[ начало ] | [ И ] |
Иаков, в Библии
— имя нескольких библейских личностей: 1) младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака. Самое его имя (с еврейского — "держащийся за пяту", "запинатель") указывает на способ его рождения. Будучи любимцем своей матери, Ревекки, он известной хитростью добился от престарелого слепого отца благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Избегая мести брата Исава, он удалился в Месопотамию и женился там на двух дочерях своего дяди Лавана, Лии и Рахили, от которых имел двенадцать сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Нефеалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и дочь Дину. По возвращении из Месопотамии, он проживал в Палестине, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них. Он скончался 147 лет от роду; тело его, в силу его завещания, перевезено было в землю Обетованную. Жизнь его излагается в книге Бытия (гл. XXV, XXVII — L). — 2) И. Алфеев — один из 12 апостолов, так наз. еще И. Меньший (Марк. XV, 40), или брат Господень (Галат. И., 19). Он был сын Алфея, или Клеопы, и называется братом Господним, потому что принадлежал к числу двоюродных братьев Иисуса Христа, по матери, Марии Клеоповой. Как близкий родственник Христа, он занимал почетное место в первоначальной общине христиан и был первым епископом Иерусалимской церкви. Он отличался необычайною строгостью жизни, которая доставила ему титул "праведного"; был строгим ревнителем закона, хотя это не помешало ему решить вопрос об обязательности Моисеева закона для христиан из язычников в духе евангельской свободы (Деян. XV, 13—21). По свидетельству Иосифа Флавия, иудеи побили его камнями. Под его именем известна одна из новозаветных книг, так назыв. "Соборное послание св. апостола И.", состоящее из пяти глав; оно написано прекрасным греческим языком, составлявшим не раз предмет недоумений для критиков, и отличается назидательным, практическим характером. В нем говорит строгий ревнитель Моисеева закона, и потому на первый план выдвигаются "дела", без которых мертва вера (II, 17 и сл.). Лютер отвергал это послание, как противное евангельскому принципу оправдания верой, и вообще был невысокого о нем мнения, называя его "Соломенным посланием". Но это была ошибка немецкого реформатора, и канонический характер послания остается непоколебленным. Этому же И. приписывается и особая литургия; история, впрочем, обнаруживает признаки позднейшего ее происхождения. — 3) И. Заведеев — один из 12 апостолов, брат ев. Иоанна. Происходя из дома зажиточного рыбака, он слушал проповедь Иоанна Крестителя в пустыне и был одним из первых призван Христом к апостольству. Среди апостолов он принадлежал к самому тесному кружку приближенных учеников Христа и был свидетелем величайших чудес и богоявлений Спасителя во время его земной жизни. По вознесении Христа, он занимал почетное положение среди христиан в Иерусалиме и потерпел мученическую кончину при Ироде Агриппе (Деян. XII, 1—2).
А. Л.