[ начало ] | [ Г ] |
Грязе-Царицынская железная дорога
— разделяется на 3 участка, по которым ведется особое счетоводство. Первый участок — от Грязей до Борисоглебска (первоначально одна из земских жел. дор., Г.-Борисоглебская). Второй участок от Борисоглебска до Царицына, с ветвью в Урюпино, построен позже и вместе с первым составляет часть большой линии Рига и Либава — Царицын, соединяющей балтийское поморье с берегами нижней Волги. Третий участок, соединяющий Царицын на Волге с Калачом на Дону, имеет совершенно особое торговое значение и очень мало общего с первыми двумя участками. Это бывшая Волго-Донская жел. дор., лишь впоследствии соединенная с Г.-Царицынской.
Длина участков |
Верст |
I |
199 |
II |
367 |
То же, ветвь на Урюпино |
33 |
III (Волго-Донская) |
74 |
Всего |
673 |
Помимо хлебных грузов, первые два участка Г.-Царицынской жел. дор. имеют еще два, которые играют на них большую роль, чем на какой-либо другой русской железной дор.: рыба и нефть. Рыбы провозится много потому, что Царицын — ближайший железнодорожный пункт к низовьям Волги и Урала с их громадными рыбными ловлями, а перевозка нефти приняла большие размеры с того времени, как у нас стали вводиться суда— и вагоны-цистерны. В Царицыне нефть перекачивается с волжских барок в вагоны-цистерны и идет во всю среднюю Россию к югу от Москвы, в Западный край и прибалтийские губернии. Довольно важный груз также — соль. По 3-му участку главные грузы идут от Волги к Дону, и самый важный из них — лес в разных видах. Благодаря перевозке в область Дона Царицынская лесная пристань — самая большая на Волге. Волок между Волгой и Доном так узок, что торговое движение установилось здесь давно; но до конца 50-х годов товары обыкновенно перевозились от посада Дубовки на Волге в Качалинскую станицу на Дону. Впоследствии была построена железноконная дорога между этими двумя пунктами, в конце 50-х годов замененная паровой железной дорогой между Царицыном и Калачом. Лет 10 после постройки она давала мало дохода, и большая часть грузов между Доном и Волгой по-прежнему перевозилась на воловьих фурах. В настоящее время условия изменились к выгоде дороги, и почти все грузы перевозятся ею. Лес с Волги идет, кроме третьего участка, и на второй, а отчасти даже на первый, так как вся дорога проходит по местности, очень бедной лесом. Г.-Царицынская ж. д. — одна из тех, на которых решительно преобладает перевозка грузов малой скорости и, несмотря на довольно дешевые тарифы, выручка с пассажиров составляет с небольшим 7% выручки с грузов малой скорости, тогда как, напр., на Двинско-Витебской жел. дор. выручка с пассажиров составляет 20% выручки с товаров малой скорости. Г.-Царицынская жел. дор. способствовала расширению хлебопашества в степях. Выручка ее сильно колеблется в зависимости от урожая и требования хлеба за границу. Неурожай 1891 г. вызвал даже движение хлеба в обратную сторону, т. е. от Грязей к Царицыну; то же самое явление было после неурожая 1880 г.
Состояние основных капиталов
Первоначальная величина капитала | мет. | 37540751 |
кред. | 9716988 | |
Гарантированный по ним доход | мет. | 1167382 |
кред. | 580269 |
К 1 января 1892 г. оставалось непогашенного капитала в металл. рубл.:
акционерного | 20591500 |
облигационного | 15586321 |
Валовой доход
Сумма |
8827322 |
На версту дороги |
12540 |
Чистый доход
Сумма |
4429121 |
На версту дороги |
6292 |
% от валового дохода |
50 |
Расходы: |
Сумма |
На версту дороги |
% от общ. итога расход |
Правление общ., контроль сборов и общ. расх. |
377552 |
536 |
8,6 |
Содержание собственно правления |
110758 |
157 |
2,5 |
Управление дорогой |
198994 |
283 |
4,5 |
Надзор за пут. и здан., содерж. и ремонт их |
1224883 |
1740 |
27,8 |
Зимний ремонт пути — 79776 р. | |||
Движение |
807426 |
1147 |
18,3 |
Тяга |
1437739 |
2042 |
32,7 |
Движение и выручка:
Число перевезенных платных пассажиров |
399283 |
Средний пробег одного платного пассажира |
140 верст |
Общая выручка с перевоз. всех платн. пассажиров |
546743 |
Общая выруч. со всех груз. большой скорости |
686549 |
Общее колич. пуд. груз., перевез. по тариф. мал. скор. попудно и повагонно |
99815692 |
В том числе перевез. в сторону наибольш. движ. |
65014575 |
Общее количество пудо-верст, пройд. грузами малой скор. |
29313384815 |
Средний пробег одного пуда груза малой скор. вообще |
294 версты |
Общая выруч. с перев. груз. мал. скор. попуд. и повагон. |
6875848 |
Сведения о движении грузов (в тыс. пуд.):
1882 г. |
1887 г. |
1890 г. |
1891 г. |
|
Всех I уч. |
49244 |
60581 |
69013 |
66867 |
Всех II уч. |
38399 |
48038 |
57359 |
57807 |
Всех III уч. |
- |
34372 |
41548 |
46743 |
Хлебных грузов I уч. |
9243 |
18847 |
17668 |
13196 |
Хлебных грузов II уч. |
5589 |
5010 |
10796 |
8378 |
Леса III уч |
- |
11903 |
21150 |
23211 |
Груз с Волги по I и II
уч.: Нефтяных продуктов |
8746 |
17540 |
18805 |
18962 |
Рыбы |
9372 |
11018 |
10546 |
10854 |
Леса |
978 |
309 |
641 |
1140 |
Соли |
4272 |
2650 |
3098 |
3425 |
Арбузов |
314 |
215 |
151 |
114 |
Быстро возрастают нефтяные грузы, остальные почти не растут, а последние 3 товара подвержены большим колебаниям.
Главными станциями в 1891 г. отправлено грузов (в тыс. пуд.).
К Грязям |
К Царицыну |
|
Борисоглебская |
6770 |
520 |
Урюпино |
2173 |
424 |
Царицын-город |
3266 |
- |
К Дону |
||
Царицын-Соляная и Волжская |
33701 |
27656 |
К Волге |
||
Донская |
- |
5811 |
А. Воейков.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:08 MSK |