[ начало ] [ И ]

Изабе

(Isabey) — два французских художника: Жан-Батист И. (1767-1855), живописец-миниатюрист и рисовальщик. Учась у Л. Давида, готовился в исторические живописцы, но потом избрал специальностью миниатюрные портреты, на которые в нач. XIX ст. явился большой запрос. Был придворным живописцем Наполеона I, сопровождал его в походах, изображал его многократно и переписал всех членов его семейства и многих из его сподвижников. После падения первой Империи, работал для Бурбонов и других государей новой Европы. Вообще, портреты И. отличаются большим сходством, колоритностью, тонкостью и, вместе с тем, сочностью кисти. Кроме миниатюрной живописи, он занимался рисунками, употребляя для них черный и белый карандаши и выработав особенную, очень нежную и тонкую манеру исполнения. В этом роде особенно замечательны его рисунки костюмов для роскошного издания, посвященного коронации Наполеона I. Наконец, он известен как искусный литограф, издавший "Живописную и романтическую экскурсию по старинной Франции". — Луи-Габриель-Эжен И. (1804-1888), живописец, сын и ученик предыдущего, вначале занимался почти исключительно изображением морских видов и предметов неодушевленной природы. Лучшие из его произведений в этом роде — "Гонфлерский берег", "Буря у берегов Дьеппа", "Морское сражение при Текселе" (1839; в Версальской галерее) и "Отплытие Рейтера и Виллема де Витта" (1850; в Люксамбургской гал.). Впоследствии стал изображать старинные замки и церкви, с фигурами людей в костюмах и обстановке былого времени. Главные из его произведений этой категории — "Король Людовик-Филипп встречает королеву Викторию в Трепоре", "Отъезд королевы Виктории из Франции", "Церковный праздник в Дельфте", "Бракосочетание Генриха IV", "Отъезд на охоту во времена Людовика XIII" и некот. другие. Картины и акварели этого художника, высоко ценимого французами, отличаются блестящим и сильным колоритом, изящным подбором цветных сочетаний, свободным письмом, впадающим, однако, в излишнее щегольство, ловким, но довольно манерным рисунком, большим вкусом композиции, но также и ее искусственностью. В Кушелевской галерее СПб. академии художеств имеется хороший образец его живописи — небольшая картина: "Посещение монастыря" (1856).

А. С-в.