[ начало ] | [ И ] |
Изида
(Ίσις) — греческая транскрипция
имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально
местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних
Бузириса и Мендеса-Озирисом — женское дополнение, сестра и супруга последнего,
чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен
. Подобно
Озирису, И. дочь неба (Нут) и земли (Кеба), олицетворение долины,
оплодотворяемой Озирисом — Нилом. Известен миф об убиении последнего Сетом,
поисках его тела, плач над ним Изиды, погребении его и воспитании ее сына Гора в
болотах Дельты. Другой миф представляет ее премудрейшей из людей, богов и духов
и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его
сокровенное имя (Pap. Turin. 131). Как в древнеегипетской литературе (наприм.
Рар. Ebers), так и у классиков (например, у Галена), И.
приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул
(отсюда ее эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п. Культ
ее из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской
системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, при чем особенно
привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии (Pausan. X, 32), Филе, где
был оракул ее, действовавший еще в V веке по Р. X. Во время преобладания культа
Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с И. были сопоставлены женские
божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт. Во время
эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с И. Астарту и
Димитру и др. соответствующие иностранные женские божества. Но скоро сделан был
последний шаг и И. стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В
Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию
культ ее проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в
эпоху увлечения восточными религиями. Безнравственность культа неоднократно
вынуждала правительство на ограничение или даже совершенное запрещение его, тем
не менее при Домициане он сделался не только дозволенным, но и поощряемым, так
как император и многие его преемники приняли сан жрецов богини. В честь ее даже
беспрепятственно совершалась процессия "navigium Isidis" — начало навигации
(Lactant. Inst. I, II). Впрочем, в это время культ И. Окончательно сделался
выразителем пантеистических идей тогдашнего общества, на что указывают
сохранившиеся гимны. Посвящены И. были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й
день из пяти вставочных, когда праздновалось ее рождение. Как богиня женского
плодородия, И. изображалась в виде коровы, несущей между рогами солнечный диск.
Этот же головной убор не забывался, если богиня изображалась в виде женщины, при
чем иногда к нему присоединялся иероглиф богини. В эпоху синкретизма нередко
богиню изображали вроде азиатских женских божеств с грудями по всему телу.
Сохранилась масса статуэток И. с младенцем Гором на руках.
Б. Тураев.