[ начало ] | [ Г ] |
Геннадий Схолирий
— второй этого имени патриарх константинопольский (1453-1459). Полагают, что он родился в Константинополе около 1400 г.; в миру назывался Георгием. Император Иоанн VII Палеолог сделал Г. государственным судьей и членом верховного совета. Когда Иоанн VII и константинопольский патриарх Иосиф по приглашению папы Евгения IV отправились в Феррару в 1438 г. и потом в 1439 г. во Флоренцию для переговоров об унии, в свите их находился и Г. Как светский человек, он не мог участвовать в соборных заседаниях, но тем не менее способствовал делу унии: этой цели служили сообщенные на соборе три речи его (о пользе, трудности и возможности унии) и воззвание к грекам об угрожающей от турок опасности и о неотложной необходимости изыскивать средства защиты. Когда греки были стеснены во Флоренции латинянами, Г. оставил Флоренцию. Узнав по возвращении в Константинополь, что уния решительно осуждается клиром и народом, он пристал к главному ее противнику, Марку Ефесскому, своему другу и духовному отцу. По смерти Марка (1447) Г. стал главой противников унии и издал целый ряд полемических сочинений. Вражда к унии расстроила отношения Г. к императору Иоанну VII и еще более к брату и наследнику его, императору Константину (1448-53); поэтому он принял монашество. При взятии Константинополя турками погиб патриарх (Афанасий). Когда султан Магомет II приказал грекам избрать нового патриарха, единодушный выбор пал на Г. По желанию султана Г. составил для него изложение главных догматов христ. веры. Патриарх делал все, что было возможно для облегчения тяжкой участи своих единоплеменников, но ввиду многих препятствий и, между прочим, интриг самих греков, скоро — в 1459 или даже может быть в 1457 г. — был вынужден прекратить свою благодетельную для церкви и народа деятельность. Он оставил кафедру и удалился в монастырь, где и умер, полагают, в 1464 г. Греческая церковь причислила его к лику святых. Число сочинений Г. достигает до 100; некоторые из них изданы не вполне, многие остаются в рукописи, о подлинности иных еще спорят. По содержанию они распадаются на философские (толкования Аристотеля, Порфирия, переводы с латинского — Фомы Аквинского и др.) и богословские (по поводу унии и против латинян, изложение христианских догматов, против иудеев, магометан, против язычествующих философов, много проповедей, писем и гимнов). См. Gass, "Gennadius und Pletho" (Берлин, 1844) и его же "Symbolik".
П. В.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:01 MSK |