[ начало ] [ Г ]

Гербовый сбор (дополнение к статье)

— Местом первоначального употребления гербовой штемпельной ("орлёной" — при Петре I в России) бумаги считается Голландия. В Испании она стала употребляться с 1636 г., во Франции с 1654 г., в Пруссии с 1686 г., в Англии с 1694 г., в России с 1699 г. Крупные неудобства применения гербовой бумаги вследствие непредвиденных ошибок при составлении всякого рода актов — причем убытки падали обыкновенно на малосведущие, несостоятельные или малосостоятельные классы населения — заставили почти все культурный страны перейти к более простым способам взимания: сначала к клеймению от руки документов, а позднее — к наклеиванию на составленные на простой бумаге акты специальных (гербовых или штемпельных) марок. В Австрии эта новая система стала применяться с 1854 г., во Франции с 1859 г., в Пруссии с 1862 г., в большинстве других государств с конца 60-х или с 70-х и 80-х гг. Особенно далеко пошла в этом отношении Англия, в которой с 1881 г. законом разрешается, вместо употребления специальных гербовых знаков или штемпеля, наклеивание на все подлежащие этого рода обложению акты простых почтовых марок, если сумма гербового сбора меньше 2 шилл. 6 пенсов (около 1 руб. 20 коп.). Результаты этого опыта, по мнению почти всех английских авторитетов, оказались благоприятными. Единственным недостатком этой системы является невозможность точного определения получаемых государством от Г. сбора доходов. Когда штемпель прилагается в виде удостоверения уплаты акцизных сборов, он применяется обыкновенно в форме бандеролей. Иногда применяется и способ непосредственного снабжения гербом, штемпелем или печатью требующих удостоверения бумаг и актов, после того как соответствующее учреждение получило следуемые за это суммы наличными деньгами. Особенно удобен последний способ в тех случаях, когда взимаемая сумма налога очень велика. По вопросу о классификации Г. сбора и его соотношении с другими графами бюджета различные представители финансовой науки держались, да и теперь еще нередко держатся совершенно противоположных взглядов. По мнению Рау, "взимание штемпельного налога с бумаг частного характера является только средством забирать при всяком удобном случае малую толику с имущества граждан в пользу казны". К Г. сборам, взимаемым при сношениях частных лиц с государственными учреждениями, Pay относится снисходительнее. Адольф Вагнер причисляет Г. сборы к так назыв. Verkehrssteuern (пошлины с обращения). Главными причинами быстрого и повсеместного распространения Г. сборов являются быстрый рост государственных расходов, вызванный развитием денежного хозяйства, и сравнительная легкость взимания, так как почти все сношения с административными учреждениями и многие сношения отдельных лиц между собой могут быть легко подведены под этот сбор, дающий сравнительно крупные доходы. К числу фискальных удобств его следует причислить и сравнительную незначительность расходов: фиск берет на себя лишь расходы на заготовку марок и Г. бумаги, а распространение их и продажу могут брать на себя почти без всякого повышения расходов судебные и почтовые учреждения, казначейства и т. д. Поскольку дело касается сношений отдельных лиц с государственными учреждениями, последние являются бесплатно функционирующим контролем. Наоборот, поскольку дело касается сношений отдельных лиц между собой, контроль является иногда затруднительным и происходят бесконечные обходы закона. Ввиду этого почти все представители современной финансовой науки требуют не только сравнительно незначительных размеров для Г. пошлин, но и применения их лишь к сравнительно легко контролируемым сферам сношений. Особенно резки в этом отношении жалобы во Франции, где, кроме продажи земледельч. продуктов (исключение это вызвано боязнью членов парламента вызвать недовольство среди многочисленных крестьян-избирателей), почти все остальные сношения отдельных личностей с администрацией или между собой подлежат обложению Г. сбором. К числу неудобств Г. пошлин с общеэкономической точки зрения следует отнести и то обстоятельство, что они взимаются несообразно с общей платежной силой граждане. Pay сомневался, поэтому, даже в самом правовом основании взимания большинства Г. пошлин, утверждая, что "все достояние гражданина, все, что он приобретает, состоит под охраной законов, и потому ошибочно требовать пошлин лишь по поводу известного специального акта, так как государство и без этой пошлины должно способствовать заключению актов". Соглашаясь отчасти с этими доводами, большинство других представителей финансовой науки находит, однако, что Pay идет в данном случае слишком далеко. Если одной из важнейших задач государства и является общая охрана имуществ подданных, совершающаяся помимо пошлин, то в тех случаях, когда государство производит известные действия в пользу известных лиц, оказывая им, таким образом, специальные услуги, оно, несомненно, имеет право требовать за это известное вознаграждение, так как иначе все граждане несли бы соответствующие расходы, а учреждениями пользовались бы лишь некоторые. К этому можно добавить, что при общей оценке Г. пошлин в каждом отдельном государстве необходимо обращать особенное внимание на роль, которую они играют в общем бюджете государства, с одной стороны, и на преобладающую систему налогов в частности. Где главными источниками государственных доходов являются обложение важнейших продуктов питания рабочих масс, подушная подать и т. д., там Г. сборы, поскольку они, не затрудняя отправления правосудия, ложатся главным образом на состоятельные классы, могут считаться даже желательным явлением. Наоборот, в государствах, в которых преобладает система обложения прогрессивными налогами доходов, имуществ, наследств и т. д., Г. сборы в узком смысле этого слова, т. е. в виде гербовых пошлин, сбора с квитанций, биржевых налогов и т. д., могут считаться более или менее излишними: в таких, большей частью очень богатых странах с сильно развитой торговлей и промышленностью, применение этих сборов причиняет слишком много возни и хлопот. В крайнем случае в последних странах применение большинства Г. пошлин должно начинаться со сравнительно высоких сумм. Доказательством правильности вышеотмеченного взгляда может служить следующее сообщение Леруа-Болье. При исследовании результатов более, нежели 24000 судебных продаж, оказалось, что средний расход на гербовые пошлины составлял при продаже имуществ стоимостью меньше 500 франк. — свыше 123 франк. на каждые 100 франк., при продаже имуществ от 500 до 1 0 00 франков — около 51 франка со 100 франк., и т. д. в дегрессирующем размере. Для ослабления вредного влияния этого налога, разорявшего бедняков, по инициативе Дюфора и Леона Сэ было решено, чтобы во всех тех случаях, когда присужденная судом сумма не превышает 2000 франк., казна возвращала все гербовые, крепостные, канцелярские и ипотечные пошлины. Из числа важнейших государств Западной Европы наибольшую роль Г. сбор играет в бюджете Англии, Франции и Германии (в последней — только в том случае, если принять в расчет и Г. пошлины, взимаемые отдельными государствами не в пользу империи, а в свою собственную). Вследствие различия объектов обложения, а потому и самого характера Г. налогов, являющихся то пошлинами, то способом взимания других налогов, никаких сравнений между отдельными государствами делать нельзя. В Англии штемпельному обложению подлежали сначала известного рода юридические акты. В течение XVIII стол. область применения этих налогов или размер их беспрерывно менялись (с 1710 по 1795 г. — 10 раз). В течение XIX стол. изменения были почти так же часты, в особенности в эпохи крупных финансовых затруднений. Последняя реформа, проведенная в Англии в 1899—1900 гг., не дала особенно блестящих результатов: чистый доход по этой графе, равнявшийся в бюджетах 1898 и 1899 гг. приблизительно 7,6 и 7,7 млн. фн. стерл., повысившись в 1900 г. до 8,4 млн., понизился в 1901 г. до 7,9 млн. фун. стерл. (1900-й г. отличался особым оживлением промышленности). Принимая даже во внимание то обстоятельство, что часть соответствующих доходов вследствие вышеотмеченной возможности замены гербовых знаков почтовыми марками сказывается на росте почтовых доходов, роль Г. налогов (если не считать налогов, взимаемых при переходе имуществ, наследств и т. д.) в общем бюджете Англии сравнительно невелика. Общая сумма государственных доходов и общий чистый доход от Г. пошлин (Stamps) составляли:

Годы Общие государственные доходы (Net Exchequer Receipts) Доход от штемп. налогов
(в миллионах фунтов стерлингов)
1896 90,0 7,3
1898 93,4 7,6
1900 104,8 8,4
1901 114,8 7,9

Очевидно, эта статья доходов не отличается большою эластичностью. После Наполеоновских войн, вовлекших Англию в огромные дефициты, доход по этой статье (за выключением Г. сбора с наследств) достиг в 1820 г. 6,1 млн. фунт. стерлингов. С тех пор, несмотря на громадный рост национального богатства и населения (последнее возросло в одной Англии с приблизительно 12 на 32 миллиона), доход по этой графе, после частых колебаний, возрос в последние годы лишь до 8 млн. фн. стерл. и дает в 3 раза меньшую сумму, чем акциз и пошлина со спирта. Взимаемые в Англии в виде Г. сбора пошлины с наследств и крепостные пошлины должны были дать по росписи 1900 г. около 14, а в 1901 г. — около 13 млн. фунт. стерлингов, т. е. приблизительно на 75 % больше всех остальных Г. пошлин, взятых вместе. К бумагам, облагаемым раз навсегда определенным, так наз. постоянным Г. сбором, относятся квитанции, расписки, чеки, ордера и т. д. На них необходимо наклеивать марку в 1 пенни (меньше 4 коп.), если они написаны на сумму свыше 1 фунта стерл. Свидетельства о браке, о банкротстве и т. п., паспорта, пожалования титулов и другие документы облагаются более высоким Г. сбором, достигающим иногда (при пожаловании титула) 350 фн. стерл. Пропорциональный Г. сбор (Duties ad valorem) взимается с договоров о продаже, с векселей, страховых полисов, контрактов и т. д.

В Германии Г. сбору подлежат: 1) ценные бумаги, запродажные акты и т. д.; 2) векселя; 3) игорные карты; сюда же причисляется так наз. statistische Geb üh r, т. е. сбор, взимаемый при ввозе в Германию или вывозе оттуда товаров, с целью улучшить контроль и в то же время покрыть расходы на публикацию результатов статистики внешней торговли. Последний сбор дает крайне незначительный доход (в 1896—1900 г. в среднем лишь немногим больше 0,9 млн. марок). Г. сбор с игорных карт давал за тот же период времени в среднем ежегодно около 1,5 млн. марок, сбор с векселей — около 9,7 млн. марок, сбор с запродажных актов, ценных бумаг и т. д. (в большинстве случаев этот последний род обложения называется в Германии "биржевым" налогом — B ö rsensteuer) — около 50 млн. марок. Все эти сборы вместе давали, следовательно, в среднем ежегодно меньше 30 млн. рублей; иными словами, если не принимать во внимание Г. сборов, идущих в кассы отдельных государств Германии, доход, получаемый от этого обложения Германской империей, сравнительно невелик. Характерным является то обстоятельство, что со времени реформ так наз. биржевого налога, произведенных в половине 90-х гг. XIX стол., а затем в 1900 г., доходы по этой статье показывают, несмотря на наблюдавшийся по 1900 г. pacцвет промышленности, сравнительно небольшое и притом лишь временное увеличение, тогда как государственные доходы вообще сильно увеличились [Ср. "Stat. Jahrbach fur das Deutsche Reich" за 1900 и 1903 гг.].

  Общая сумма
государственных доходов поступлений со штемпельн. сборов
(в миллионах герм. марок)
1896 1655 58,7
1897 1733 59,1
1898 1857 65,5
1899 1973 68,0
1900 2097 80,4
1901 2416 85,0

Во Франции обложение Г. сборами часто идет рука об руку с другим, сравнительно очень высоким сбором — так наз. droits d'enregistrement. Являясь, так сказать, двойным обложением, это вызывает усиленные жалобы на систему, перенятую от старого порядка (при господстве которого dro i ts d'enregistrement носили название contr ô le или insinuation, a droits de timbre, т. е. штемпельный сбор — formule). Г. сборы подразделяются во Франции на постоянные (timbre fixe) и пропорциональные (timbre proportionnel). Постоянный Г. сбор, в свою очередь, подразделяется на 1) timbre fixe de dimension, в зависимости от ширины и длины бумаги, на которой написаны подлежащие обложению акты, и 2) timbre fixe sp é cial, применяемый к коносаментам, квитанциям, паспортам, разрешениям на охоту, афишам и т. д. Пропорциональному Г. сбору подлежат акции, облигации и другие французские и иностранные ценные бумаги, котируемые на французских биржах. Составленные за границей всякого рода деловые документы и акты только тогда подлежат обложению Г. сбором во Франции, когда участники этих договоров пожелают обратиться к французским судам или административным учреждениям. Характерной чертой французского Г. сбора является допускаемая законом возможность замены единичных случаев уплаты Г. сбора так наз. абонементом: всякого рода учреждения, выпускающие акции, имеют право входить в соглашение с финансовым ведомством, обязуясь уплачивать ежегодно определенную сумму с каждых 100 фр. номинальной стоимости акций и иных ценных бумаг, взамен чего эти бумаги снабжаются особым штемпелем, освобождающим от дальнейшей наклейки Г. марок. При обложении Г. сбором афиш с 1890 г. вместо штемпеля ежегодно взимается определенная сумма с каждого квадратного метра. В зависимости от величины населения этот сбор колеблется между 60 сант. в местностях с населением меньше 2 1/2 тысяч душ и 1 фр. 50 сант. в Париже. Квитанции на сумму меньше 10 фр. освобождаются от сбора. С остальных квитанций, выдаваемых частными лицами, взимается сбор в 10 сантимов. С квитанций, выдаваемых казначейством и т. д., взимается сбор в 25 сантимов. Общая сумма государственных доходов и общий доход от droits de timbre определялись во Франции следующим образом [Animaire Statistique de la France pour 1900", стр. 554 и след.]:

  Общие государственные доходы Доходы от droits de timbre
(в млн. франков)
1868 1935 85
1878 3427 159
1888 3268 164
1895 3416 174
1896 3436 179
1897 3528 181
1898 3620 198

По росписям последних лет (с 1899 по 1901 г.) доходы по этой статье столь значительно понизились, что при дальнейшем росте государственных расходов на увеличение доходности Г. налога Франция рассчитывать не может, тем более, что расширение применения его там почти невозможно.

Что касается droits d'enregistrement, по отношению к которым Г. сбор является в некоторых случаях как бы дополнительным налогом, то его средняя доходность в 1895—1898 гг. составляла 523 млн. фр., т. е. была значительно ниже не только доходности предыдущего пятилетия, но и доходности первой половины 80-х гг. Наибольший рост доходности Г. налога наблюдался во Франции с начала 40-х до половины 80-х гг. XIX стол. Поступления по этой графе, достигавшие в конце XVIII ст. 21 млн. фр., увеличились с приблизительно 37 млн. фр. в 1840 г. до 155 млн. фр. в 1885 г., т. е. приблизительно на 320 проц., тогда как доходность Г. налогов в Англии возросла за тот же период времени всего на 30 %. Что касается Г. налогов в других государствах, то особенно быстро их доходность возросла за последнее десятилетие в Австрии, где, под влиянием законов 1890, 1892 и 1897 гг., общий доход по этой графе (Stempelabgaben, Geb ühren für Rechtswesen etc.) возрос с приблизительно 109 млн. крон в 1892 г. до 140 млн. крон в 1900 г. Законом 1892 г. австрийские государственные процентные бумаги облагаются сбором в 5 крейцеров (4 коп.), иностранные — в 20 крейцеров (около 16 коп.). Сравнительно крупные суммы получает от Г. сборов вследствие частого повышения размеров налога Италия (за последние годы, в среднем, около 25 млн. руб.).

Литература. Max v. Heckel, статья "Stempelabgaben" в Конрадовском "Handw ö rterbuch der Staatswissenschaften"; Янжул, "Основные начала финансовой науки" (СПб., 1899); Alfred de Foville, "La France Economique" (П., 1890); A. Wagner, "Finanzwissenschaft"; J. Conrad, "Grrundriss. III Theil Fmanzwissenschaft"; R. Friedberg, "Zur The orie der Stempelsteuern" ("Jahrbücher für Nat. Oek. u. Stat.", 1878, II том, стр. 69—94).

И. M. Гольдштейн.

Г. сбор в России. — Ввиду медленного возрастания дохода от Г. сбора, далеко не соответствовавшего, по мнению м-ва финансов, экономическому развитию страны и приросту населения, в конце 1892 г. была учреждена комиссия для выработки нового устава о Г. сборе. Этот устав утвержден 10 июня 1900 г. и вступил в действие с 1 марта 1901 г. Но новому уставу Г. сбору подлежат: 1) подаваемые в правит. установления и должностным лицам и выдаваемые сими установлениями и лицами бумаги; 2) составляемые и выдаваемые в пределах империи акты и документы разного рода; 3) выпускаемые в империи общественными и сословными учреждениями, а также обществами и товариществами процентные бумаги, и 4) акты и документы, совершенные и выданные вне пределов империи, а равно выпущенные вне ее пределов процентные бумаги, — в том случае, когда означенные акты и документы предъявляются для исполнения, а процентные бумаги поступают в обращение в империи. Оплата Г. сбором производится на следующих основаниях: 1) подаваемые в правит. установления и должностным лицам и выдаваемые ими бумаги оплачиваются теми лицами и учреждениями, от имени которых эти бумаги подаются; 2) бумаги, акты и документы, совершаемые, выдаваемые или принимаемые частными лицами и учреждениями или общественными и сословными учреждениями, оплачиваются по взаимному соглашению контрагентов; 3) акты и документы по сделкам казны с частными лицами и учреждениями или с сословными учреждениями оплачиваются этими лицами и учреждениями; но если сделки с казной заключаются не на основании публичных торгов, казенным управлениям предоставляется, по соглашению с контрагентами, принимать на себя уплату Г. сбора; 4) процентные бумаги оплачиваются: выпускаемые в пределах империи — установлениями, их выпускающими, а выпущенные за границей — первыми получателями этих бумаг в империи. Сбор взимается, в отличие от устава 1874 г., за каждый самостоятельный акт или документ, хотя бы на одном листе изложено было несколько актов и документов.

Г. сбор взимается двоякого рода: 1) простой и 2) пропорциональный. Простой Г. сбор подразделяется, как и по уставу 1874 г., на 5 окладов: 5 к., 10 к., 15 к., 60 к. и 1 р. за каждый лист. Оклад в 80 к. заменен окладом в 1 руб., причем облагавшиеся 80 к. бумаги отнесены частью к высшему, частью к низшим окладам сообразно их важности для просителей и предполагаемому достатку последних. Копии облагаются наравне с подлинниками, за некоторыми исключениями. Прост. Г. сбору по уставу 1900 г. подлежит 62 вида бумаг, актов и документов, не считая подразделений. Что касается пропорционального Г. сбора, устанавливаемого для актов и документов на сумму свыше 50 р. и для процентных бумаг, то вместо прежнего обложения по особому расписанию (особой росписи) сообразно разборам актовой бумаги, в уставе 1900 г. приняты однообразные, в точном процентном отношении к суммам акта, оклады. Пропорциональный Г. сбор распадается на вексельный — в размере 15 коп. с каждых ста рублей суммы акта или документа, и актовый, двух окладов: высшего — по 40 к. с каждых 100 р. суммы акта до 10000 р. и по 4 р. с каждой 1000 р., превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные, а с процентных бумаг по 0,4 % с суммы, и низшего — по 40 к. с каждой тысячи рублей, считая неполные тысячи за полные. Вексельному Г. сбору подлежат: 1) векселя, 2) заемные письма, долговые расписки и др. личные долговые обязательства; 3) надписи об отсрочках; 4) выдаваемые акцизными управлениями залоговые квитанции и свидетельства на получение в кредит бандеролей; 5) горные ассигновки и 6) обязательства, выдаваемые обществам взаим. кредита их членами. Актовому Г. сбору высшего оклада подлежат: 1) акты и документы по всякого рода имущественным сделкам (за нек. исключениями), независимо от формы изложения и порядка совершения; 2) акты и документы, удостоверяющие получение ссуд из общественных, сословных или частных кредитных учреждений под залог недвижимости, а также документы об отсрочках или пересрочках по этим долгам, если при этом выдаются дополнительный ссуды; 3) акты и документы по договорам о передаче контрактных обязанностей; 4) условия о продлении действия подлежащих оплате актовым Г. сбором высш. окл. актов и документов на новый срок, с производством новых платежей сверх установленных при заключении договора, а также надписи о том на самых актах; 5) условия о неустойках, когда они приводятся в исполнение. Этот же сбор (в размере 0,4 %) взимается со всех выпущенных или обращающихся в империи процентных бумаг, за исключением государственных. Актовый Г. сбор низшего оклада введен впервые уставом 1900 г. и применяется к таким актам, которые по существу относятся к подлежащим пропорциональному Г. обложению, если по незначительности затрагиваемых ими имущественных отношений нормальный оклад был бы обременителен для плательщиков. Сюда относятся: 1) акты и документы по запродаже движимого или недвижимого имущества; 2) торговые маклерские записки, кроме кратких; 3) акты и документы по торговым сделкам о купле-продаже товаров (до 1900 г. были свободны от обложения); 4) акты и документы по договорам о найме судов под грузы; 5) надписи о передаче контрактных обязанностей, делаемые на самых контрактах; 6) залоговые подписки заемщиков госуд. дворянского банка и по мелиоративным ссудам из капитала м-ва земл. и госуд. имущ.; 7) крепостные акты на земли, покупаемые или продаваемые госуд. дворянским и крестьянским банками. Устав 1900 г., подобно уставу 1874 г., допускает изъятия из Г. сбора, но еще более многочисленные. Мин-ру фин. предоставлено издавать алфав. перечень бумаг, документов и актов, подлежащих Г. сбору и освобожденных от него. Оплата Г. сбором бумаг и документов производится: 1) изложением их на Г. бумаге; 2) приложением к ним на соответствующую сумму Г. бумаги; 3) наложением на них Г. марок и 4) наличными деньгами (только для некоторых учреждений и предприятий публичного хар.). В видах облегчения способов уплаты Г. сбора, устав, помимо предоставления м-ру фин. широкого права привлекать к продаже Г. знаков различные учреждения, допускает различные льготы в оплате домашних, крепостных, явочных и др. актов. С другой стороны, установлена целая система надзора за соблюдением правил Г. устава, высшее заведование которым возложено с 1901 г. на департамент окладных сборов. За нарушение правил устава о Г. сборе виновные подвергаются штрафам в 5, 10 и 30 раз против установленного размера Г. сбора, смотря по характеру актов и документов. Уложение о нак. дополнено статьей, предусматривающей снимание о бумаг Г. марок и вытравление на них знаков погашения, а равно вытравление текста на Г. бумаге с целью оплаты других бумаг и актов или сбыта их (взыскание до 300 р. или арест до 3 мес.). Хотя устав 1900 г. и занес в Г. обложение большую систематичность и равномерность, но казуистичность и сложность многих его статей вызвала тотчас по введении его в действие жалобы со стороны торгово-промышленных сфер, почему м-ву фин. неоднократно приходилось давать разъяснения по вопросу о применении статей устава. В 1902 г. произведены изменения в актовом сборе низшего оклада: 1) когда сумма акта не превышает 700 р., то взимается 5 к. с каждой сотни, считая неполные сотни за полные; 2) облагаемые этим сбором акты подлежат ему на всякую сумму, а не от 50 р.; 3) этому сбору подлежат акты и документы по сделкам о продаже и поставке сельскими хозяевами своих произведений. Произведены также некоторые изменения в простом Г. сборе. В 1905 г., ввиду нужд военного времени, законом 30 мая произведено повышение всех окладов Г. сбора (вступает в силу с 1 сентября 1900 г.), за исключением простого Г. сбора в 5 коп. и вексельного сбора. Оклады простого Г. сбора повышены: 1) в 1 р. — до 1 р. 25 к., 2) в 60 к. — до 75 к., 3) в 15 к. — до 20 к. и 4) в 10 к. — до 15 к. для некоторых бумаг. Введен впервые сбор (в 5 коп.) на пассажирские багажные квитанции на сумму свыше 5 руб. Актовый Г. сбор высшего оклада установлен в 50 коп. с каждых 100 р. до 10000 р. и в 5 р. с каждой тысячи, превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные. Этот сбор распространен также на страховые полисы по страхованию от огня, когда премия свыше 300 р. (вместо Г. сбора в 1 р.). Сбор с процентных бумаг повышен с 0,4 % до 0,5 % с суммы. Актовый Г. сбор низшего оклада установлен в 5 к. с каждых 100 р. до 10000 р. и по 50 к. с каждой тысячи, превышающей 10000 р., считая неполные сотни и тысячи за полные. Этим сбором обложены также расписки кредитных учреждений в приеме вкладов на хранение (кроме вкладов на текущий счет), когда сумма вклада свыше 2500 р. (вместо простого Г. сбора в 1 р.). Статистика Г. сбора. Поступления Г. сбора с 1891 г. представляются по отчетам государственного контроля в следующих цифрах:

  Гербовый сбор Штрафы за нарушения герб. устава
1891 г. 21577 т. р. 854 т. р.
1892 " 23095 " " 920 " "
1893 " 24236 " " 891 " "
1894 " 25254 " " 778 " "
1895 " 25987 " " 596 " "
1896 " 27312 " " 259 " "
1897 " 28084 " " 248 " "
1898 " 32815 " " 434 " "
1899 " 34735 " " 598 " "
1900 " 32998 " " 650 " "
1901 " 37357 " " 623 " "
1902 " 40035 " " 724 " "
1903 " 43695 " " 816 " "

Из таблицы видно, что Г. сбор неизменно возрастает, за исключением лишь одного 1900 г., что объясняется сокращением сделок, преимущественно спекулятивного характера, на приобретение недвижимых имуществ в крупных центрах. Ежегодное возрастание Г. сбора в среднем за 1891—1900 гг. составляет 1177 т. р., а за 1901—1903 гг., когда начал действовать новый устав — 3566 т. р. Полученный в 1903 г. доход от Г. сбора слагался из 34698 т. р. за Г. бумагу и марки и 8997 т. р. наличными деньгами. Расходы по взиманию Г. сбора в 1903 г. составили 1358 т. р. По государственной росписи на 1904 г. назначено поступлений от Г. сбора 43 млн. р. и на 1905 г. 44 1/2 млн. руб.

Литература. Частные издания устава о Г. сборе с разъяснениями К. Абрамовича, Л. А. Базунова, А. Анисимова, М. В. Чичинадзе, А. Яновского и др.; "Труды комиссии по пересмотру устава о Г. сборе"; П. А. Картавов, "Исторические сведения о гербовой бумаге в России" (вып. I, 1900); Б. Г. Ольшамовский, "По вопросам о применении нового гербового устава" (2 изд., 1901); Патеревский, "Разъяснения по гербовому уставу" (1901); А. М. Недошивин, "Из практики применения гербового устава преимущественно в торговых сношениях" (1904); H. H. Палибин, "Правила о Г. сборе в применении к железным дорогам" (1905).

Н. И—ко.


Page was updated:Saturday, 26-Nov-2016 22:03:13 MSK