[ начало ] [ Г ]

Галаты

— название, употреблявшееся в древности, особенно у греков, для означения северных народов, к которым вообще чаще применялось название кельтов; это порождало немало недоразумений и ложных толкований. В качестве специального народного имени, название Г. принадлежало федерации многих кельтических племен, которые в 277-276 г. до Р. X. переправились через Геллеспонт и в течение долгого времени наводили на всех малоазиатцев ужас, как дикие грабители, пока, наконец, пергамский царь Аттала I (с 235 г. до Р. X.) не принудил их ограничиться постоянными местами жительства во внутренней части Малой Азии, в стране, получившей с тех пор название Галатии (см. это сл.). Благодаря долголетним сношениям с окружавшим их греческим и принявшим греческую культуру населением, Г. также отчасти заимствовали греческую цивилизацию, и им давали название "галлогреков"; тем не менее, их кельтическое наречие, сходное с тревирским на Мозеле, сохранилось до конца IV века по Р. Х. Каждое из трех племен галатов разделялось на отделы (тетрархии); во главе каждого такого отдела стоял тетрарх — судья, и вместе военачальник. Общую власть над всеми племенами имел аристократический сенат из 300 всадников, заседавший в священной дубовой роще и отправлявший обязанности верховного суда. Прежнее могущество галатов было сильно потрясено римлянами, под предводительством консула Гнея Манлия Волсона. За помощь, оказанную в 64 до Р. X. против понтийского царя Митридата, Помпей возвел тетрарха Дейотара в сан галатского царя. В римскую провинцию Галатия была переименована лишь по смерти последнего ее государя, Аминты, 25 г. до Р. X., императором Августом.

Галаты — послание к ним апостола Павла. Галаты, прежде исповедовавшиe грубый, оргиастический культ Цибелы, были обращены в христианство апостолом Павлом (Деян., XVI, 6) и отнеслись к апостолу новой веры с необычайным сочувствием. Вскоре среди них было уже несколько христианских общин. Их простодушная, почти детская вера возбуждала в апостоле особенную любовь к ним, ярко оказывающуюся в послании. Местами, однако, оно отличается строгим негодованием; на то были особые причины. Дело в том, что по оставлении Галатии апостолом Павлом в ней появились новые проповедники, из так называемых иудействующих. Они утверждали, что христианство — вовсе не новая вера, а только продолжение и развитие иудейства, и поэтому все принимающие христианство в то же время должны принимать Моисеев закон и все установленные им обряды, как, например, обрезание. Иудействующие уже рано начали относиться недоверчиво, а затем и враждебно, к проповеди апостола Павла. Услышав об этом, апостол крайне огорчился и написал свое послание к Галатам — написал его, несмотря на слабость зрения, сам, не обращаясь к услугам писца, которому диктовал другие свои послания. Послание состоит из шести глав и помещается в Новом Завете вслед за посланиями к Коринфянам. Оно начинается торжественным заявлением, что пишет апостол, имеющий божественное полномочие. Иного Евангелия, чем преподанное им апостолом, не может быть, так что "если бы даже ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (I, 8). Так как иудействующие старались набросить тень сомнения на самое призвание ап. Павла, то он с особенною настойчивостью выставляет свое апостольство, которое принято им не от людей, а от самого Господа. В подтверждение этого он подробно рассказывает историю своего обращения и отношений к другим апостолам, и при этом сообщает о своем столкновении с ап. Петром, которого он, несмотря на его общепризнанный апостольский авторитет, счел долгом укорить за обнаруженное им колебание в отношениях к иудеям и язычникам (I, 11—14). С III главы начинается аргументация в пользу истины возвещенного апостолом благовествования; он подтверждает ее историческими примерами и, между прочим, указывает на Авраама, который спасся не делами закона, а верою. Какое действиe это послание произвело собственно на галатов, неизвестно; но для христианской церкви вообще оно имело огромное значение, так как в нем с необычайною рельефностью и силой выяснено отношение между иудейством и христианством. Время написания послания в точности неизвестно, но подлинность его никогда не возбуждала серьезных сомнений и имеет за себя многочисленные свидетельства христианской древности. Из сочинений, ему посвященных, наиболее известно и важно толкование англ. епископа Lightfoot (10 изд., 1891 г.; текст с введением, примечаниями и исследованиями). На русском языке см. Фаррара, "Жизнь и труды св. апостола Павла".

А. Л.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:14:59 MSK