[ начало ] | [ Е ] |
Единственное число
— Грамматическая категория числа (как и прочие грамматические категории)
вырабатывалась постепенно, путем так называемой конгруэнции (согласование).
Поэтому и категория Е. числа не есть нечто незыблемое, и форма Е. числа
не обусловливает еще собой значения Е. числа. Этим объясняется, что и в
флективных языках множественное число не всегда необходимо, чтобы выразить
понятие множества. Каждое множество можно понимать как одно целое.
Отсюда нередки формы Е. числа со значением множественным: дюжина, пяток,
десяток, сотня и т. д. Таким образом так называемые собирательные
имена на самом деле суть просто обозначения в формах Е. числа понятий
множественных. Понимание известного множества, как одной величины, нередко
приходит в противоречие с собственно грамматической формой, последствием чего
является, например, согласование не по грамматическому числу, а по смыслу: лат.
— pars saxa jactant =
часть (Е. число) бросают (множественное число) камни; рус. — сотня казаков
бросились в погоню. В результате нередко психологическое содержание
приурочивает к себе и грамматическую форму, если у нее нет никаких ярких
признаков Е. числа. Так, франц. les gens
(старофр. la gent) —
люди — на самом деле есть Е. число = лат. gens, gentis
(народ). Наоборот, множественная форма получает нередко значение Е. числа: лат.
litterae (буквы) =
письмо, откуда получается франц. lettre,
Е. числа. Наши похороны по форме множественное число, но по значению —
такое же Е. число, как свадьба. Русские имен. множ. на а (господа,
профессора, братья) есть первично собирательная форма Е. числа
(старославянские
). Подобные
процессы происходили, вероятно, и в индоевропейском праязыке (см. Шмидта,
"Die Pluralbildungen der indo-german. Neutra ",
Веймар, 1889). См. Число, Множественное число.
С. Булич.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:16 MSK |