[ начало ] | [ Г ] |
Гартлебен
(Otto Erich Hartleben, род. в 1864 г.) — немецкий писатель-лирик, беллетрист и драматург. Выступил со стихами и повестями в духе Мопассана, подчеркивая реалистически грубую сторону жизни и обличая буржуазную пошлость. Его лирика ("Meine Verse", 1895) неоригинальна, но смела по форме и соединяет изящество с натурализмом содержания ("R ü ckkehr zur Natur" и др.). Основная нота поэзии Г. — ирония над самим собой: прочувствованные любовные стихотворения он озаглавливает "Prosa der Liebe", противопоставляя в них тон римских элегий реалистическому содержанию. В рассказах и повестях Г. иронический тон служит прикрытием для его чувствительности. Специальность Г. — рассказы, сочетающие открытый цинизм со сдержанной сентиментальностью. Таковы: "Die Geschichte vom abgerissenem Knopf" (1892), "Vom gastfreien Pastor" (1895), "Die Serenyi" (1891), "Studententagebuch" (1888). Во всех этих рассказах Г. — виртуозный сатирик, но внутреннее равнодушие, отсутствие всякой идейности лишает его глубины: он только насмешник без идеалов. Большой недостаток его рассказов — необыкновенная глупость действующих лиц, которых слишком легко дурачат в жизни. В драме Г. тоже соединяет сентиментальность с иронией и дает колоритные бытовые картины разных слоев немецкого общества, основной его прием — изображать серьезные драматические столкновения, вытекающие из ничтожных житейских поводов. Он начал с пародии на ибсеновские мистические драмы, как "Брандт" и др., в "Der Frosch", потом писал много драм и комедий. Драма "Ang è le" (1891) рисует в очень непривлекательном свете корыстность женщин. "Hanna Jagert" (1893) — сатирическая комедия тоже на тему женского легкомыслия. Другие пьесы Г.: "Erziehung zur Ehe" (1893), "Ein Ehrenwort" (1894), "Die Sittliche Forderung". Все они в ироническом тоне рисуют торжество житейской практичности над идеализмом возвышенных натур. Наибольший успех имела его новейшая драма "Rosenmontag", построенная на столкновении сословной офицерской чести с голосом сердца и совести. Вопрос не разрешен в драме Г. и разработан без достаточной психологической мотивировки. Положения неправдоподобны, трагизм обстоятельств надуманный, но в изображении среды прекрасно воссоздана атмосфера офицерской жизни, и в этом причина успеха драмы.
З. В.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:00 MSK |