[ начало ] | [ Г ] |
Гранильное мастерство
— имеет несколько отраслей: собственно гранильщик (le lapidaire, the lapidary, d. Steinschleifer) обрабатывает драгоценные и полудрагоц. камни и их подделки помощью шлифования. Гранильщики, занимающиеся резьбою камей и печатей на камнях и на стекле, а также украшением стекляной посуды гранями и резьбою, называются "граверами" или "резчиками" "по камню" или "по стеклу", а обрабатывающие мрамор и другие камни помощью обтески, за которой следует шлифовка и полировка, носят название "мраморщиков" и "скульпторов".
Шлифовать орудия из кремня и других твердых камней умел уже доисторический человек. Судя по приемам этой работы у современных нам диких народов, можно предполагать, что камни шлифовались тогда просто трением о поверхность песчаника с острыми, не слишком прочно связанными зернами, какой и теперь употребляется для точил. Благодаря слабой связи между частицами поверхность такого камня постоянно возобновляется во время работы; зерна, притупившиеся с одной стороны, скоро отделяются и, катаясь между камнем и шлифуемым предметом, только способствуют работе. Отверстия в каменных орудиях протирались оконечностью деревянной палочки, смоченной водою с острым песком. Палочку нажимали и вращали взад-вперед просто рукою или же помощью шнурка и смычка, как при добывании огня трением. Зерна песку, вдавливаясь в дерево палочки и принимая участие в ее вращении, не очень сильно ее стирают; поэтому камень поддается, хотя и очень медленно: надо целые годы работы, чтобы просверлить таким приемом один твердый камень. И в наше время гранильщики пользуются подобными же средствами, только техника дела так усовершенствовалась, что работа идет скорее и правильнее. Главным средством для шлифовки служит толченый "наждак" (см.), обладающий твердостью корунда (9 по шкале твердости — см.) а главным инструментом — "гранильный станок". Это прочный стол, под доскою которого вращается горизонтальное маховое колесо помощью ручки, насаженной на верхний конец его вертикальной оси, выдающийся над поверхностью стола. Посредством ремня и шкива вращение передается "шлифовальному колесу", насаженному посередине вертикального "веретена", укрепленного на другом конце стола, так что колесо приходится немного выше его поверхности. Колесо делается обыкновенно из свинца и намазывается наждаком с водою, камень держат прямо рукою или наклеивают его сургучом на палочку, "китшток". Нажимают камень слегка, чтобы зерна наждака могли кататься между его поверхностью и колесом, отчего шлифуемая поверхность становится матовой. Если же Г. прижмет камень покрепче, катающиеся зерна из-под него скоро все выдавятся и снятый с колеса камень покажет почти полированную блестящую поверхность, потому что на нее действовали только плотно засевшие в свинец частицы наждака, производящие неглубокие параллельные черты, а не рябинки. Для окончательной полировки употребляют обыкновенно оловянное колесо с трепелом, крокусом или оловянною окисью, смотря по роду камня. Этими порошками предварительно "натравляют" колесо, т. е. плотно притирают их гладким камнем к его "надробленой", снабженной мелкими насечками, поверхности. Мягкие камни, как малахит, селенит и др., полируются "на кукле", т. е. на суконной кромке, свернутой наподобие самодельной куклы, точнее — так, как продажные свертки тесемок.
Такими способами "огранивают" большую часть драгоценных камней (см.) средней твердости. Непрозрачные и полупрозрачные камни ограниваются обыкновенно в виде "тафельштейна": на плоском камне вышлифовывается одна, возможно большая фацетка, "тафель", а вокруг нее один или два ряда "граней", наклонных фацеток в виде трапеций. Нижняя сторона оставляется плоскою, а вокруг нее вышлифовывается узкий непрерывный поясок, "рундист", за который камень закрепляется в оправе. Прозрачные камни получают тем лучший блеск, чем они толще: обыкновенно на их лицевой стороне делают "тафель" параллельно "рундисту", а по другую его сторону оставляют вдвое большую толщину камня, отделывая ее гранями или округло, "кабошоном", в форме капли застывшего сала. Иногда и лицевую сторону отшлифовывают как кабошон. Самая сложная форма огранки "алмазная", или "брильянт" (см.), грань с трапецоидальными фацетками называется "лесенкой", с треугольными "россыпью" и "розою", когда нижняя сторона плоская. Для огранки камень наклеивается сургучом на палочку, "китшток", которую держат сначала перпендикулярно к колесу, чтобы образовать "тафель". Затем отшлифовывают вокруг нее непрерывные пояски (конические поверхности), из которых уже выделывают грани, от руки или вставляя "китшток" в особый "квадрант", или "куку", чтобы держать его всегда под постоянным наклоном к плоскости колеса во все время шлифовки и полировки каждой грани. Самые твердые камни - рубины, сапфиры и другие виды корунда, — гранят алмазным порошком на колесе из железа, с оливковым маслом или керосином. Алмазного порошка тратится очень мало: он так сильно въедается в железо, когда колесо "натравляют", что его достает на целые часы работы. Край тонкого железного кружка, натравленный алмазом и быстро вращающийся наподобие круговой пилы, употребляется для разрезания всех твердых камней; для более мягких и дешевых алмазный порошок заменяют наждаком, а железный кружок — медным. Для сверления бус употребляется быстро вращающийся цилиндрик из железа с алмазным порошком или медный с наждаком. Иногда пользуются сверлом из алмазного осколка, зажатого в конце медной трубочки. Алмазы гранят тоже алмазным порошком на колесах из мягкой стали, но в этом случае стирание камня идет так медленно, что поверхность выходит сразу полированная. Обрабатываемый камень прикрепляется оловянным припоем на латунный китшток, который вставляется в квадрант и сильно нагружается; колеса такой "алмазной мельницы" приводятся во вращение двигателем день и ночь, чтобы ускорить чрезвычайно медленный процесс, продолжающийся целые месяцы и годы. Работой этой занимаются в Амстердаме, Париже и немного в Лондоне. По данным К. Э. Клуге ("Edelsteinkunde", 1860), в Амстердаме гранение алмазов дает заработки приблизительно 10000 евреям. На 5 гранильнях — 540 мельниц поглощают работу паровых машин в 141 силу и занимают 1145 рабочих. При обработке более дешевых и больших предметов из разных видов кварца, яшмы, агата, сердолика, порфира и т. п. материалов употребляют железные и свинцовые колеса побольше, вращающиеся около горизонтального веретена помощью махового колеса и ремня, приводимых в движение рабочим, "вертелом" — как их называют на Урале. Колеса погружаются своею нижнею частью в корыто с наждаком и водою, который частью разбрызгивается кругом, высыхая, обращается в пыль и делает работу не только неопрятной, но и вредной для легких. В Германии в кн. Биркенфельд на Верхнем Рейне, около городов Оберштейн и Идар, существует до 180 мельниц, на которых гранят кварц и агат на больших жерновах из плотного песчаника, быстро вращающихся около горизонтальной оси помощью водяных колес. Рабочий, лежа на животе на низкой скамеечке и упираясь ногами, сильно прижимает свою работу руками к цилиндрической поверхности жернова, подвергаясь при этом смертельной опасности от осколков жернова, который нередко разлетается на куски под влиянием центробежной силы. Во время шлифования на жернове кварцевые породы сильно фосфоресцируют красноватым светом и даже сыплют искрами. В России Г. мастерством занимаются кустари на Урале. По сведениям, собранным Екатеринбургским статистическим комитетом в книге П. Н. Зверева "Гранильный промысел на Урале" (1887 г.), в Екатеринбурге гранят драгоценные камни, приготовляют и режут печати, делают пресс-папье, украшенные плодами и листьями из разноцветных камней, рельефные картины и горки, украшенные кристаллами, а также вещи, оклеенные малахитом. Всего там было 129 рабочих, производивших в год на 23000 р. В Березовском, Нижнеисетском и Верхнеисетском заводах почти исключительно гранят и "проходят", т. е просверливают бусы. Здесь 217 человек производят на 11500 руб. в год. На Мраморском заводе делают вещи из местного мрамора, серпентина и селенита; работают 164 человека и производят на 27000 р. в год. Изделия из мрамора и шокшинского порфира изготовляют также кустари в Петрозаводске.
Литература Г. мастерства: С. Holtzapfel, "Turning and mechanical manipulations" (т. III, 1850). Этот же том дословно перепечатан в Америке под загл.: О. Byrne, "Hand-Book for the Artisan Mechanic and Engineer"; Th. Chriten, "L'art du Lapidaire" (1868). Приведенные выше книги Kluge и Зверева содержат только поверхностные технические указания.
В. Лермантов.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:07 MSK |