссудами, так как на пенсии и пособия большинство рабочих, по краткости сроков службы, не рассчитывает. Всех пенсионеров состояло: к 1 января 1881 г. — 13 человек, в 1882 г. — 16, в 1883 г. — 111, в 1884 г. — 197, в 1885 г. — 231, в 1886 г. — 292. За 5 лет, с 1881 по 1885 год, правительство отпустило в пособие этим 14 товариществам 72930 руб. На казенных заводах Царства Польского учреждено горнозаводское товарищество, указом 1817 г. об учреждении горного корпуса; при этом правительство обязалось пополнять все недостающие товариществу на его действия суммы. Товарищество это имеет целью обеспечение горнорабочих, прослуживших известное число лет, и их семейств, а также выдачу пособий на лечение больных, на погребение умерших членов и на обучение их детей. После прекратившегося вступления в товарищество новых членов, вследствие введения всеобщей воинской повинности, отменившей льготу, дарованную членам товарищества по указу 1817 г. о зачислении службы на горных заводах вместо рекрутской повинности, и состоявшейся в 1869 г. продажи некоторых заводов Царства Польского, доходы товарищества стали уменьшаться, тогда как расходы по уплате пенсий все увеличивались. Благодаря этому, правительству приходится приплачивать значительные суммы, составившие, за время с 1874 по 1885 г., 141082 рубля; общая же сумма приходов товарищества за этот период равнялась 368813 руб., а расходов — 3 6 5540 руб. Дальнейшие сведения о состоянии этого товарищества содержатся в нижеследующей таблице.

Годы

Число членов

Пенсионеров

Общее кол-во выданных пенсий и пособий, в руб.

Инвалидов

Вдов и сирот

В западном горном округе

1874

1880

1885

2192

2032

1860

238

227

276

215

219

197

11909

14636

18751

В восточном горном округе

1874

1880

1885

415

248

222

217

204

153

260

275

239

5654

5627

6634

В последние годы устроены две В. кассы на частных заводах южной России, при содействии владельцев этих заводов. В. касса одесских каменоломен, учрежденная в 1886 г, к 1 января 1892 г. насчитывала 2963 члена рабочих и 27127 руб. капитала; за 1891 г. поступило в эту кассу 8861 руб. 22 коп., пособий выдано 218 членам на 2401 руб. 69 коп., а на погребение рабочих — 121 руб. В. касса рабочим на рудниках и заводах акционерного общества криворожских руд открыла свои действия 1 декабря 1890 г. и к 1 января 1892 г. имела 167 членов-рабочих и 1566 руб. 42 коп. капитала; к выдаче пособий еще не приступлено. В 1862 г. учреждены для постоянных рабочих морского ведомства по части кораблестроительной заводские товарищества с В. кассами, на тех же началах, что и горнозаводские товарищества при казенных заводах.

В. кассы для рабочих и служащих русских железных дорог до последнего времени представляли единичные явления. Таковы В. кассы для рабочих в мастерских Николаевской дороги, больничная касса Харьково-Николаевской дороги, пенсионные кассы дорог Варшавско-Венской и Варшавско-Бромбергской (с 1858 г.), Варшавско-Тереспольской (с 1867 г.) и Московско-Брестской (с 1872 г.). Вопрос об учреждении пенсионных касс на всех железных дорогах деятельно обсуждался с начала 1870 годов, но лишь 30 мая 1888 г. утверждены были общие положения о пенсионных и сберегательно-вспомогательных кассах российских частных железных дорог. В силу этого закона всякое железнодорожное общество, к сроку указанному министром путей сообщения, обязано учредить для своих рабочих и служащих пенсионную кассу; взамен пенсионной допускается и открытие сберегательно-вспомогательной кассы, но лишь с Высочайшего разрешения и в случае доказанной неосуществимости предположений о пенсионной кассе для данной дороги или большей применимости, по особым условиям ее существования, сберегательно-вспомогательной кассы. Наряду с пенсионными кассами могут быть учреждены и сберегательно-вспомогательные. Несколько железнодорожных обществ могут совместно открыть одну общую кассу. Проект подробного устава кассы на началах, преподанных законом 30 мая 1888 г., составляется в правлении железнодорожного общества при участии представителей всех железнодорожных служб, рассматривается в общем собрании акционеров общества и утверждается министром путей сообщения. Кассы действуют под главным надзором министерства путей сообщения и управляются комитетами, состоящими под председательством управляющих дорогами из членов, одна половина которых назначается правлением общества, а другая — избирается участниками кассы. В учрежденных кассах обязательно участвуют все постоянные рабочие и служащие (обоего пола) дороги, за исключением членов правления, ревизионной комиссии и наблюдательного комитета. Средства касс составляются из вычетов из жалованья и др. сумм, получаемых участниками касс, из некоторых особых сумм, образующихся в железнодорожном хозяйстве (штрафные деньги, выручка от продажи не принятых в определенные сроки багажа и грузов и т. п.) и, наконец, из взносов железнодорожного общества, из эксплуатационных его доходов; размеры последних взносов, в случае надобности, могут быть доведены до половины общей суммы вычетов, производимых из жалованья участников кассы. По отношению к сберегательно-вспомогательным кассам различаются фонды сберегательный, общий вспомогательный и особый вспомогательный; по первым двум из этих фондов для каждого участника кассы составляется особый счет. При оставлении службы участник кассы (а в случае смерти — его наследники) получает единовременно весь капитал, значащийся на его счету по сберегательному фонду кассы; сверх того, участнику кассы, состоявшему в ней 10 лет, выдается 50%, а за каждый последующий год еще 5% суммы, значащейся на его счету по общему В. фонду. Участнику кассы, уволенному от службы по болезни или увечью, делающему его неспособным к труду, или же вследствие упразднения должности, сумма, значащаяся к тому времени на его счету по общему В. фонду, выдается полностью, сверх суммы, причитающейся ему по сберегательному фонду и независимо от числа прослуженных лет. Независимо от этих выдач, может быть назначаемо единовременное или ежегодное пособие из особого В. фонда, но лишь бездетному участнику кассы, уволенному от службы вследствие увечья или тяжкой и неизлечимой болезни, лишающей возможности обходиться без постоянной посторонней помощи. Суммы, причитающиеся железнодорожному служащему, как участнику сберегательно-вспомогательной кассы, зачитываются в вознаграждение, которое железнодорожное общество в случае увечья выдает ему в силу гражданских законов. К 1 января 1892 г., на основании закона 30 мая 1888 г., учреждены сберегательно-вспомогательные кассы главным обществом российских железных дорог и обществами Орловско-Витебской, Царскосельской и Московско-Курской железных дорог, но уже с 1 января 1890 г. на всех без изъятия частных дорогах производятся все вычеты и взносы, указанные законом 30 мая 1888 г.

Вспомогательными кассами в России называются еще кредитные учреждения, не основанные на начале самопомощи и имеющие своей задачей обеспечить сельскому населению дешевый и доступный кредит. Широко задуманную попытку организации сельского кредита посредством таких касс сделало министерство государственных имуществ, которое в 1840 г. приступило к открытию при волостных правлениях государственных крестьян вспомогательных касс, а при них и сберегательных (волостные кассы). Эти В. кассы имели целью доставить государственным крестьянам способы к приобретению заимообразно сумм, необходимых на удовлетворение разных нужд и на распространение сельской промышленности. Капиталы В. касс составлялись из сумм, принадлежащих обществам государственных крестьян, и денег, назначавшихся из хозяйственного капитала министерства, а также из сумм, вносимых сельскими обывателями в сберегательные кассы для хранения и приращения процентами. Ссуды, из 6% в год, выдаются: 1) домохозяевам или старшим в семействе, принадлежащим к той волости, где открыта касса, и 2) целым обществам или селениям, с разрешения губернского начальства и только на предметы общественной необходимости: на разработку неудобных земель, устройство общественных заведений и т. п. Размер ссуды одному домохозяину может быть не более 60 руб., а отпуск ссуды обществу или селению определяется числом домохозяев, участвовавших в составлении приговора, которым испрашивается ссуда, полагая на каждого домохозяина по 5 руб. Срок ссуды для отдельного домохозяина может быть не более 3 лет, но по уплате процентов она может быть отсрочена; целому обществу или селению срок ссуды может быть продолжен до 16 лет. Желающий сделать заем должен представить поручителей, число которых определяется размером просимой в заем суммы, по такому расчету, чтобы на каждого поручителя приходилось не более 10 руб. В 1858 году в губерниях велико-, мало - и новороссийских, при волостях государственных крестьян, числилось 1342 кассы, в том числе сберегательных 460, причем самое значительное число В. касс (164) приходилось на Черниговскую губернию, где, в виде исключения, кассы были открыты при сельских обществах; затем следовали по порядку губернии: Пермская, Харьковская, Орловская, Тамбовская, Екатеринославская, Владимирская, Вятская и Таврическая, в которых касс было свыше 30. В 9 западных губерниях, в которых волостные кассы стали открываться с 1850 г., состояло к 1858 г. 252 В. кассы. В 1866 г. бывшие государственные крестьяне поступили в ведение министерства внутренних дел, причем непосредственный надзор за их В. и сберегательными кассами поручен мировым посредникам и губернским по крестьянским делам присутствиям. К 1 января 1866 г. по 2782 вспомогательным и 1769 сберегательным кассам состояло: собственного капитала — 2032053 руб., вкладов — 3487247 руб. и займов из мирских капиталов — 3253487 руб., а всего 8772787 руб.; из этой суммы роздано было в ссуды 6805552 руб., а налицо состояло 1967235 руб. Дальнейшие сведения о волостных кассах относятся к 1882 г., когда поднят был вопрос о сельских банках и министерство внутренних дел затребовало от губернаторов сведения о положении существующих крестьянских касс. По сведениям, доставленным губернаторами, всех В. и сберегательных касс при волостях бывших государственных крестьян в 1882 г. числилось 2192, с капиталом в 9440031 руб., из которого налицо состояло 406288 руб. Наибольшее число касс приходилось на губернии Самарскую (291); затем следуют губернии: Полтавская (259), Вятская (197), Харьковская (164), Казанская (141), Могилевская (136), Екатеринославская (120), Волынская (104), Саратовская (91). Сведения о составных частях капитала касс доставлены лишь из 10 губерний; в них 43% составляли собственный капитал касс, 29% займы из мирских капиталов, 24% вклады, 4% сиротские деньги. Из представленных цифр видно, что почти все деньги волостных касс розданы; это обстоятельство лучше всего свидетельствует о неудовлетворительном положении этих касс, что признано и всеми губернаторами, которые находили дальнейшее существование их не только бесполезным, но и вредным. Для объяснения неудовлетворительного состояния касс губернаторы дали целый ряд указаний, из которых особого внимания заслуживают следующие: устаревший устав, не соответствующий современным условиям; дробление капиталов касс между селениями и стремление к их разделу; такое же представление о капиталах касс, как в о мирских капиталах, в силу чего крестьяне полагают, что они могут быть употреблены на местные нужды; ссуды берутся не на хозяйство, а на праздники; ссуды выдаются без осмотрительности и притом несостоятельным лицам; ссуды переписываются, а уплата представляется явлением исключительным; счетоводство ведут волостные писари, не знающие дела; размер ссуд слишком мал. Со своей стороны и земства (рязанское, например), производившие ревизию многих волостных касс, пришли к убеждению в полной их несостоятельности. Наиболее сильные возражения против волостных касс сделаны были организаторами ссудосберегательных товариществ (Лугинин, Яковлев), которые выставляли следующие положения: 1) сосредоточение управления кассами в руках сельского начальства, на которое возложено и взыскание налогов, должно одинаково отталкивать от волостных касс как вкладчиков, так и заемщиков; 2) денежные средства касс ограничены, вследствие нерастяжимости их источников; в качестве последних положением указаны: вклады, часть мирских капиталов и чистая прибыль; 3) сословность касс исключает доступ к управлению ими образованных людей; 4) несостоятельность касс должна была произойти и от признания всех сельских жителей кредитоспособными; 5) заемщики не принимают личного участия в делах кассы. С другой стороны, раздавались голоса и в защиту волостных касс. Так, полтавское губернское земство (1878), находя, что коренное начало ссудосберегательных товариществ — самодеятельность членов — оказывается совершенно неосуществимым при современном уровне умственного развития крестьян, признало основания волостных касс более соответствующими потребностям и развитию сельского населения и выработало проект преобразования их в волостные банки. По образцу волостных касс государственных крестьян основывались кредитные учреждения и в других местах — между прочим, крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости. Таковы 16 мирских касс в волостях временно-обязанных крестьян Кадниковского уезда Вологодской губернии, открытые по инициативе местного мирового посредника в середине 1860-х гг.; волостной банк в слободе Алексеевке, Воронежской губернии (1874) и др. В 1859 г. на тех же началах открыты вспомогательные кассы при колонистских округах саратовско-самарских колоний. Вообще правильнее было называть эти кассы не В., а ссудными, что и сделано в 1881 г. при открытии подобных касс для якутов Якутской области.

Литературу о волостных кассах см. в книге Л. Соколовского: "Ссудосберегательные товарищества в России по отзывам литературы" (СПб., 1889).

А. Я.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:58 MSK