[ начало ] | [ З ] |
Закавказская железная дорога
— к 1 января 1894 г. состояла из главной линии Батум — Баку — 840 в. и ветвей: 1) Самтреди — Поти — 61 в.; 2) Рион — Кутаис — Тквибули — 48 в. 3) Михайлово — Сурам — 4 в.; 4) Шоропань — Чиатури — 36 в. и 5) Баку — Сураханы — 18 в. Линия Поти — Тифлис открыта в 1871-73 гг., линии Тифлис — Баку и Самтреди — Батум — в 1883 г. Ветвь, соединяющая Кутаис с главной линией, продолжена до каменноугольных копей в 1887 г., а линия Шоропань — Чиатури открыта в 1893 г. Главная линия З. жел. дор., начинаясь у Батума, следует на С.В., сначала по бер. Черного моря, а затем, постепенно удаляясь от него, на В. до ст. Самтреди, где соединяется с линией, идущей на Поти. От Самтреди жел. дор. идет по долине реки Сиона и ущельями его притоков (до 1890 г. — через Сурамский перевал, высшая точка которого — 3055 фт.), вступает в долину р. Куры, пересекает Военно-Грузинскую дорогу у ст. Мцхет, проходит мимо Тифлиса и, покинув р. Куру у ст. Евлах, направляется далее по степным равнинам Вост. Закавказья к Баку. Для увеличения провозоспособности З. жел. дороги, которая вследствие трудности движения через перевал была недостаточна, между ст. Малита и Михайлово в 1890 г. (16 сентября) открыт Сурамский тоннель (см.), самый значительный в России (дл. 3 в. 374 саж.). Наибольший подъем или склон на жел. дороге — 0,045, наименьший радиус кривизны — 60 саж. (на ветвях). Проведение З. жел. дороги имело огромное значение для эксплуатации естественных богатств Закавказья и, оказав существенное влияние на возникновение и увеличение сбыта продуктов страны на заграничные рынки (керосин, марганцовая руда, хлеб, солодковый корень и т. п.), вызвала более тесные сношения Закавказья с Европ. Россией. Движение на З. жел. дороге постоянно возрастает; в настоящее время она является одною из наиболее доходных русских жел. дорог. При дальнейших расчетах длина З. жел. дороги принята в 981 в. З. ж. д. можно назвать нефтяною; нефтяные продукты составляют 62 % всех грузов малой скорости и притом проходят все пространство жел. дор. от Баку до Батума, между тем как хлебные и другие грузы проходят лишь часть пути. Большое количество нефтяных грузов, очень выгодных для жел. дороги, мешает успешной перевозке других грузов Вост. Закавказья вследствие высоких провозных тарифов и малой провозоспособности жел. дороги, особенно вблизи Сурамского перевала, где уклоны очень велики и поэтому товарные поезда могут провозить лишь малое число вагонов. Далее к зап. условия для движения грузов к Черному морю благоприятны, и поэтому вывоз кукурузы и марганцовой руды может успешно развиваться. Пассажирское движение от Тифлиса до Батума довольно велико, но средний пробег пассажира меньше, чем на большей части дорог России. Пассажирское движение между Тифлисом и Баку гораздо меньше. З. жел. дорога перешла в собственность казны в августе 1889 г.
Состояние основных капиталов:
Первоначальная величина капитала | металл. |
84811978 руб. |
кредитн. |
13281626 руб. |
Валовой доход (1892 г.)
Сумма |
16275675 руб. |
На версту дороги |
16591 руб. |
Чистый доход |
9794061 руб. |
На версту дороги |
9984 руб. |
% от валового дохода |
60 руб. |
Расходы (1892):
Сумма |
На верст. дороги |
% от общ. итога расходов |
|
Общая сумма расходов по эксплуатации |
7103018 |
7240 |
- |
Расходы Центрального управления |
383189 |
390 |
5,40 |
Управление дорогой, врачебн. и материальн. часть |
415118 |
423 |
5,84 |
Надзор за пут. и зданиями, содержание и ремонт их |
1668803 |
1701 |
23,49 |
Зимний ремонт пути — 8678 руб. | |||
Движение, телеф. и телегр. |
1593308 |
1624 |
22,43 |
Тяга |
2239359 |
2282 |
31,53 |
Остальные расходы |
803236 |
817 |
11,31 |
Движение и выручка (1892 г.):
Число перевезенных платных пассажиров |
1222743 |
Средний пробег одного платного пассажира |
82 в. |
Общая выручка с перевозки всех платных пассажиров |
1323163 р. |
" " со всех грузов большой скорости |
1489781 р. |
Общее количество пудов грузов, перевезенных по тарифам малой скорости, попудно и повагонно |
99089311 |
Общее количество пудоверст, пройденных грузами малой скорости |
31431307133 |
Средний пробег одного пуда груза малой скорости вообще |
583 в. |
Общая выручка с перевозки грузов малой скорости попудно и повагонно |
13454225 р. |
Главнейших грузов в 1892 г отправлено:
Тыс. пуд. |
Главн. направл. движения |
|
Керосин |
52217 |
(в Батум) |
Хлебные грузы (главн. кукуруза и ячмень) |
7379 |
(в Поти и Батум) |
Олеонафты и др. минер. смаз. масла |
5713 |
(в Батум) |
Нефть и нефтяные остатки (кроме надобностей дороги около 4 млн. пд.) |
8858 |
(в Батум) |
Соль |
955 |
|
Рис |
949 |
(в Поти, Бат. и Тифлис) |
Вино |
767 |
(в Тифлис и Батум) |
Каменный уголь |
609 |
(в Тифлис) |
Хлопок |
435 |
В. М.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:18 MSK |