[ начало ] [ Г ]

Грот, немецкие живописцы

(Grooth) — два немецких живописца, трудившиеся и умершие в России. 1) Георг Христоф Г. (1716-49), портретист, сын и, вероятно, ученик штутгартского придворного живописца Иоганна-Христофа Г., в 1741 г. прибыл по приглашению ген. Левендаля в Ревель, через два года перебрался в СПб., сделался живописцем высочайшего двора и, оставшись здесь до конца своей жизни, писал портреты особ императорской фамилии и русской знати. Был небольшого роста и горбат, вследствие чего получил, в отличие от своего брата, прозвище: "маленький Г.". Портреты его работы, нередко встречающиеся в СПб., отличаются добросовестностью исполнения и очевидным сходством. Таковы, например, портреты имп. Елизаветы Петровны и вел. кн. Павла Петровича вместе с вел. княг. Екатериной Алексеевной, находящиеся в галлерее дома Романовых, в имп. Эрмитаже. — 2) Иоганн Фридрих (Иван Федорович) Г. (1717-1800), живописец животных, брат предыдущего, прибыл вместе с ним в СПб. в качестве "контрофагера", т. e. реставратора картин, и, проведя здесь 58 лет, совершенно обрусел и имел значительное влияние на развитие русской живописи. Имп. Елизавета Петровна, любительница охоты и прогулок верхом, сама метко стрелявшая из ружья дичь, любила также и изображения охотничьих сцен, диких зверей и домашних животных. Г., писавший подобные сюжеты бойко и натурально, пользовался ее благоволением и, занятый постоянно высочайшими заказами, исполнил множество картин в этом роде. Каждое новое произведение его кисти служило поводом к посещению его мастерской целым двором. С 1749 по 1761 г. он носил титул придворного живописца. В 1765 г. новоучрежденная СПб. акад. худож. приняла его в свою среду с званием академика, затем, через год, возвела в советники, а в 1774 г. — в почетные вольные общники. Он был в ней первым преподавателем живописи животных и образовал многих учеников, к числу которых принадлежал, между прочим, известный баталист и пейзажист екатерининского и александровского времени М. М. Иванов. Коллекция картин, исполненных Г. по заказам имп. Елизаветы, украшала охотничий павильон Мон-Бижу в Царском Селе; отсюда она в 1765 г. была передана (в числе 41 картины) в акад. художеств, где до начала нынешнего столетия составляла особую "Гротовскую галерею". В настоящее время из этих картин в академическом музее имеется только одна ("Битая дичь"); прочие исчезли незвестно куда. Зато довольно много произведений Г. сохранилось в Гатчинском дворце, в охотничьем домике в с. Ящеры и у частных владельцев.

А. С-в.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:08 MSK