[ начало ] [ И ]

Иллюзии оптические

(И. зрения, псевдоскопии) — так называются неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. По причинам, вызывающим их, И. зрения могут делиться: 1) на И., проистекающие от оптических особенностей зрительного аппарата человека, и 2) на И., причина которых кроется в психике человека, в предвзятых, невольных суждениях и сопоставлениях, основанных на привычке связывать всегда известное впечатление с понятием о причине его вызывающей. Нередко обе причины содействуют в образовании оптической И. По следствиям своим, оптические И. могут либо представлять нам несуществующие предметы, либо искажать вид и положение существующих. Оптические И. относятся к явлениям психофизическим и по своей субъективности и разнообразию весьма трудно поддаются научному изучению. Над исследованием их и разысканием их причин трудились Плато, Дельбеф, Гельмгольц и др., но и теперь еще эта область представляет почти совершенно темное поле в психофизике. К И. зрения, зависящим от оптических особенностей глаза, принадлежат: 1) едва заметные окрашенные края, появляющиеся при рассматривании предметов с расстояний больших или меньших, чем расстояние наилучшего зрения (появление синих и красных краев легче всего наблюдается при рассматривании пламени чрез фиолетовое стекло); явление зависит от хроматической аберрации глаза; 2) лучистые сияния, окружающие отдаленные яркие светящиеся точки; часть сияний (длинные тонкие лучи) происходит от преломления света в призматическом слое жидкости, увлажняющем глаз между веком и роговой оболочкой; другая часть — центральная широкая лучистая фигура — вызывается неправильностями преломления света в неоднородное массе хрусталика; фигура эта характерна для каждого глаза и легко наблюдается при фиксировании одним глазом центра ряда концентрических кругов (фиг. 1).

Фиг. 1.

Звездчатое сияние, наблюдающееся при этом, происходит оттого, что по некоторым радиальным направлениям глаз резко различает черные линии от белых промежутков, а в других местах они сливаются в один серый фон; 3) явления, зависящие от неодинаковой аккомодации глаза для направлений, параллельных горизонтальному диаметру глаза и перпендикулярных к нему. Если мы резко фиксируем одну из линий фиг. 2, то все другие покажутся более светлыми и нерезкими.

Фиг. 2.

К И. зрения, вызываемым оптическим устройством глаза, принадлежат еще явления:

a) иррадиации, зависящие от кругов рассеяния в глазу, b) явления субъективных цветов и с) энтоптические явления, рассматриваемые в отдельных статьях. Большинство оптических И. принадлежат к явлениям второго рода, т. е. зависящим от непроизвольных умственных суждений и заключений. Внутреннюю и ближайшую причину этих оптических И. в большинстве случаев указать трудно. В образовании их содействуют как впечатления от движений глазных мускулов, производящих аккомодацию и вращение глазного яблока, так и памятовании бывших впечатлений и непроизвольное желание приписать новым аналогичным впечатлениям те же причины, что вызывали прежние. Несмотря на эту неопределенность в причинах оптических И. удается, однако, выделить среди факторов, их вызывающих, несколько общих принципов: 1) Из двух равных величин, видимая яснее и раздельнее, кажется нам больше.

Фиг. 3.

Напр., из двух равных линий ab и (фиг. 3), линия ab, деленная на части, кажется нам больше; по той же причине из двух квадратов А и В (фиг. 4) квадрат А, штрихованный вертикально кажется выше, квадрат же В — шире.

Фиг. 4.

По той же причине платье с продольными полосками делает человека выше, с поперечными — толще. 2) Острые углы мы склонны видеть увеличенными, тупые уменьшенными; из двух равных острых углов тот кажется большим, одна из сторон которого горизонтальна (фиг. 5, АОВ = ВОС).

Фиг. 5

По указанным причинам круг ABCD (фиг. 6) кажется нам как будто бы переломленным в точках А, B, C, D, а стороны квадрата вогнутыми.

Фиг. 6.

3) Из нескольких последовательно расположенных фигур, суживающихся в одну сторону, фигуры, по направлению сужения, кажутся нам больше предшествовавших им. Из двух равных кольцевых отрезков А и В, А кажется нам больше.

Фиг. 7.

В этом же кроется причина И. зрения, обнародованной Цельнером (фиг. 8).

Фиг. 8.

Из параллельных линий А, В и С, линии А и В кажутся сходящимися кверху, вследствие того, что мы мысленно увеличиваем острые углы, образованные поперечными линиями, и этим заставляем линии А и B в нашем восприятии расходиться внизу больше, чем на верху, по той же причине В и С кажутся сходящимися книзу (фиг. 8). Есть целый ряд оптич. И., не подходящих под эти принципы. Из них наиболее замечательные:

а) фиг. 9, где из двух равных линий а и b, а кажется меньше;

Фиг. 9.

b) фиг. 10, не линия b, но линия с есть продолжение линии а;

Фиг. 10.

фиг. 11 — линии а и b по продолжении встречают точки α и β;

Фиг. 11.

с) фиг. 13 — оптические И. С. Томпсона.

Фиг. 13.

Если будем быстро двигать фиг. 13 так, чтобы центр ее описывал круг, то круги фигуры покажутся нам вращающимися в том же направлении. К этой группе явлений относятся целый ряд И. зрения, называемых И. движения; для вызывания их Оппелем был придуман особенный прибор — антиреоскоп. Целый ряд оптических И. особого рода относится к видению рельефа и перспективы. Точно так же, как в фигуре Шредера (фиг. 12), мы можем по желанию менять рельеф, выдвигая мысленно вперед то стенку а, то стенку b, точно так же при известных условиях освещения мы можем видеть рельеф предметов обращенным (гипсовый слепок с медали может казаться выпуклым, вогнутый лист — цилиндром и т. д.), для вызывания этих И.

Фиг. 12.

Оппелем построен прибор — анаглиптоскоп И., вызываемые изображением перспективы весьма разнообразны, как о том будет изложено в статье Перспектива.

Литература об оптической И. не велика. Большинство указаний собрано в сочинении Гельмгольца: "Handbuch der physiologischen Optik" (2-е изд.).

А. Г.