[ начало ] [ Г ]

Гоцци, Карл

(граф Gozzi) — брат Гаспаро Гоцци (см.), итальянский драматург и поэт (1722-1806), всю почти жизнь провел в Венеции. Написал несколько стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл в прозе и автобиографические записки "Memoire inutili" (бесполезные записки); но все это давно забыто и известность Г. зиждется на его деятельности как драматурга. И в этом отношении, однако, авторитет, которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии в пору процветания там романтической школы, сильно понизился, и значение его в настоящее время — исключительно историко-литературное. Драматическая деятельность Г. выразилась главным образом в энергическом, можно даже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони (см.), в которой он усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию) совершенно упустил из виду все, что было чисто национального в комедиях Гольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям последнего возвысить первобытную и грубую "Commedia dell' arte" на степень художественной "комедии характеров", увидев и здесь еретическое посягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точка Г. была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степени фальшивым. Г. осуждал Гольдони, напр., за то, что он "представлял на сцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ее осязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателю изяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегда нравится...". В противодействие Гольдониевской "комедии характеров" Г. ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) — старое, малоупотребительное итальянское слово — и которые представляют собой соединение старого "балаганного" элемента с романтическим: первого — в виде сохранения, но в довольно изуродованном виде, старых "стоячих масок", второго — в массе волшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее к пантомимам, балетам и т. п. Ко всему этому надо присоединить и полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой же из этих пьес ("L'amore delle tre Melarance"), направленной против Гольдони; за нею последовали "Ворон", "Турандот" (впоследствии перев. Шиллером), "Король Олень", "Женщина-Змея", "Зеленая птичка", которую автор назвал "философской сказкой" и в главных действующих лицах которой — двух новых философах — ополчился против новой французской философии. Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатические нападки. Fiabe Г. в течение десяти-пятнадцати лет пользовались значительным успехом в массе публики благодаря их чисто внешнему интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей. Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду "комедий или трагикомедий", которых написал больше двадцати и большинство которых имеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категории произведений Г. в настоящее время не появляется на итальянской сцене почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к ним как к пьесам вообще "не хорошим", находит в них постоянное присутствие "интереса, жизни и веселости". Между тем как часть современной Г. критики признавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (и притом итальянская) критика произнесла ему строгий, но во многих отношениях справедливый приговор: "Гоцци, — говорит Угони, — обладал большим талантом и фантазией, но это был враждебный культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabe принизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в них принципы полного обскурантизма". Наиболее полное собрание соч. Г. изд. в Венеции 1802 г. Ср. Margini, "Carlo G. e lе fiabe" (1876).

П. В-рг.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:07 MSK