[ начало ] | [ Г ] |
Гибсон, Джон
(Gibson, 1790—1866) — самый значительный из английских скульпторов, ученик С. Фрэнсиса в Ливерпуле и А. Кановы в Риме. Первые произведения, в которых проявился его талант, были исполненные им в вечном городе статуя "Спящий пастух", группы "Марс и Амур" (1819), "Психея, несомая зефирами" (1821) и барельеф "Свидание Геро с Леандром" (1821). Эти работы доставили ему громкую известность в Италии, а также и в его отечестве, вернуться в которое друзья стали его настойчиво приглашать, заверяя, что он приобретет там и почет, и богатство. Но художник предпочел остаться в Риме, хотя и продолжал высылать в Англию свои последующие произведения, находившие благосклонный прием у ее публики. К числу их относятся, между прочим, семь раз повторенная им статуя: "Амур, переодетый в пастуха" и "Психея, мучимая Амуром", которую он сам признавал наилучшим из всех своих созданий. В 1844 г., для выставки своей статуи Гускиссона (наход. в Лондонской бирже), он приезжал в Лондон, и с тех пор посещал этот город почти ежегодно. В одно из таких посещений была вылеплена им модель для исполненной потом в Риме статуи королевы Виктории (нах. в Букингэмском дворце). В ней, подражая полихромии древних, он прибег к раскраске поверхности несколькими колерами, которую, несмотря на раздававшиеся с разных сторон порицания, применял и впоследствии, как, например, в статуе Стефенсона (1851) и бюсте принца Валлийского (1854). В 1850 вылеплена им в Риме группа корол. Виктории на троне со стоящими по его сторонам аллегорическими фигурами Милосердия и Справедливости (наход. в здании англ. парламента) и статуя Венеры, телу которой он придал цвет слоновой кости, волосам — светло-русую окраску, сетке на голове — позолоту. Это произведение возбудило много толков в художественных кругах Англии: одни находили его оригинальным и изящным, другие — безвкусным; сам художник любил его более прочих своих работ и исполнил три раза. Г. был членом художественных академий Лондонской, Римской св. Луки, Мюнхенской и нек. др. Умирая (в Риме), он завещал все свои модели и неоконченные произведения, равно как и значительное состояние (32000 фунт. стерл.), нажитое трудом, Лондонской академии. Примыкая, в отношении направления своего, вообще к стилю Кановы, Г. должен считаться не столько художником, обладавшим самобытным творчеством, сколько искусным подражателем антикам, перед которыми он преклонялся до такой степени, что на всякую новизну в искусстве смотрел как на ущерб для красоты. Идеалистические его произведения, между которыми самое удачное — надгробный памятник герц. Лейчестеру, в Лонгфорде, значительно превосходят, в художественном отношении, его портретные статуи.
А. С—в.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:02 MSK |