[ начало ] [ В ]

Вышнеградский, Иван Алексеевич

- ученый и государственный деятель, из духовного звания; родился 20 декабря в 1831 г. Окончив в 1851 г. физико-математическое отделениe бывшего Главного педагогического института, В. был определен на службу учителем математики во 2-й петербургский кадетский корпус. В 1854 г. В. защитил в С.-Петербургском университете диссертацию — "О движении системы материальных точек, определяемой полными дифференциальными уравнениями" — на степень магистра математики. В 1858 г. В. принял на себя преподавание в Михайловской артиллерийской академии механики, которой с этих пор посвятил свою научную деятельность. При отсутствии хороших пособий к изучению этого тогда еще не надлежаще поставленного предмета, В. пришлось выработать тип учебника механики, изданного в 1860 г. под загл.: "Элементарная механика. Учебное руководство для военно-учебных заведений" (СПб.). Артиллерийская академия вскоре отправила его на 1 1/2 года за границу для приготовления к званию проф. практической механики. В. направился в Карлсруэ, где под руководством знаменитого профессора и директора тамошнего Политехникума Редтенбахера занимался изучением построения машин. В 1862 г. В., возвратившись из заграничной командировки, приступил к чтению курсов практической механики в Михайловской артиллерийской академии и тогда же был утвержден в звании профессора этого предмета. С этого же года начинается и деятельность В. в Петербургском практическом технологическом институте, в котором В. начал читать лекции механической тeopии теплоты и теорию устройства паровых двигателей и был назначен также членом учебного комитета. Между прочим, по предложению В., была вновь заведена кафедра технологии металлов и дерева и в 1871 г. при Институте выстроена механическая лаборатория для научных исследований по сопротивлению строительных материалов и для опытов по теплоте и гидравлике. В 1875 г. В. назначен быль директором Института, сохранив за собою и профессуру. Это был первый пример избрания в директора лица, принадлежавшего к учебному персоналу Института. При нем пpиeм учащихся на первый курс был ограничен 125; с 1875-76 учебного года на первых двух курсах введены еженедельные репетиции по главным предметам; введена срочность графических работ; выработаны правила по учебной части, программы предметов преподавания вновь пересмотрены и изменены согласно указаниям опыта и выяснившимся потребностям; стипендии с 240 руб. увеличены до 360 руб., и т. п. При В. же учебный комитет Института начал издавать с 1877 г. "Известия Технологического института".

Из научных работ Вышнеградского теоретическое исследование "О регуляторах прямого и непрямого действия" ("Изв. СПб. практ. техн. инст.", 1877-1878) положило прочное основание изучению действия этих приборов в применении их к регулированию хода машин-двигателей. Исследованием этим вполне освещен общий характер весьма сложного движения регулятора и машины при нарушенном равновесии между движущей силой и сопротивлением. В практическом отношении peзyльтaты исследования выразились в установлении общих условий, необходимых для правильного действия регуляторов. Общий метод и главные результаты исследования В. о регуляторах были помещены, в извлечении академика Треска (Т r еsca), в 1876 г. в "Comptes Rendus" Парижской академии наук и обратили на себя должное внимание специалистов. Напечатанный В. "Курс подъемных машин" (СПб., с атласом черт., 1872) обладает весьма серьезными достоинствами. В нем устанавливаются с надлежащею полнотою и строгостью все необходимые для расчета этих механизмов теоретические и практические сведения и заключаются некоторые самостоятельные исследования автора в этой области прикладной механики (между прочим, о цепях). Заслуживает упоминания также, по своей полноте и замечательной ясности изложения, курс "Механической тeopии теплоты", читанный В. в продолжениe многих лет в Технологическом институте. Курс этот, к сожалению, не был напечатан, а имеется в виде литографированных записок (1883-1884). Заслуги Вышнеградского в деле насаждения технического образования в России несомненны. Правильной постановке этого дела он содействовал не только как профессор, талантливым чтением лекций и изданием учебников, не только как администратор, находясь в качестве директора во главе управления Технологическим институтом, но и вообще всеми имевшимися в его распоряжении средствами, между прочим, и прямо обаянием своей даровитой и энергической личности. Лекции В., по отзывам его бывших слушателей в Технологическом институте и Артиллерийской академии, отличались ясным, простым, но вместе с тем увлекательным изложением. Несмотря на то, что чтение таких разнообразных и серьезных курсов должно было поглощать немало и силы и времени, В. находил, однако, возможным применять свои обширные технические познания и к практическим целям. Он принимал, между прочим, деятельное участие, состоя инженером-механиком (1867-78) главного артиллерийского управления, в постройках орудийного завода и Охтенского порохового завода, причем им устроены машины для подъема орудий, пресс для призматического пороха, турбины, канатно-проволочная передача силы и друг.

Кроме упомянутых выше трудов В. назовем: "Публичные популярные лекции о машинах" (СПб., 1859); "Несколько замечаний о пороховых прессах" и "Вычисление наибольшего давления, испытываемого пороховою лепешкою в прессе Буше" ("Артиллерийский Журнал", 1860, № 4); "О прочности цепей" (там же, 1863, № 10); "Основные законы механической теории теплоты" (1873) — три публичные лекции, читанные при русском техническом обществе, в аудитории Музея прикладных знаний; "Лекции о паровых машинах, читанные в Технологическом институте" (1874); "О законе Максвеля" ("Изв. практ. Техн. инст.", 1880-81). Под руководством В. изданы также: "Основания механики и ее приложений к машинам, общепонятно изложенные Карлом Гольцманном" (СПб., 1859); учебник механики для военно-учебных заведений "Элементарная механика" (СПб., 1 860). Литографированы: "Практическая механика" — два курса лекций, читанных в Михайловской артиллерийской академии 1-му и 3-му техническим классам; затем "О водяных колесах" и "О паровых машинах" (1862 и 1864).

Научная деятельность, соединенная с преподаванием математических наук в разных учебных заведениях, равно директорство в Технологическом институте, видимо, не удовлетворяли И. А. В., и он посвятил значительную часть своего времени практической деятельности, занимая место члена правления в петербургском обществе водопроводов, в обществе Юго-Западных железных дорог и др. В качестве представителя частного железнодорожного общества он принимал участие в трудах Барановской комиссии по исследованию железнодорожного дела в России, являясь защитником интересов частных железнодорожных компаний. В 1884 г. он был назначен членом совета министра народного просвещения и представил выработанный им проект нормального промышленного образования, не оставшийся без влияния на издание нового закона о промышленных училищах. Кроме того, И. А. В. принимал участие в комиссии по разработке нового университетского устава. В 1886 г. последовало назначение его членом государственного совета по департаменту государственной экономии, а 1 января 1887 г. — управляющим министерством финансов, вместо Н. X. Бунге.

В это время финансовое управление подвергалось резкой критике не только в печати, но и в некоторых влиятельных сферах. Несомненно, народное хозяйство находилось не в блестящем положении: страна переживала острый земледельческий кризис вследствие небывалого падения цен на сельскохозяйственные продукты, а это сильно давило на помещичье, в значительной степени задолженное хозяйство и сильно отражалось на благосостоянии крестьян. К этому присоединялся застой в области фабричного производства и торговли. Не удивительно, поэтому, что тогдашнему финансовому управлению приходилось оканчивать бюджетный год с дефицитами, а это, в свою очередь, препятствовало упрочению ценности кредитного рубля. Несмотря на столь тяжелые условия экономической жизни, тогдашний министр Н. X. Бунге (см. это имя), исходя из верной мысли, что наше хозяйство может выйти из затруднительного положения только при условии поднятия народного благосостояния, провел немало полезных реформ в области финансового хозяйства, вследствие которых В. вступил в управление министерством финансов при много лучших условиях, чем его предшественник. Путь был проложен, и реформы вошли в жизнь; государственный банк сделался обладателем огромной кассовой наличности, через что явилась возможность прибегнуть к конверсиям. Это позволило новому министру направить свою энергию на самую слабую сторону финансового управления — на сведениe росписи без дефицита. Достижению этой цели должны были служить меры экономической и финансовой политики. Господствующею чертою экономической политики явилось стремление усилить фабричную производительность страны путем поднятия таможенного тарифа. Путь этот далеко не был новым. Начиная с 1868 г., министерство финансов несколько раз прибегало к увеличению оклада таможенных пошлин, носивших в большинстве случаев покровительственно-фискальный характер. При И. А. В. таможенные пошлины были увеличены со следующих товаров: чугуна, железа, стали не в деле и изделий из этих металлов, иностранного табака, хмеля и хмелевого экстракта, плиточного чая (1887), угля, кокса, шерсти (1889), сахара (1890) и т. д. Повышение пошлины на чугун, железо и сталь в 1887 г. было вызвано стремлением оградить, главным образом, уральские заводы; с другой стороны, возвышение пошлин, а не полное воспрещение ввоза, было следствием нежелания уничтожать переделочные заводы. Помимо частных возвышений таможенных ставок, в 1888 г., ввиду ослабления таможенной охраны улучшением курса кредитного рубля, был введен дополнительный таможенный сбор в размере 20 коп. золотом с каждого рубля причитающихся пошлин (с некоторыми исключениями). Наконец, министром финансов был выработан новый таможенный тариф, утвержденный 11 июня 1891 г. Нельзя не заметить, однако, что фабричное производство может развиваться при наличности двух условий: при обширном рынке, где население обладает достаточною покупательною силою для поддержания производства, и при отсутствии косности у производителей. Если подобных условий нет, то тягости несет лишь потребитель. Ввиду этого министерством финансов сделана была попытка помочь крупным железным производствам внесением в уставы железнодорожных и других обществ и предприятий требования об обязательном употреблении предметов, заказанных на русских фабриках и из русских материалов.

Меры к развитию благосостояния в народе оставались прежние: а) Крестьяне продолжали покупать земли при помощи крестьянского банка; его операции были распространены на Привислянские губернии (1888). Были выработаны меры к облегчению продажи с торгов земельных участков, заложенных в крестьянском земельном банке, и к исправному взносу платежей, следующих тому же банку, б) С целью облегчения землевладельцев, имения которых заложены в обществе взаимного поземельная кредита, совершена была конверсия 5% закладных листов этого общества в 4 1/2% металлические, с правительственной гарантией, сроком на 56 лет, и эти бумаги навсегда освобождены от всяких налогов и сборов. В 1891 году общество взаимного поземельного кредита было взято в казенное управлениe и составляет в настоящее время особый отдел дворянского банка. в) Дворянам-заемщикам дворянского земельного банка оказаны крупные льготы (1889), заключавшиеся в понижении размера платимых по ссудам % до 4 1/2%, с условием, притом, выдачи по 100 р. действительных на 100 р. нарицательных. Облегчение последнего рода было распространено и на лиц, ранее получивших ссуду из дворянского банка. Для облегчения заемщиков закавказского приказа общественного призрения постановлено было выдавать им ссуды из 5% (1888). Помимо указанных мер облегчения заемщиков, носивших сословный характер, было обращено внимание на облегчение условий кредита в частных кредитных учреждениях посредством конверсии их закладных листов в пятипроцентные.

Меры к улучшению хлебной торговли были вызваны жалобами на падение цен на хлеб. Сильное падение цен на зерновые продукты объясняли тем, что помещики и крестьяне увеличением предложения понижают цену, не имея возможности, за отсутствием сбережений, выждать наступления более выгодных цен. Продаже хлеба по низким ценам способствует также незнание состояния цен на хлебном рынке. На иностранных рынках стоят низкие цены благодаря злоупотреблениям (сорный хлеб) в области нашей хлебной торговли. Ввиду всего этого многим железнодорожным обществам было разрешено устройство зернохранилищ и выдача ссуд из эксплуатационных средств или же при помощи частных кредитных учреждений и даже при содействии государственного банка (1889); была введена публикация цен, стоящих на главнейших внутренних и внешних рынках на разные сорта хлеба и, наконец, введена сортировка хлеба в элеваторах (в 1888 г. в Ельце) и приступлено к выработке классификации продаваемого зерна.

Податная политика И. А. В. — За отменой подушной и оброчной подати из прямых налогов остались: а) поземельный и лесной налоги, б) налог с недвижимых имуществ, в) налог за право торговли и промыслов и г) сбор с доходов от денежных капиталов. Кроме того, крестьяне уплачивают выкупные платежи (государственные, взамен оброка). Существенных перемен в области прямых налогов за период управления министерством финансов И. А. В. не произведено; существующая система прямых налогов по-прежнему не соответствует началам равномерности и справедливости. Она неудовлетворительна и с точки зрения техники. Увеличение суммы поступлений прямых налогов находится в зависимости от постепенного увеличения оклада и распространения их; так, последовало увеличение государственного поземельного налога в 22 губерниях, увеличилась кибиточная подать до 4 руб., распространены правила поземельного податного устройства на Ферганскую область и в Туркестанском крае (1889), обложены плантации американского хлопка там же (1891) и т. д. Сумма сборов с торговли и промыслов продолжала увеличиваться в силу, главным образом, аналогичных причин: введения и увеличения размеров дополнительного раскладочного сбора с купеческих и негильдейских предприятий (1888-91); увеличения добавочного сбора с акционерных обществ и товариществ на паях (1887) и добавочного 10% сбора с выбираемых торговыми предприятиями документов в местностях, где не введен дополнительный раскладочный сбор, а также более тщательного применения положения об обложении торговли и промышленности. Сбор с доходов от денежных капиталов, введенный в 1885 году, сильно поднялся. В 1887 г. было издано узаконение об обложении акций железнодорожных предприятий, гарантированных — в размере 5% и негарантированных — в размере 3%.

Акцизы. Поступления акцизных сборов с питей сильно поднялись за указанный период времени под влиянием двух факторов: увеличения размера акциза и двух обильных урожаев. В 1887 г. был увеличен акциз на 1/4 коп. (9 1/4 коп. с градуса, что равняется 9 руб. 25 коп. с ведра безводного спирта). Хотя с этого времени дальнейшего поднятия акциза не было, но зато постепенно распространялось на окраинах действие общих правил и уставов о питейных сборах. Повышен патентный сбор в некоторых губерниях и, наконец, ограничен перекур, шедший в пользу заводчиков. Министр финансов обратил внимание на развитие фруктового и виноградного производств, спиртоочистительного промысла и на облегчение заводчиков по приему и рассрочке залогов (1888). Как и раньше, были принимаемы меры к поощрению вывоза за границу спирта, с выдачею за это премий. Принимались меры к развитию торговли виноградным вином; льготные условия этого рода торговли были распространены на губернии: Таврическую, Бессарабскую и Землю Войска Донского (1888). Делались опыты казенной продажи вина. Впервые она была введена в Пермской губ. (1887) с целью парализовать стачки винных заводов. Министру финансов было предоставлено право учреждать казенную продажу вина и спирта в Сибири, в тех местностях, где это будет найдено удобным (1888), и затем там последовало открытие казенных ведерных лавок (1889). Вскоре после того был разрешен казенный склад для хранения спирта в Москве. В 1887 г. был возбужден вопрос о сельскохозяйственном винокурении (намеченный еще предшественником И. А. Вышнеградского). По выслушании мнений компетентных лиц, разработанный министерством проект о мерах поощрения сельскохозяйственного винокурения был представлен в государственный совет и удостоился Высочайшего утверждения в 1890 г. Впрочем, как кажется, этот закон далеко не оказал такого крупного практического влияния на развитие благосостояния землевладельцев, какого от него ожидали. — Несколько раз в финансовых сферах поднимался вопрос о табачной монополии; но осуществление такой меры, связанной с устройством контроля над плантациями табака, представлялось опасным, так как она могла отразиться самым гибельным образом на положении табачного производства. Не прибегая к введению монополии, министр финансов предпочел извлечь доход из возвышения стоимости табачных бандеролей с туземного табака на 20 — 50% (1887) и большего обложения привозного, на 1/3 против существовавшего. Распространено, с некоторыми отступлениями, действие сбора с табака на Туркестанский край и Семиреченскую область. В связи с этим увеличилось поступление акциза с табака. Приняты меры к облегчению табаководства и торговли листовым табаком (1890). — Свеклосахарное производство в ряду других заняло привилегированное положение: сахарозаводчики первые стали получать поощрительную премию за вывозимый за границу сахар. Правительство старалось этим путем укрепить за собою внешние рынки, как европейские, так и азиатские; впрочем, премия была отменена в 1892 г. Дополнительный акциз на рафинадные и свекловично-сахарные заводы (1890) привел к увеличению суммы акциза с сахара. Помимо старых акцизных сборов, в управление И. А. В. введены два новые акциза на предметы всеобщего потребления: на спички (1887) и на осветительные масла (1887), с легких — 40 к. и тяжелых — 30 коп. с пуда. В 1887 г. последовало возвышение размера простого гербового сбора с 60 к. на 80 к. и цен актовой гербовой бумаги. В 1888 г. распространено взимание крепостных пошлин на Курляндскую губернию. Введены некоторые изменения в правилах о нарушениях устава о гербовом сборе и о порядке производства дел по этим нарушениям (1887). Указан порядок оплаты гербовым сбором договоров о найме квартир, свидетельств на провоз вина, табака, сахара и других документов, вырезанных из корешков книг, а также квитанций ссудных касс (1888); увеличен гербовый сбор с процентных бумаг русских и иностранных (1888); распространено действие гербового устава на товарные складные свидетельства (1889) и т. д. В 1889 году вышел закон о взимании пошлин с наследств, открывающихся в России после иностранных подданных, с подчинением их действию общих правил по этому предмету. Согласно указаниям опыта, сделаны облегчения для наследников по закону (1888) путем рассрочки в уплате причитающихся пошлин с наследству на 5 лет — с недвижимых имуществ и на один год — с движимых. В области правительственных регалий поднята такса за пересылку иногородних пepиoдических изданий (1887). Хотя горная подать и была понижена (1887), но затем вскоре (1888) состоялось обложение мелких приисков, пользовавшихся льготою от обложения, а в 1891 г. была увеличена пробирная пошлина с изделий из золота (30 коп. с золотника) и серебра (3 коп. с золот.). В 1888 г. специальный текущий счет обложен взамен существовавшего пропорционального гербового сбора особым сбором, соответственно времени и сумме позаимствований по специальным текущим счетам. В 1889 г., в видах предупреждения фальсификации, было предложено фирмам, торгующим чаем, производить выпуск чая в продажу за казенною бандеролью. Хотя в этом случае, главным образом, охранялись интересы потребителей, но вместе с тем незаметно вводился новый налог.

Наибольшую деятельность И. А. В. проявил в железнодорожном деле. Ненормальное положение, занимаемое нашими железными дорогами, давно привлекало к себе внимание общества, печати и правительства. Начало упорядочению железнодорожного дела было положено назначением так назыв. Барановской комиссии по исследованию железнодорожного дела в России, результатом работ которой был общий устав российских железных дорог (1885). Но лишь в 1887 г. были подчинены правительственному руководству и надзору действия железнодорожных обществ по установлению тарифов на перевозку пассажиров и грузов, с целью ограждения от ущерба казенного интереса и потребностей населения, равно как нужд торговли и промышленности, а в 1888 г. права, отсюда вытекающие, переданы министру финансов. Министерство финансов поставило себе следующие задачи: упрощение тарифа и придание ему большего единообразия; уравнение тарифными ставками положения конкурентов-производителей из разных мест, чтобы одни не имели преимуществ перед другими; улучшение финансового положения железных дорог для облегчения государственного казначейства, ежегодно приплачивавшего огромные суммы по гарантированным облигациям. Осуществление указанных принципов было возложено на вновь учрежденный в составе министерства финансов особый департамент железнодорожных дел и на тарифные учреждения. Пересмотрены самые важные тарифы — хлебные, и затем подвергнуты разработке ввозные тарифы от портовых и пограничных районов (1890) и перемолочные тарифы (1889); разработаны тарифы на перевозку по российским жел. дор. переселенцев и их имуществ (частные дороги делали 75% скидку, а казенные взимали 0,3 к. с человека и версты), а также ввозные тарифы российских железных дорог в международном сообщении. Железнодорожным обществам было рекомендовано министром финансов не вводить льготных тарифов без разрешения министерства. Утверждены правила для съездов представителей железных дорог по тарифным вопросам; в случаях предполагаемого изменения ставок требуется предварительное предъявление тарифов в министерство под угрозою в противном случае издания такого тарифа, какой министерство финансов найдет соответствующим частным и государственным интересам. Взамен произвольно установляемых железными дорогами плат назначено определенное вознаграждение за услуги, оказываемые частным лицам железными дорогами и железнодорожными агентами. Другая сторона железнодорожной политики — собственно финансовая — касается вопросов о выдаче ссуд и авансов железнодорожным обществам, о возврате старых ссуд и об установлении контроля над операциями железнодорожных обществ. Вопросы о ссудах И. А. В. разрешал с некоторою осторожностью, а когда общества ходатайствовали об увеличении облигационных капиталов для железнодорожных сооружений и т. п. целей, министерство выговаривало себе право получать из реализованных займов обратно часть ранее выданных правительством ссуд. Таким образом, соглашением с главным обществом российских железных дорог относительно расчетов по эксплуатации Николаевской железной дороги ему было предоставлено право увеличить облигационный капитал на 15 млн. руб. и уплатить эту сумму правительству. Затем на подобных основаниях были разрешены выпуски 4% облигации обществам дорог: Курско-Азовской, Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Брянской и Фастовской (1888 г.), Курско-Харьковско-Азовской (1890), Лозово-Севастопольской (1891), Орловско-Витебской и др. Благодаря подобным разрешениям займов за рассматриваемый период увеличились поступления от возврата ссуд правительству железными дорогами. Действие начатой еще с 1884 года системы контроля над оборотами железных дорог продолжалось и при И. А. В. Такой надзор, помимо ранее установленного, был введен в 1887 г. над 9 железнодорожными обществами. По закону 1890 г. совершаемые железнодорожными обществами займы подлежат предварительному утверждению министра финансов. В 1890 г. железным дорогам предложено было суммы, следующие на покрытие заграничных платежей по их займам, вносить на текущий счет в государственный банк, чтобы этим путем прекратить злоупотребления при покупке железнодорожными обществами заграничных тратт. При бывшем министре финансов выкуплены следующие линии, большею частью малодоходные: Ряжско-Моршанская (1887); Закавказская, Моршанско-Сызранская, Тамбово-Козловская, Курско-Харьково-Азовская (1890) и Либаво-Роменская (1891). Министерство финансов благоприятствовало слиянию железнодорожных обществ. На этом основании были слиты Уральско-Горно-заводская и Екатеринбурго-Тюменская железные дороги, под названием Уральской; Тамбово-Козловская линия с Тамбово-Саратовской, с переименованием в Козлово-Саратовскую (1891); общество Рязянско-Козловской железной дороги обратилось в общество Рязанско-Уральской железной дороги (1892).

С целью улучшения денежного обращения издан был закон 1 янв. 1881 г., в силу которого предшественниками И. А. В. были переданы государственному банку, в погашение излишне выпущенных в обращение 417 млн. кредитных рублей, 167 милл, рублей наличными деньгами, из которых уничтожено 87 м. р., а в погашение остальных с 1884 г. были передаваемы ренты кредитные и в золотой валюте. Из них золотая рента (1887) была выкуплена, и банку передано 40 млн. руб. золотом, под обеспечение которых было выпущено 63 млн. кредитных руб. 8 июля 1888 г. состоялось разрешение выпускать кредитные билеты под обеспечение золота, принадлежащего государственному казначейству или государственному банку. В силу этого разрешения, в 1888 г. было выпущено30 мил. руб. кредитных билетов; этот выпуск был погашен в конце года. В 1891-92 г. было вновь выпущено 125 мил. руб., под такое же обеспечение. Хотя сделанные выпуски обеспечиваются золотом, но это мало гарантирует их ценность, так как общий металлический фонд составляет всего 1/4 часть всей суммы денежного обращения страны. При таком условии трудно надеяться на восстановление металлического обращения и даже на упрочение ценности кредитного рубля, что вполне подтверждается резкими колебаниями нашего вексельного курса. В области банковой политики министерство финансов решило покончить ненормальные отношения, установившиеся между правительством и центральным банком поземельного кредита, по поводу выдачи последнему авансов из казны на пополнение его курсовых потерь. С 1878-1887 г. банком было понесено курсовых потерь до 4 млн. руб. и министру финансов ничего не оставалось делать, как прекратить ежегодную доплату по курсовым потерям, и этим избавить государственное казначейство от дальнейших потерь. Государственный банк действовал по-прежнему; несмотря на устарелость его форм, никаких перемен в его устройстве не последовало, и он остается таким же малоподвижным учреждением, как и прежде. В 1889 г. министру финансов предоставлено право воспрещать частным банковым учреждениям те или другие операции. Правилами 1888 г. облегчен порядок открытия отделений обществ для заклада движимых имуществ в разных городах. В 1889 г. состоялся закон о введении в России почтово-сберегательных касс. Кредитные операции государственного казначейства во время управления В. заключались в следующем: 1) были выпускаемы билеты государственного казначейства (1887) с уплатою 3,79% взамен 4,32%. В общем, сумма билетов государственного казначейства была уменьшена на 18 млн. руб. 2) в 1887 г. была сделана пересрочка остававшихся в обращении банковых билетов 1-го выпуска и дополнительного выпуска 1863 г., срок погашения которых наступал в конце XIX и начале XX века. Благодаря вышеупомянутой пересрочке, было достигнуто временное сокращение в бюджете на 8 млн. руб., но вместе с тем был продолжен срок займа, и, следовательно, тягость его перешла на будущие поколения. 3) В 1887 г. был выпущен погашаемый тиражами в течение 80 лет 4% заем в 100 млн. руб., реализованный по 84; в 1889 г. — выигрышный заем дворянского земельного банка на 80 млн. руб., по курсу 215; в 1891 г. 3% золотой заем в 125 млн. руб. Последние два займа, внутренний и внешний, оказались не вполне удачными. Дворянский выигрышный заем, выпускная цена которого была определена применительно к курсу 2-го выигрышного займа, вызвал спекуляцию, ошибочно принятую за действительную потребность публики, и не нашел соответствующего сбыта, вследствие чего до настоящего времени значительная часть его лежит в портфелях частных банков и оказывает на них угнетающее влияние; что же касается до 3% металлического займа в 125 млн. рублей, то он не встретил того сочувствия на французском рынке, которого ожидали. 4) Ни в одном из крупных европейских государств учетно-ссудный процент не достигает таких значительных размеров, как у нас. Такая высота %, находящаяся в зависимости от недостатка капиталов, плохой организации русских кредитных учреждений и других причин, оказывает вредное влияние на ход народного хозяйства. Ввиду быстрого роста капиталов в последнее десятилетие превышающих потребность промышленности, правительства западно-европейских государств прибегли к понижению платимых %. Более благоприятное положение внутреннего и международного денежного рынка дало возможность И. А. Вышнеградскому приступить и у нас к конверсии 5% внешних займов. При конверсиях имелись в виду две цели: финансовая — понижением платимого по внешним займам % уменьшить платежи, тяжело ложащиеся на бюджет, и экономическая — понизив процент в стране, приучить публику к меньшим % и таким путем создать более дешевый кредит. На основании Высочайшего повеления 8 ноября 1888 г. были сделаны следующие конверсионные займы: а) 4% заем 1-го выпуска 1889 г. в 125 мил. руб. (для досрочного выкупа 5% внешнего займа 1877 года, а равно для предоставления государственному казначейству необходимых средств для расчета с государственным банком); б) 2-й 4% золотой заем 1890 г. в 90 млн. руб. (для выкупа англо-голландских займов 1864 и 1866 г. и 5% займа 1855 г.); в) 3-й 4% золотой заем 1890 г. в 75 млн. руб. (для выкупа 7-го 5% займа 1862 г.) и г) 4-й заем в 10 млн. руб. (для выкупа облигаций Харьково-Кременчугской жел. дор.); всего на 300 млн. руб. Одновременно с этим шла конверсия железнодорожных облигаций и выпущены I, II, III серии займов на 565 млн. мет. руб. Держателям конвертируемых бумаг (иностранцам по преимуществу) предоставляются значительные выгоды благодаря тому, что % уплачиваются по четвертям года; заключены займы, главным образом, сроком на 81 г.; отчисляется на погашение 0,084281% с нарицательной суммы долга, с присовокуплением 2% на все погашенные облигации; новые облигации освобождаются навсегда от уплаты русских налогов. После конверсии внешних 5% займов И. А. В. воспользовался общим повышением 5% бумаг и сделал несколько конверсий 5% внутренних займов. А именно были сделаны: 2-й выпуск 4% внутреннего займа на 70 млн. руб. кредитных нарицательных, для досрочного погашения 5 1/2% свидетельств (ренты) государственного банка по выкупу крестьянских наделов; 3-й и 4-й внутренние 4% займы 1891 г., для выкупа 5% банковых билетов и 5% облигаций 1-го вост. займа 1877 г., всего на 384 млн. руб. Конверсии удивили русское общество своею смелостью, неожиданностью и громадными суммами. Вскоре, однако, многими было доказано и показано, что они далеко не так выгодны с финансовой точки зрения, как первоначально предполагалось: сумма задолженности увеличилась, платеж % соответственно реализованной сумме составляет 4,65% и даже выше, уплачена крупная комиссия банкирам, правительство ограничило свое право обложения процентных бумаг и, наконец, тяжесть долга в значительной степени переложена на будущие поколения, благодаря длинному сроку (81 год), на который выпущены конверсионные займы.

Таковы главнейшие меры экономической и финансовой политики, принятые в управление И. А. В. Они имели в виду, главным образом, финансовую цель — сведение бюджета без дефицита. Достижение этой цели способствовали политические обстоятельства и два больших урожая. К тому же формальный порядок бюджета подвергся значительным улучшениям: так, в 1889 году были отменены льготные сроки смет министерств и главных управлений, и на будущее время постановлено все без исключения государственные доходы, как окладные, так и неокладные, поступающие с 1 января по 31 декабря, зачислять в сметы того года, в котором суммы поступят. Затем в 1890 г. состоялось другое важное постановление о прекращении отпуска авансовых кредитов в счет сметы будущих лет и, таким образом, явилась возможность большего упорядочения бюджета. Как видно из предыдущего, были употреблены всевозможные приемы для усиления поступлений от железнодорожных обществ и от налогов и, наконец, обращены на тот же предмет некоторые специальные капиталы. Отсюда до последнего неурожайного года явилась возможность заключения смет без дефицита; но в то же время сумма долгов увеличилась на 180 млн. кред. и 125 млн. мет. руб. и возросли железнодорожные займы. Таким образом, явилось увеличение податной тягости народа. Сумма падающих на народное хозяйство налогов в действительности больше, чем можно заключать по росписи, потому что в смету доходов до сих пор не введены местные сборы. На чрезвычайное напряжение податных сил народонаселения указывают многие признаки, особенно недоборы в поступлениях с крестьян. Увеличение суммы сборов нельзя считать, таким образом, признаком развития народного благосостояния. Неудовлетворительная система налогов осталась без перемен. Болезнь, постигшая В. весной 1892 г., заставила его оставить пост министра финансов 30 августа того же года.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:58 MSK