[ начало ] | [ З ] |
Зерновые склады
зернохранилища. Первый и более старый способ хранения зерна, с обеспечением его от прения и прорастания, заключается в совершенном ограждении его от доступа воздуха. В первобытной форме этот способ встречается еще в России и Венгрии. В Египте, на о-ве Мальте, в некоторых местах Италии, в Испании и в Африке зерно еще в настоящее время сохраняется в подземных, недоступных для сырости помещениях. Новейший же способ устройства зернохранилищ основан на совершенно противоположном принципе, а именно — на частом проветривании зерна. Склады зерновые устраиваются обыкновенно в виде пяти и шестиэтажных зданий, без промежуточных стен, но с большим числом окон и люков разного рода, которые производят постоянное течение воздуха, продувающее зерно. Последнее рассыпается по всему полу слоем, высотой около 1-1,2 м, оставляя только узкий проход вдоль стен и между отдельными кучами зерна. Для более деятельного проветривания приходится, от времени до времени, перебрасывать зерно лопатами, что производится ручной работой или машинами. Для приема, перемещения и выпуска зерна также можно в некоторой степени пользоваться машинами: кранами, нориями, а также передаточными полотнами, по которым зерно передвигается в горизонтальном направлении, и желобами, по которым оно ссыпается наклонно. Часто пространства складов разделяются съемными щитами на отделения, для ссыпки разных партий зерна, или же склад составляется из групп отдельных деревянных или железных закромов, облегчающих манипуляции с зерном (склады вест-индских доков в Лондоне, ливерпульские и триестские зерновые склады и проч.). Но во всех подобных складах, кроме механических приспособлений, приходится в значительной доле применять ручной труд для засыпки зерна в особые люки или подставные приемники, от которых оно передается уже далее помощью передаточных холстов, норий и пр. Гораздо большую выгоду применения механических приспособлений и, притом, с значительно большею утилизациею пространства дают зерновые склады американской системы, с высокими закромами, так называемые склады-элеваторы, названные при введении их в России зерноподъемами (от главной составной части их устройства — элеватора, или подъемника зерна). Зерноподъем состоит из системы узких, возвышающихся от основания здания до самого верхнего этажа его, цилиндрических или призматических вместилищ, закрытых со всех сторон. Обыкновенно для сечения закромов выбирают правильные фигуры. Они получают в плане форму квадратов, прямоугольников, шестиугольников или кругов. Эти фигуры, кроме выгодной утилизации объема, являются также наиболее удобными с точки зрения устойчивости и дешевизны исполнения. На фиг. 1 представлена площадь элеватора, разделенная на клетки шестиугольного сечения.
Фиг. 1. Закром шестиугольного сечения.
Боковые части, заштрихованные черточками, могут быть утилизированы для установки подъемников, устройства лестниц и пр. Стенки закромов строятся из дерева, железа или каменного материала. К устройству квадратных помещений с большим удобством применяется сплочивание стен из досок, положенных плашмя, причем толстые разделки отличаются большой непроницаемостью. Преимущества деревянных перегородок следующие: дешевизна, легкость, вследствие чего удешевляется также устройство основания, затем дерево представляет дурной проводник теплоты и вбирает влагу, что способствует сухости зерна, если стены закромов защищены от сырости снаружи. Железные закромы устраиваются большей частью цилиндрической формы, из листового железа. Удобство их — безопасность от пожара и невозможность развития насекомых. Недостатки железных закромов — большая теплопроводность и полное отсутствие гигроскопичности. В отношении рассмотренных свойств, каменные стенки закромов занимают середину между деревянными и железными. Но зато, вследствие значительной толщины каменных стен, пропадает много места, а по причине их тяжести, устройство основания под ними обходится дороже. Все это побудило к введению новых материалов, которые при дешевизне устройства обладали бы преимуществом дурной теплопроводности при безопасности от пожара. Шеффер и Лютер в Германии строят закромы из плоских железных колец, расположенных, как показано на фиг. 2 с обделкой бетоном.
Фиг. 2. Устройство закромов по системе Шеффера и Лютера.
Для этого кольца укладываются попеременно так, что каждое из них перекрывает частью своими краями края соседних колец. Приготовленная таким образом железная клетка заливается бетоном, который скрепляет стенки цилиндров в одно сплошное целое; получаются закромы шестиугольного сечения. Система Монье состоит в устройстве стенок из цемента с прокладкой железных прутьев (фиг. 4).
Фиг. 4. Стенка закрома системы Монье.
Фиг. 5. Разрез отдельно стоящего закрома системы Монье.
Соединение этих материалов дает весьма прочную конструкцию дли частей сооружений, подверженных значительным выпирающим усилиям. Закромы системы Монье (фиг. 3) состоят из переплетения вертикальных и горизонтальных железных прутьев, обделанных цементом.
Фиг. 3. Устройство закромов по системе Монье.
На применении системы Монье основан, между прочим, проект устройства зерновых элеваторов, разработанный для Одесского порта строителем элеваторов Лютером.
По этому проекту, предполагалось построить на волноломе 36 отдельно стоящих закромов (фиг. 5 и табл. фиг. 6), высотой по 50 м и с внутренним диаметром в 15 м. Для сообщения закромов с вагонами, подвозимыми по железнодорожным путям, должен быть устроен мост на такой высоте, чтобы суда могли проходить свободно под фермами моста. Зерно из вагонов в закромы будет передаваться посредством норий и бесконечных холстов. Толщина стен закрома (фиг. 4) внизу, при высоте 50 м, с применением двух положенных рядом проволочных сеток (фиг. 3), получается около 0,20 м. На фиг. 3 таблицы показан общий вид склада с закромами, проект которого разработан акционерным обществом для работ по системе Монье, для постройки в Рижском порту, на о-ве Андреасгольме. Центральная башня склада назначена для помещения больших подъемных машин, а также машин для очистки и приборов для механического взвешивания зерна. Боковые части здания снабжены полотнами для передвижения зерна, помещенными над закромами и над ними, при чем внизу закромов имеются два ряда холстов, дающих возможность передвигать выпускаемое зерно, по желанию, в продольном или в поперечном направлении склада. Небольшие зерноподъемы на второстепенных станциях, состоящие из нескольких закромов, строятся исключительно из дерева. Степной элеватор америк. конструкции (фиг. 5 табл.) состоит из четырех закромов, над которыми установлена небольшая башня для помещения весового аппарата и машин для очистки зерна. Последнее подвозится к элеватору на телегах, из которых оно ссыпается в яму, а из этой ямы зерно подымается вверх помощью нории. По проходе через весовой аппарат и чистительные машины зерно попадает в закромы, из которых той же норией зерно, в случае надобности, вычерпывается и через подставленный желоб ссыпается в вагон. Нория и прочие несложные механизмы при этом устройстве приводятся в действие конным приводом. Другой пример весьма простой конструкции элеватора представлен на фиг. 4 табл. Все здание построено из дерева, и только средний закром, квадратного сечения, снабжен внизу воронкой для выпуска зерна. Боковые же закромы устроены разной величины и ничем не ограждены снизу. Из этих отделений зерно насыпается лопатами на передаточный ремень, уложенный по оси здания в вырытом для этой цели рву.
ЗЕРНОПОДЪЕМЫ (ЭЛЕВАТОРЫ).
1. Элеватор с наклонными закромами. 2. Нория. 3. Элеватор, проектированный для Рижского порта. 4. Простой американский элеватор. 5. Степной элеватор американской системы. 6. Закромы элеватора системы Монье, проектированного для Одесского порта.
Для проветривания зерна, хранящегося в элеваторе, применяются два способа. Зерно извлекают из закрома подъемной машиной и пересыпают в другой, порожний закром, или же зерно остается в закроме, но продувается сильной струей воздуха, впускаемою снизу. Особый тип амбаров с закромами представлен на фиг. 1 табл. Закромы здесь расположены под углом в 45°, так что нижние концы закромов выходят наружу, а верхние — обращены к середине здания. Каждый закром, в свою очередь, подразделен поперечными стенками на отделения, так что в поперечном разрезе все сооружение представляет систему двух рядов наклонных параллельных линий, пересекающихся под прямыми углами. Таким образом образуются отдельные кубические пространства, сообщение между которыми устроено таким образом, что из каждого отделения зерно может быть пересыпано в смежное с ним в наклонном направлении, а также в расположенное под ним, в отвесном направлении. Смотря по желанию, открывают посредством клапана тот или другой путь для зерна. Для пересыпки зерна, его выпускают на плоское кольцо, помещенное в нижней части здания и приводимое во вращательное движение. Этим кольцом зерно переводится в одно из четырех отделений, находящихся в четырех углах склада, при чем из этих ям зерно извлекается нориями. При таком устройстве можно непосредственно из устьев закромов сыпать зерно в вагоны или в суда, подаваемые к зданию сбоку его. Кроме того, вследствие разделения закромов на небольшие отделения, в них могут храниться совершенно отдельно мелкие партии зерна, принадлежащие разным владельцам или разделенные на сорта разного качества. Собственно элеватор или нория (фиг. 2 табл.) состоит из ряда ковшей или черпаков b, прикрепленных к вертикально висящему бесконечному, пеньковому или кожаному, ремню r, перекинутому через два шкива с параллельными осями. Части ремней, идущие от шкивов, заключены в деревянной трубе g, к которой примыкают сверху и снизу два кожуха. Нижний кожух имеет сбоку воронку t, к которой зерно подводится архимедовым винтом s, наполняя черпаки. Поднявшись на определенную высоту, черпак опрокидывается и высыпает зерно в желоб е, под которым передвигается ремень или другой приемный аппарат для зерна. На одной оси с верхним шкивом сидит приводной шкив, который приводится во вращение ременной передачей от какого-нибудь двигателя. Для надлежащего натяжения ремня элеватора служит винтовая стяжка d. Бесконечные ременные полотна, служащие для перемещения зерна вдоль складов горизонтально, равно как и прочие механизмы для разных манипуляций с зерном, приводятся в движение, помощью соответственных передач, от одного и того же двигателя, напр. паровой машины. В России усовершенствованные зернохранилища, снабженные механическими приспособлениями, стали строиться сравнительно недавно, и первым построен Елецкий элеватор, а затем последовало открытие зерноподъема в СПб. порту и Николаевского элеватора Харьково-Николаевской жел. дор. Заботу о постройке небольших общественных элеваторов на второстепенных железнодорожных станциях взяло на себя учрежденное для оказания помощи голодающему населению Управление общественных работ. В настоящее время сооружение складов — элеваторов предполагается при новых ветвях юго-восточных железных дорогах и на некоторых других наших дорогах. В Сев. Америке система хранения зерна в элеваторах возымела громадное влияние на всю хлебную торговлю. Элеваторы, как общественные магазины, играющие роль зерновых банков, куда каждый владелец может отдать на хранение свои хлеб, оставаясь полным распорядителем его, но освобожденный от забот по хранению его и присмотру за ним, значительно упрощают и облегчают ведение торговых дел. В соединении с системой варрантов и установленною законом строгой классификацией грузов, под наблюдением присяжных торговых инспекторов, американские элеваторы дали возможность мелкому сельскому хозяину освободиться от посредничества комиссионеров и вступить в непосредственные сношения с главными рынками отпускной торговли. Превосходная коммерческая и юридическая обстановка хлебного дела в Америке, в связи с совершенством технической стороны, доставляя громадные выгоды производителям, вместе с тем дали хлебной торговле сев.-американских штатов громадные преимущества при конкуренции на рынках Зап. Европы.
Ср. Орбинский, "О хлебной торговле в Америке"; Звягинцев, "Постоянные и плавучие зерноподъемы" (1878); Петров, "Перегрузка и хранение хлебного зерна и каменного угля" (1882); Нюберг, "Портовые товарные склады" (1884); Лессар, "Гидравлические механизмы хлебных складов в Ливерпульских доках" ("Инженерные Записки", т. III); А. Таненбаум, "Железнодорожные зерноподъемы" ("Ж. M. П. С.", 1890).
А. Т.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:19 MSK |