[ начало ] [ Ж ]

Живопись на стекле

— была первоначально собственно родом мозаики из стекол разных цветов. Из плоских цветных стекол вырезывались куски надлежащих контуров и по рисунку, соединялись в одно целое посредством полосок свинца, служивших им оправой. Составленный таким образом цельный рисунок, в первые времена только орнамент, вставлялся в металлическую оконную раму. Таким окнам предшествовало употребление просто цветных стекол в рамах и, кажется, что лишь в конце Х в. стали входить в употребление мозаики из цветных стекол. Достоверные сведения об арабесках, медальонах и гербах из цветных стекол в окнах преимущественно церквей относятся только к ХII столетию; наилучшие произведения этого рода и того времени появились в Германии и в особенности во Франции. В них, кроме изящного орнамента, появляются отдельные фигуры и целые группы религиозного содержания (С.-Дени, Шартр, Руан и др. места). В конце XII же столетия, как полагают, этого рода художественные произведения перешли из Франции и в Англию (Кентерберийский собор). В конце XIII столетия эта стеклянная мозаика вообще очень распространена, и в особенности в Германии, но особенное развитие она получает в XIV и XV столетиях, когда мозаика стала приближаться постепенно к настоящей Ж. Хотя и до этого времени на цветных стеклах накладывали теневые части рисунка темной вплавляемой в поверхность стекла краской (Schwarzloth), но в указанных столетиях появляются произведения, в которых художники стараются подражать, хотя и очень отдаленно, светотени настоящих картин с их полутонами, что в особенности заметно на телесных частях человеческих фигур. Вдобавок техника стала доставлять для Ж. большие куски стекла и уменьшается число резких контуров, производимых свинцовыми скреплениями, а число употребляемых красок, обжигаемых после наложения их на стекло, сообразно рисунку-модели, увеличивается. Первые стекла, расписанные красками, которые после Ж. вплавлены в стекло, относят ко второй половине XIV столетия (собор во Франкфурте); эти стекла заменены в XVIII столетии белыми прозрачными стеклами. К тому же периоду относятся расписные стекла соборов в Кельне, Меце, Бови, Шартре, Тулузе, Оксфорде и многих других городах. История искусств сохранила имена многих искусных живописцев на стекле, различных национальностей. В XV столетии техника этого рода Ж. представляет значительные усовершенствования, и гамма красок получила новое расширение; для изменения тонов стали накладывать многие краски одна на другую, и полутона отыскивались сошлифованием цветных слоев вполне или отчасти, так что стекольных дел мастер и декоратор становился все более и более живописцем, хотя и должен был обладать своеобразной специальной техникой. Итальянец Франческо ди Ливи и отец его Доменико пользовались большой известностью и вне своего отечества; вообще число мастеров становится очень большим. Некоторые известные художники не пренебрегают писать на стекле свои композиции, подобные тем, какие они писали на деревянных досках или сочиняли для стенной Ж., и применение этой Ж. к одним декоративным целям стали находить недостаточным. Однако Ж. на стекле имеет высшее свое значение, именно как декоративное, но идущее к созданиям архитектуры не всякого стиля. Наиболее счастливое применение ее встречается может быть лишь в зданиях с узкими окнами, готического или стрельчатого стиля. В XV столетии вкус к этого рода изображениям сделался весьма распространенным, и расписные стекла сделались обычным украшением не одних храмов, но и ратуш, замков и других общественных зданий и жилищ знатных и богатых людей; на стеклах изображались орнаменты, гербы и священные картины. Громадные окна Миланского собора относятся к первой половине XV столетия, но многие из расписных стекол были разбиты градом в 1874 г. и заменены новейшими произведениями. В XV столетии, когда начала входить в употребление Ж. масляными красками, этот же материал был, вероятно, употребляем и для Ж. на стекле; такое заключение можно вывести, например, из заказа, сделанного в 1477 г. двум флорентийским монахам — расписать в Ареццо в одной капелле стекла вплавленными, а не масляными красками. В XVI столетии Ж. на стекле продолжает отступать от старых преданий, в ней появляется не только линейная, но отчасти и воздушная перспектива, живописцы стремятся производить картины, мало заботясь о значении расписных стекол, как части архитектурного целого. Известные художники (Гендрих Гольциус, Жан Кузен, Альберт Дюрер и др.) составляют рисунки для Ж. на стекле, и некоторые сами отчасти занимаются ею. Протестантство не содействовало поддержанию Ж. на стекле, вводя всевозможную простоту обстановки в храмах, поэтому в XVII столетии встречаются примеры тому, что не только разбитые, как это часто бывало, градом расписные стекла заменялись белыми, но иногда и вполне уцелевшие оконные стекла вынимались для замены их обыкновенными. Потребность в Ж. на стекле стала падать в немецких государствах, а пуритане отчасти содействовали ее падению в Англии. Впрочем, и в католической Франции, в XVIII столетии, этого рода Ж. почти угасла. Вообще старинные расписные стекла, разбитые градом, были заменяемы в XVII столетии или новыми, расписанными просто масляными красками с задней стороны, или белыми, как это можно видеть теперь в церквах различных стран. В наше время Ж. на стекле имеет лишь второстепенное значение, хотя успехи технологии позволяют пользоваться такою обширной гаммой вплавляемых цветов, что возможность удовлетворить художественным требованиям гораздо выше, чем была прежде. Прозрачность расписных стекол дает особенную чистоту и силу красочным тонам, недостижимую никакой другой техникой Ж., но разнообразие тонов и полутонов и возможность постепенного между ними перехода в обыкновенной станковой Ж. картин настолько превосходят средства Ж. на стекле, что эта последняя не может быть поставлена наряду с настоящими художественными произведениями.

ЖИВОПИСЬ НА СТЕКЛЕ.

1. Коронование Карла Великого. Окно в Петропавловской церкви в Ахене; исполнено в Тирольской мастерской живописи на стекле, в Инсбруке. 2. Успение Божьей Матери. В соборе в Бургосе. Исполнено в Мюнхене.

Техника Ж. на стекле масляными красками (из которых выбираются прозрачная) довольно проста: к обыкновенным масляным краскам прибавляют скипидар, а для того чтобы краска лучше держалась на стекле, его поверхность делают часто слегка матовой. Гораздо труднее Ж. вплавляемыми красками, так как первоначальный цвет краски изменяется, когда стекло будет подвержено действию высокой температуры. Если пользуются для Ж. не белыми, но готовыми цветными стеклами, то надо, чтобы последние были окрашены только с поверхности, а не в массе. Цветную поверхность можно местами сошлифовывать, и эти места покрывать другими красками. Во всяком случае одну краску можно покрывать другой. Краски употребляются те же, что для Ж. на фарфоре (см.), но только другим способом. Сначала делают однотонный рисунок (à la grisaille), по которому, после обжигания, проходят красками. Краски разводятся скипидаром и лавандовым маслом, но ими не пишут прямо на стекле, а его поверхность сначала быстро покрывают посредством кисти серой краской, особенно приготовленною на воде (см. Стекло). Когда этот фон подсохнет — на нем можно работать скипидарными красками, не опасаясь его смыть. На слое скипидарных красок продолжают работать опять водяными, так как новое наложение красок на скипидаре повредило бы готовый слой тех же красок. Обжигать стекло для вплавления красок можно два раза, и редко — более. Рисунок не делается прямо на стекле; его делают на бумаге, которую потом приклеивают углами на заднюю сторону стекла, которое и ставится против света; впрочем, легкий контур (например, угольной пылью через проколы на бумаге) можно делать и прямо на стекле. Совершенно светлые места рисунка протираются на сером фоне, а против них стекло с задней стороны делается матовым. Краски можно накладывать и с двух сторон стекла для усиления теней; некоторые полутона достигаются частным сошлифовыванием краски. Расписные стекла обжигаются подобно фарфору.

Ф. П.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:17 MSK