[ начало ] [ Д ]

Доход

(с общеэкономической точки зрения). — Под доходом понимается или известная сумма поступлений в руки какого-либо лица, или вновь создаваемая сумма новых реальных ценностей. Первого рода Д. есть понятие частнохозяйственное, второе — народнохозяйственное. Различие между ними весьма существенное; но оно сделалось достоянием науки лишь с того времени, как вообще были установлены эти две точки зрения (частно- и народнохозяйственный) на многие экономические явления. В то время как доход народный всегда выражает известное увеличение суммы народного богатства, представляя собою новые реальные ценности, доход частный является нередко простым перемещением уже ранее существовавших ценностей из одних рук в другие (например, постоянный выигрыш в карты). Дом является капиталом с частнохозяйственной точки зрения его владельца в качестве имущества, доставляющего ему Д.; но в то же время дом (для жилья) есть только предмет потребления с точки зрения народного хозяйства, а не капитал, так как он не служит источником или средством создания новых реальных ценностей.

Различие в существе этих двух видов Д. отражается и на способах их оценки или измерения их величины. С частнохозяйственной точки зрения оценка всегда почти производится на деньги, а с народнохозяйственной — по абсолютному количеству произведенных или добытых ценностей и по отношению их к сумме потребностей. Так, отдельный земледелец может получить большой Д. при малом количестве уродившегося хлеба, проданного по высокой цене, — а народ в целом может при этом иметь недостаток в хлебе и страдать от неурожая. И наоборот, богатый урожай, увеличивая сумму реального народного богатства, может вследствие падения цен хлеба быть невыгодным для отдельных лиц.

Другое разграничение видов Д. — это понятия валового и чистого. Второй определяется путем вычета из первого издержек производства. Последние также различны с народно- и частнохозяйственной точек зрения. В первом случае это непременно издержки реальные, выражающиеся в полном уничтожении или существенном видоизменении материалов и средств производства. Во втором случае это, кроме того, простая плата (большею частью денежная) за пользование чужими средствами и условиями производства (напр., плата за арендуемую землю, помещения, орудия труда и т. п.). Сушествует еще различие между Ertrag и Einkommen, produit и revenu, для выражения которого нет соответствующих терминов на русском языке. Ertrag, produit означает непосредственно продукты или результаты производства, более приближаясь поэтому к народнохозяйственному понятию Д., но не вполне совпадая с ним, так как величина Д. может в данном случае оцениваться на деньги. Это — Д. в обективном смысле, как, например, вообще Д. от земли, от разного рода промыслов, процент с капитала и т. д. Einkommen, revenu — это Д. в субъективном смысле, т. е. сумма поступлений в пользу определенного лица (или субъекта). Первого рода Д. облагаются раздельно, например, земельный — подесятинно, с капитала — по цифре процентов и т. п., причем совершенно безразлично, у кого и в каком количестве сосредоточиваются эти отдельные виды Д. Во втором случае принимается к обложению общая сумма Д. (хотя бы из различных источников), получаемая определенным лицом (субъектом обложения). Д. в смысле produit служит поэтому основанием отдельным видам налогов (поземельный, подомовый, промысловый, с денежного капитала и т. д.), Д. в смысле revenu — основанием к подоходному налогу. В основу классификации видов Д. кладутся различные основания экономистами различных школ или направлений. Первоначально устанавливалось столько же основных видов Д., сколько признавалось самостоятельных факторов производства; таким образом получались три вида Д. — от труда (заработная плата), от земли (поземельный Д.) и от капитала (прибыль на капитал вообще). Затем из последнего вида выделились два как бы самостоятельных вида — процент на капитал и предпринимательская прибыль. Такая система классификации может быть названа индивидуалистической, так как в основе ее лежит предположение, что каждый вид Д. и его величина — результат деятельности лица его получающего или, другими словами, естественное и справедливое вознаграждение данного лица за его участие в производстве ценностей. Но такое объяснение получается при помощи некоторых фикций. Так, Д. землевладельца может им получаться и без всякого труда с его стороны (личного), когда земля, например, сдается в аренду другому лицу. Для объяснения доли Д. землевладельца приходится тогда прибегать к фикции, будто она создается самой землей как самостоятельным фактором производства. К такой же натяжке приходится прибегать и для объяснения процента на капитал, ссужаемый в чужое возмездное пользование; и тут Д., очевидно, создается тем лицом, которое затрачивает этот капитал на производство, так как деньги в качестве предмета ссуды сами создавать Д. или другие ценности не могут. Отдельные виды Д. соответствуют действительным внешним их проявлениям в частных хозяйствах; но это не объясняет внутренней их основы и причины. С точки зрения частнохозяйственной, наприм., прибыль предпринимателя может выражать собой результат большей или меньшей оборотливости отдельных хозяев предприятий при сравнении их Д. между собою; при этом увеличению Д. в одном случае соответствует уменьшение его в другом. Но этим не объясняется взаимоотношение между самостоятельными видами Д., напр. — между прибылью на капитал и заработной платой.

Чтобы объяснить это последнее, необходимо взглянуть на вопрос иначе, именно с общественной или народнохозяйственной точки зрения. Тогда получается иная классификация видов Д., сводящаяся к установлению только двух крупных родов дохода: от труда в его чистом виде и от обладания капитальным имуществом в широком смысле, т. е. средствами производства (земля, капитал в виде машин или орудий труда, деньги). Обладание этим капитальным имуществом может и само по себе служить источником дохода и быть сопряжено с приложением личного труда владельца. Основная причина Д. от капитальных имуществ заключается в той особенности труда (работы человека), в силу которой он создает больше, чем стоит содержание самого работника: если производительность труда увеличивается благодаря применению более сложных или совершенных орудий работы. Таким образом, если владелец капитального имущества купит труд рабочего по стоимости содержания последнего — чем и определяется его цена на рынке, — а результат работы будет принадлежать этому капиталисту-предпринимателю, то избыток результатов работы над вознаграждением или, что то же, над стоимостью содержания рабочего и будет основною причиною или источником Д. от капитального имущества. Это объяснение одинаково применимо ко всякой системе производства, т. е. при труде свободном, рабском и крепостном: только в последних случаях вознаграждение выдается работнику в натуре, в виде содержания раба или крепостного, а в первом случае — в виде денежной заработной платы. Внутри этих двух крупных категорий дохода можно, затем, допускать дальнейшие видовые подразделения, обусловливаемые особенностями капитала в виде машин и материалов производства, или земли, или денег. Установленное разграничение доходов выражается иногда в наименовании их доходами фундированными и нефундированными, т. е. связанными или не связанными с обладанием капитальным имуществом как источником дохода.

В. Яроцкий.

Способ определения народного дохода представляет трудную статистическую задачу. Делается оценка или всего народного дохода за вычетом того, что употреблено на производство капитала, или же определяется доход каждого частного хозяина и суммируется общая сумма Д. Ни тот, ни другой прием не представляется достаточно точным, и поэтому при вычислениях пользуются обоими. Легче исполнимой задача определения народного Д. представляется там, где введен подоходный налог. Наиболее попыток к выяснению Д. было сделано английскими и французскими учеными. Ch. Dupin определяет Д. Франции: в 1699 г. — в 1020 млн. фр., в 1780 г. — 4011 млн., в 1800 г. — 5402 млн., в 1830 г. — 8808 млн., в 1848 г. (Chevalier) — 10000 млн. франк. В Англии в 1834 г. народный Д. определялся в 514 млн. фн. ст., в 1863 г. (Baxter) — в 825 млн. фн. стерл., а по данным подоходного налога: 1875 г. — 571 млн. фн. ст., 1879 г. — 578 млн. фн. стерл., 18ь9 г. — 645 млн. фн. стерл. Д. Соединенных Штатов в 1840 г. Тукер определял в 1063 млн. дол., а по данным последнего времени он доходит до 8213 мил. дол. Mulhall определяет Д. Англии в 1285 млн. фн. ст., Франции — в 1046 млн. фн. ст., Германии — в 1076 милл. фн. стерл., России — в 975 млн. фн. стерл. По его вычислениям, на душу приходится Д. 33,7 фн. стерл. в Англия, 27,8 во Франции, 22,2 в Германии, 11,5 в России. Относительно России цифра народного Д. представляется совершенно гадательной; только в одной области возможно получить сколько-нибудь точные сведения — именно в торгово-промышленной благодаря введению с 1885 г. дополнительного раскладочного сбора.

Доход (в гражд. праве) — см. Плоды.

Доход государственный — совокупность всех текущих средств, получаемых государством из каких бы то ни было источников для выполнения задач государства (политические и культурные цели). Государство с самого возникновения нуждалось в средствах для своего поддержания и соответственно господствовавшим взглядам его о задачах и целях прибегало к разным способам увеличения доходов. Первоначально главную роль играли частно-правовые источники Д. (эксплуатация рудников, Д. от домен и т. п.); затем в XVI в. постепенно вошли в употребление постоянные налоги, принадлежавшие первоначально к экстраординарным средствам государства. Вскоре налоги сделались главнейшим источником государственных доходов. Особенно усилилась потребность государств в доходах вследствие перемен в военном и политическом строе (изобретение пороха, введение постоянных армий). В новейшее время к тому же результату приводит в особенности усиление милитаризма во всех европейских государствах, где военные расходы поглощают ⅓—¼ бюджета, а также увеличение требований, предъявляемых к обществу и государству (образование, пути сообщения, юстиция и т. д.). В финансовой литературе предложено несколько классификаций государственных доходов сообразно началам, положенным в их основание. Существуют классификации экономическая, юридическая, фискальная и научно-финансовая. Рау делит государственные Д. на промышленные и извлекаемые посредством принуждения, а Ад. Вагнер — на частно-правовые и публично-правовые. Русские ученые придерживаются тех же классификаций. Так, например, проф. Янжул ("Основные начала финансовой науки", СПб. 18 9 0) делит все источники государственного Д. на частно-правовые и общественно-правовые. К первому классу он относит: 1) дары или добровольные пожертвования государству со стороны подданных, и 2) государственные имущества (см), а также госуд. промыслы, которые, однако, далеко не всегда можно с точностью отделить от регалий. Общественно-правовые Д. проф. Янжул разделяет на регалии, пошлины и налоги (см. эти сл.); сюда же некоторые финансисты причисляют и повинности (см.), проф. Янжулом относимые к сфере административного, или государственного, права. Государственные Д. делятся также на обыкновенные, т. е. доходы, поступающие периодически, с известной правильностью, и экстраординарные, или черезвычайные, к которым прибегают в случае недостатка текущих поступлений для покрытия расходов. К чрезвычайным источникам Д. проф. Янжул относит займы, продажу государственных имуществ и конфискацию; сюда же принадлежат, например, суммы, выплачиваемые иностранными государствами в вознаграждение за военные издержки или вообще на основании международных договоров. О быстроте роста государственных доходов России свидетельствуют следующие цифры: в 1701 г. их было 6703 тыс. руб., в 1801 г. — 107535 тыс., в 1851 г. — 224911 тыс., в 1881 г. — 687158 тыс. и 98968 тыс. чрезв., в 1893 г. — 961222 тыс. и 10673 тыс. чрезвычайных. (См. Финансы.)

Доходы городские в России слагаются: а) из доходов с городских недвижимых имуществ, капиталов и оброчных статей, и б) из разного рода сборов. Первые определяются началами частного права, вторые имеют характер налогов.

Общие итоги городских доходов за пятилетие 1880—1884 гг. с указанием важнейших их статей и процентного отношения последних.

 

Европейская Россия.

Привислянский край.

ВСЕГО.

Сумма в рублях.

На 100 руб. всех доходов

На 100 руб. обыкновен. Д.

На 100 руб. чрезвычайных Д.

Сумма в рублях.

На 100 руб. всех доходов

На 100 руб. обыкновен. Д.

На 100 руб. чрезвычайных Д.

Сумма в рублях.

На 100 руб. всех доходов

На 100 руб. обыкновен. Д.

На 100 руб. чрезвычайных Д.

Доходы

200081006

19168769

219249775

Из них:

 
Обыкновенных

146455280

73,1

13522017

70,4

159977297

72,9

Черезвычайных

53625726

26,9

5616752

29,6

59272478

27,1

В числе обыкновенных Д.

 
С городских имуществ и оброчных статей

53363034

26,6

36,4

1927850

10,5

14,2

55290884

25,21

34,52

Оценочного сбора с недвижимых имуществ

31352507

15,1

21,4

3450443

18,0

25,5

34808950

5,8

1,7

С документов и сбор за право производства торговли

32273375

16,1

22,0

1639841

8,5

12,1

33913219

15,4

21,1

Засвидетельств. протесты и предъявл. ко взысканию разных актов

6894382

3,4

4,7

6894382

3,4

4,7

С привоза и отвоза товаров

4000412

1,9

2,7

4000412

1,9

2,7

В числе чрезвычаиных Д.

 
Поступление недоимок

11089092

5,5

20,6

5576853

29,5

98.4

39066521

17,7

65,0

Из городских капиталов

72777514

3,6

13.

Прибыли городских банков

823058

2,4

58,9

Пособия от казны и земств

10299767

6,1

19,2

Главных сборов три: 1) оценочный сбор с частных недвижимых имуществ, размер которого установляется городской думой в процентах (не свыше 10) с чистого Д. этих имуществ, или, при невозможности определения чистого Д., по стоимости имуществ (не свыше 1%); 2) сбор с купеческих свидетельств первой и второй гильдий (не свыше 15% казенной пошлины), со свидтельств на мелочной торг и промысловых свидетельств, с билетов на торговые и промышленные заведения (не свыше 10% казенной пошлины) и со всякого рода питейных патентов (не свыше 25% сбора в казну); 3) сбор с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавок, взимаемый на основании Положения о трактирных заведениях (см.). Сверх того, городские думы могут вводить (см. Город) сборы с извоза, с частных лошадей и экипажей, с собак и перевозного промысла; высшие размеры этих сборов и условия их взимания определены (с извозного промысла и с частных лошадей и экипажей) или же подлежат определению в законодательном порядке. Далее в Д. городов поступают и другие, менее важные сборы: с нотариальных актов, за клеймение мер и весов, за употребление общественных весов и мер на торговых местах, с аукционных продаж движимого имущества; в некоторых городах еще — сборы за проход и проезд по сооружениям, воздвигнутым на средства города. Наконец, имеются пособия из казны и земских сборов. В Д. города взимаются еще: в СПб. и Москве — сборы с помещений торговых и промышленных заведений, с лиц, занимающихся разносным торгом, сборы за выдаваемые домовладельцам планы на постройки; в СПб. — сбор за прописку в полицейских установлениях паспортов и засвидетельствование др. документов и сбор с привозимых на городскую пристань и выгружаемых хлеба и семян, в Москве — сбор с огородов, сбор по положению об адресном столе, прибыли от издания ведомостей городской полиции; в СПб., Москве, Кронштадте Харькове, Иваново-Вознесенске, Одессе и Владивостоке — больничный сбор; в Гапсале, Ялте, Феодосии, Евпатории и Аренсбурге — сбор с приезжающих на лечебный сезон. Во многих портовых городах взимается в Д. города сбор с вывозимых за границу товаров, кроме леса (не свыше ½ коп. с пуда); но этот сбор может быть обращен городскими думами только на улучшение портовых сооружений. Всего поступило (в рублях) в городов:

 

За 1885 г.

За 1886 г.

За 1887 г.

Европейской России

39928103

45536333

44631772

Привислянского края

3607400

3631059

3938722

A всего

43535503

49167392

48570494

Доходы городов Кавказа в 1883 г. составляли 1157793 руб., Сибири — 1565856, а Средней Азии (без областей Закаспийской, Самаркандской и Сыр-Дарьинской) — 397892 руб. Финансовое положение городов в Западной Европе гораздо лучше, чем у нас; так, французские города имеют свои косвенные налоги в виде заставного акциза (octroi), в Париже, напр., давшего в 1889 г. 151112835 франк. (30,24% общей суммы городского дохода). Иные западноевропейские города имеют доли в государственных налогах, особенно косвенных. Более подвижными источниками располагают и города Финляндии, которые в течение пятилетия 1 884—1888 гг. ежегодно получали в среднем доходов 6286203 фин. марки, причем главными источниками служили: недвижимые имущества, доставлявшие 755110 марок в год; промысловый налог, дававший 1464045 марок, и подоходный налог, дававший 2142424 м.; наименьший облагаемый доход колеблется между 200 и 400 мар.

Ср. Gerstfeld, "St ädtefinanzen in Preussen" (1882); Neefe, "Statistisches Jahrbuch deutscher Stä dte" (I Jahrg., 1890); "Bulletin annuel des finances des grandes villes" (изд. K örö si, с 1879 г.); Лебедев, "Местные налоги" (1886); "Статистика доходов и расходов городов Европ. России с Привислянскими губ. с 1870 по 1884 г." (в "Статистич. Временнике Росс. Империи", изд. Центральным Статистич. Комитетом, серия III, вып. 22, 1867 г.).

Доходы земские — см. Земство.

А. Я.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:12 MSK