[ начало ] | [ Д ] |
Донецкая железная дорога
— во многих отношениях отлична от других в России. Большинство наших дорог первоначально состояли из одной линии, без ветвей, а Д. с самого начала образовала сеть со многими разветвлениями. Длина ветвей Д. жел. дор.: Дебальцево—Краматоровка 174 вер., Дебальцево—Зверево 177 вер., Ступки—Бахмут 6 вер., Дебальцево—Ясиноватая 65 вер., Дебальцево—Луганск 85 вер., Константиновка—Еленовка 121 вер., Хацепетовка—Никитовка 23 вер., Еленовка—Мариуполь 113 вер., Попасная—Лисичанск 44 вер., Криничная—Ханженково 5 вер. Всего с коммерческими ветвями 821 вер. Кроме того, частным лицам и акционерным компаниям принадлежит 84 вер. ветвей к Д. жел. дор. Они соединяют с нею копи и заводы. Устав дороги утвержден 27 июня 1875 г. Первые участки открыты 1 декабря 1878 г., Мариупольская ветвь — 1 ноября 1882 г. Началом концессии, данной на 74 года, считается 29-ое июня 1878 г.; срок для выкупа — 1 ноября 1897 г. Первоначальное название дороги — каменноугольная — указывает на главное ее назначение. Проходя по самым богатым залежам каменного угля в России, она предназначалась для подвозки его от копей к двум соседним большим дорогам: Курско-Харьковско-Азовской и Козловско-Воронежско-Ростовской и к Мариупольскому порту Азовского моря. Впоследствии здесь развилась еще добыча соли и киновари, основались чугуннолитейные и железоделательные заводы. Оживленная заводская деятельность и добыча ископаемых должны были бы, казалось, дать этой дороге большие грузы; но это не осуществилось, и дорога — одна из самых малодоходных в России. Замечателен также очень малый средний пробег грузов малой скорости (85 в.). Причины малой доходности двоякие: во-первых, Д. жел. дор. проходит по местности малонаселенной, на ней нет ни одного значительного города, а лишь два довольно крупных промышленных пункта: город Бахмут (солеварни) и местечко Юзовка (чугунные заводы). Большинство грузов должно идти на соседние дороги, которые, имея сами вблизи своих линий каменный уголь, назначили на уголь с Д. дороги сравнительно высокие тарифы. Во-вторых, дорога почти все время идет по водоразделу, а каменноугольные копи находятся в долинах и подвоз угля к станциям обходится дорого. Во многих случаях удобнее подвозить уголь гужом к промышленным заведениям и к станциям дорог Курско-Азовской и Козлово-Ростовской.
Состояние основных капиталов.
Первоначальная величина капиталов |
мет. |
31679283 |
кред. |
4342816 |
|
Гарантированный по ним доход |
мет. |
1585745 |
кред. |
239043 |
Валовой доход.
Сумма |
3551542 |
На версту дороги |
5325 |
Чистый доход.
Сумма |
840844 |
На версту дороги |
1261 |
В % от валового дохода |
24 |
Расходы.
Статьи расходов |
Сумма |
На версту дороги |
В % от общ. итога расходов |
Правление общества или совет управления, контроль сборов и общие расходы |
215512 |
323 |
8 |
Содержание собственно правления |
75558 |
||
Управление дорогой |
150909 |
226 |
5,6 |
Надзор за путем и зданиями, содержание и ремонт их |
734273 |
1101 |
27,1 |
Зимний ремонт пути |
136194 |
||
Движение |
459889 |
689 |
17 |
Тяга |
1044333 |
1566 |
38,5 |
Другие расходы |
105780 |
158 |
3,8 |
Движение и выручка.
Число перевезенных платных пассажиров |
372466 чел. |
Средний пробег одного платного пассажира |
68 вер. |
Общая выручка с перевозки всех платных пассажиров |
291816 руб. |
Общая выручка со всех перевозов большой скорости |
309811 руб. |
Общее количество грузов, перевезенных по тарифам малой скорости попудно и повагонно |
129293091 пуд. |
В том числе перевезено в сторону наибольшего движения |
113612454 пуд. |
Общее количество пудоверст, пройденных грузами малой скорости |
10966176986 |
Средний пробег одного пуда груза малой скорости вообще |
85 вер. |
Общая выручка с перевозки грузов малой скорости попудно и повагонно |
2398201 руб. |
Провоз главных товаров в тыс. пуд. за 1891 г.
Железо, чугун и т. д. не в деле |
1080 |
То же в изделиях в том числе рельсов |
2577 2044 |
Известковый камень |
2843 |
Лесные материалы |
2224 |
Руда |
1621 |
Соль |
13225 |
Каменный уголь |
89161 |
Зерновой хлеб |
7967 |
Каменного угля более всех отправили станции (в тыс. пуд.): Петровская 3725, Ясиноватая 6035, Рудничная 24964, Мандрыкино 5022, Крестная 2887, Ломоватка 2997, Изюм 8331, Варварополье 8028, Марьевка 10288, Белая 3090. Из станций жел. дор. всего более получила ст. Мариуполь (11083 тыс. пуд.). Большая часть угля шла транзитом на другие жел. дор.
А. В.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:12 MSK |