[ начало ] | [ Д ] |
Деисус
— Д-ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава: Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в.; она помещалась во втором поясе иконостаса, над царскими вратами, над дверьми при входе в церковь, а также и во дворцах и домах над воротами, на крыльце и над входными дверьми; она же изображалась на предметах облачения (на митрах), на венчальных венцах (мужских) и пр. Д. были главные (изображались только головы), поясные и во весь рост; кроме основных фигур, на них встречаются архангелы, апостолы и др. святые. Спаситель пишется большей частью благословляющий, с Евангелием в руке, иногда в архиерейском облачении; иногда же в таком виде, в каком он был положен во гроб, со знаками прободений на боку, руках и ногах; иногда его заменяет София Премудрость Божия, т. е. огненный ангел на троне. Богородица и Предтеча очень часто изображаются в молитвенном положении или со свитками (молитвами) в руках; иногда оба они, иногда один Предтеча изображаются крылатыми. Д. с умоляющими Богородицей и Предтечей составляет необходимую часть иконы, изображающей Страшный Суд, и в ней смысл их не подлежит сомнению: они как посредники между Богом и людьми умоляют Христа за род христианский. В знаменитой афонской Эрминии (наставлении для иконописцев) Фурнографиота (русский пер. в "Трудах Киевской дух. акд." за 1868 г. № 2 и след.; отдельно перевод Порфирия еп. Чигиринского, Киев, 1868) приводятся и моления, обращаемые Богородицей и Предтечей к Спасителю. В таком составе и смысле эта композиция хорошо известна и на Западе. В конце средних веков и в эпоху Возрождения в миниатюрах и на иконах очень часто изображается Христос на троне, указывающий на свои раны, и умоляющие его Богородица и Предтеча; первая указывает на сосцы свои и на меч, пронзивший ее душу, второй держит в руках свою отрубленную голову; это — их заслуги, на которых они основывают свое ходатайство. У нас эта композиция имеет параллели и в народной поэзии: в стихе о Страшном Суде Богородица и Иван Предотеч (или Иван Богослов) умоляют Христа за людей, а в другом стихе упоминаются 3 гроба или 3 свечи, горящие перед теми же лицами. В современной Греции на праздник Парк, который празднуется вскоре после рождения ребенка, зажигаются 3 лампады, из которых одна посвящена Христу, другая Богородице и третья Предтече (Политис, "О жизни новых эллинов", II, 212). Слово деисус есть, несомненно, испорченное греч. δέησις — моление" прошение: в византийский период слово это имело значение и юридического, и церковного термина; δεήσεις, по Дюканжу — libelli supplices qui principi offeruntur; отсюда и чиновник при императоре, принимавший прошения на высочайшее имя, — ό έπι τών δεήσεων, подобный же чиновник был и при патриархе. С другой стороны, Феофан Исповедник (VIII в.) рассказывает (ed. de Boor I, 284, 25), что имп. Маврикий, сознавая свой грех, разослал ко всем патриаршеским тронам и пр. δεήσεις έγγράφους. Иконописная композиция, известная у нас под именем Д., встречается и на В, и на З очень рано. Софроний Дамаскин, патриарх Иерусалимский с 629 г., говорит о большой иконе, изображающей Христа посередине, Богоматерь налево, а направо Иоанна Крестителя, в соборе св. Марка, над дверьми баптистерия, они изображены скульптурно. Легенда относит это изображение ко временам гонений и говорит, что художнику было приказано изобразить Юпитера, Юнону и Меркурия, а он изобразил Христа, Богоматерь и Предтечу, за что и был замучен тираном. В Бургундии та же композиция встречается в 1004 г. на аналое. Количество примеров этой композиции в греческих триптихах, рукописях, ризницах и храмах огромно; в последних ей указано определенное место, соответствующее нашему второму поясу иконостаса, над царскими дверьми (см. Sуmеоn Tessalon., "De sacro templo" гл. 136; Migne, Patrol. gr. т. CLV, 345); но δεήσεις как иконописный термин для ее означения не встречается; она называется обыкновенно триморфом (τρίμορφος — из 3-х частей состоящий), триморфием. С. А. Усов (см. сочинения III, стр. 138 и след., о значении слова Д.) доказывает, что Д. назывались иконы такого состава не потому, что Богоматерь и Предтеча изображены молящимися, но потому, что в этом ряду иконостаса помещаются иконы, которым только молились (в противоположность поклонным, к которым прикладывались). Сопоставление Предтечи с Богородицей как ходатаев мотивируется, между прочим, и древнейшими текстами литургий. Д., как часть Страшного Суда, стоит в связи с эсхатологическими сказаниями и в частности с апокрифом "Апокалипсис Божьей Матери", который в древней Руси был очень распространен под названием "Хождение Богородицы по мукам"; в нем Богоматерь вымаливает грешникам временное прекращение мук.
А. К.
Page was updated:Wednesday, 09-Nov-2016 12:48:01 MSK |