[ начало ] | [ Г ] |
Гулльский инцидент и гулльская международная следственная комиссия
— Вторая Тихоокеанская эскадра, отправленная, под командой вице-адмирала Рожественского, из Балтийского моря на Дальний Восток против Японии, в ночь на 22 октября (нов. ст.) 1904 г. встретила на Доггерской мели близ города Гулля (в Немецком море) английскую рыбачью флотилию и подвергла ее бомбардировке; одно английское судно было потоплено, несколько человек убито. 5 снарядов с броненосца "Кн. Суворов" попали в русский же крейсер "Аврору", убили на нем священника и ранили одного офицера. Причина бомбардировки, по объяснению вице-адмирала Рожественского и русских моряков, состояла в том, что среди английских рыбачьих судов они явственно видели два японских миноносца, по которым они и стреляли и один из которых потопили. Английские моряки, напротив, утверждали, что среди них не было и не могло быть миноносцев. Инцидент вызвал сильнейшее волнение в Англии. Русское правительство предложило прибегнуть для расследования гулльского эпизода к назначению международной следственной комиссии, т. е. к способу улажения споров, предусмотренному постановлениями мирной Гаагской конференции 1899 г., до тех пор еще не практиковавшемуся. Англия приняла предложение. В силу соглашения между обоими правительствами комиссия должна была произвести расследование и представить доклад об обстоятельствах происшествия, в особенности по вопросу о степени ответственности и порицании, которому должны подвергнуться подданные обеих сторон, подписавших соглашение, или какой-нибудь другой страны, на тот случай, если ответственность будет установлена следствием. Членами следственной комиссии были представитель России адмирал Дубасов и Англии — адмирал Бьюмонт; Россия пригласила в комиссию Францию, которая назначила адм. Фурнье, Англия — Соед. Штаты, представителем которых был адм. Дэвис. 22 декабря 1904 г. комиссия собралась в Париже и выбрала 5-м членом австрийского адм. Шпауна. Заседания комиссии продолжались с 9 января по 25 февраля 1905 г. Председателем избран Фурнье. Комиссия допросила множество лиц; в результате следствия выяснилось, что японских миноносцев никто не видел, кроме русских моряков, с самого выхода из Балтийского моря предполагавших, что они должны подвергнуться нападению в пути. Доклад комиссии, принятый частью единогласно, частью всеми голосами против голоса Дубасова, сводится к следующему. Ответственность за канонаду судов и за ее результаты падает на адмирала Рожественского. Суда рыболовной флотилии не совершили никакого враждебного действия по отношению к русским. Ни среди рыболовов, ни вообще в данном месте никаких миноносцев не было и открытие огня адмиралом Рожественским не имело оснований (русский комиссар адмирал Дубасов по этому вопросу остался при особом мнении, а именно, "что поблизости от русской эскадры находились подозрительные суда, которые и вызвали огонь"). Стрельбу даже с точки зрния русской версии комиссия считает более продолжительной, чем это было нужно. Во всяком случае, комиссары признали "приятным долгом единодушно заявить, что адмирал Рожественский лично сделал все, что было возможно, с начала до конца, чтобы воспрепятствовать стрельбе в рыболовов, узнанных как таковых". Тем не менее, большинство комиссаров выразило сожаление, что адм. Рожественский не поспешил, при проходе через Па-де-Кале, известить власти соседних морских держав, что ввиду необходимости для него открыть огонь близ группы рыболовов, эти суда, принадлежащие к неизвестной ему национальности, нуждаются в помощи. В конце доклада сделана прибавка, имеющая целью несколько смягчить суровый его смысл: "Заканчивая рапорт свой, комиссары заявляют, что суждения, в нем формулированные, по их мнению, не бросают никакой тени на военные способности или на чувства человечности адмирала Рожественского и личного состава его эскадры". Выяснив фактическую обстановку Г. инцидента, комиссия сочла свою обязанность исполненной. Остальное, т. е. соглашение Великобритании с Россией относительно размера вознаграждения жертвам катастрофы, было совершено дипломатическим путем. Россия уплатила английскому правительству 65000 фн. ст., которыми и были вознаграждены пострадавшие.
См. Hans v. B ü low, "Hull. Der englisch-russische Zwischenfall" (Дрезден, 1905).
В. В—в.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:08 MSK |