[ начало ] [ Е ]

Екклезия

(Έκκλησία) — народное собрание в различных демократических государствах Греции. В особенности знаменита Е. афинская, бывшая выразительницей верховной власти народа и решавшая в последней инстанции все важнейшие дела, по которым предварительное решение было постановляемо советом (Βουλή). В Аристотелевой "Αθηναίων πολιτεία" (гл. 4) Е. упоминается уже в эпоху Дракона, что, однако, сомнительно, так как самая глава представляет, по-видимому, интерполяцию. Бесспорно существование Е. с эпохи Солона, а в подробностях ее устройство и компетенции известны в IV в. Первоначально на всякую пританею приходилось, вероятно, по одному заседанию Е.; в IV в. их было 4 в течение того же срока. Первое из них называлось "главным" и имело точно определенную программу. Прежде всего испрашивалось согласие народа на оставление в должностях чиновников, избранных на данный год (так называемая епихиротония властей); затем докладывалось о состоянии хлебных запасов и охраны страны и ряд более частных вопросов. В главное собрание 6-й пританеи происходило голосование о том, необходимо ли применить к кому-либо остракизм. В остальных трех собраниях каждой пританеи разбирались очередные дела, шедшие к докладу группами в определенном порядке, сначала касающиеся религии, потом сношений с другими государствами и наконец внутренние. В особых случаях могли быть созываемы экстраординарные Е. Местом собраний служил холм Пникс, для остракизма — рыночная площадь. В эпоху Демосфена стали собираться в театре и, иногда, в Пирее. За посещение народного собрания граждане получали уже в конце V в. некоторую плату. После свержения 30 тиранов решено было сначала ее уничтожить, но так как граждане перестали собираться, то вскоре была вновь назначена плата в 1 обол и затем еще в первое десятилетие IV в. увеличена до 2-х и 3-х оболов. В демосфеновское время за посещение главного собрания выдавалось 9 оболов, а прочих — драхма. Граждане в собрании сидели. Собрания начинались рано утром, очистительной жертвой. Затем председатель докладывал состоявшиеся предварительные решения совета и спрашивал собрание, принимает ли оно их или желает войти в рассмотрение. В последнем случае всякий желающий мог просить слова. Если из среды собрания предлагались какие-либо совершенно новые дела к обсуждению, то они передавались в совет, для составления по ним предварительного решения. Председательствующий (в V в. епистат пританов, в IV в. — епистат проедров) имел право, под личной ответственностью, не пускать на голоса предложения, казавшиеся ему незаконными. Голосование производилась обыкновенно через поднятие рук, но когда дело шло о жизни и чести гражданина, даровании и отнятии прав, облечении особыми полномочиями и т. д., то производилась закрытая подача голосов, причем общее число поданных голосов должно было быть не менее 6000. Председатель распускал собрание за окончанием разбора текущих дел или вследствие какого-нибудь явления природы: грозы, дождя, землетрясения и т. п. Бывали случаи отсрочки заседания до другого дня за множеством дел. Постановления народного собрания назывались псефизмами и не смешивались с законами. Если какое-либо постановление противоречило существующим законам, то всякий гражданин мог выступить с жалобой на противозаконность (γραφή Παρανόμων) против лица, проведшего постановление. Подача такой жалобы сопровождалась присягой, чтобы жалобщик уже не мог отступиться от нее; с момента ее подачи прекращались, вплоть до ее разбора, дебаты об обжалованной псефизме в народном собрании, если она еще обсуждалась, и приостанавливалось приведение ее в действие, если она уже состоялась. Если жалоба оказывалась несостоятельной, подавший ее подвергался высокому штрафу.

См. Schömann, "De comitus Atheniensium " (1819); В. Шеффер, "Афинское гражданство и народное собрание" (М., 1891).

А. Щ.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:16 MSK