[ начало ] [ И ]

Императорский или Великий канал

(кит. Юнь-хэ или Юнь-лян-хэ, "река для сплава хлеба") — соединяет Пекин с Хан-чжоу. Идет от Пекина в восточном направлении до г. Тун-Чжоу, где впадает в Ша-хэ и вместе с ним — в Бай-хэ; направляется потом по его течению до г. Тянь-Цзиня, потом вверх по Бай-хэ и в ЮЮВ направлении до г. Линь-Цин-Чжоу в Шаньдунской провинции, после чего при Тун-пин-чжоу впадает в новое течение Желтой реки. К С.З. от г. Цзи-Нина он достигает устья Вэн-хо. По ту сторону Цзи-Нина И. идет в юго-восточном направлении через оз. Чжао-ян, принимает с С.В. воды У-хэ и достигает Су-цзяня, откуда идет на Ю.В. до Ван-цзя-ина по сев. бер. старого, оставленного в 50 -х гг. течения Хуанхэ. Пересекая его, И. идет к гор. Хуай-ань-фу и на Ю., принимая воду из западнее расположенных оз. Хун-цзе и Гао-ю-ху и отдавая лишнюю воду на орошение местности у г. Ян-Чжоу-фу. Отсюда ведут многие рукава в р. Ян-цзы-цзян. От лежащего на противоположном берегу г. Чжень-цзяна И. принимает сперва вост., потом южн. и юго-вост. направление к г. Су-чжоу-фу, по дороге получая питание от истоков западнее расположенных оз., особенно "Большого озера", Тай-ху. Далее на Ю. И. идет к гор. Цзя-Син-фу и отсюда на Ю.З. к Хань-Чжоу-фу. От Линь-цина до р. Ян-цзы-цзяна находится масса шлюзов. Время первого прорытия отдельных участков И. канала неизвестно. С некоторыми перерывами им пользовались до новейшего времени, когда восстание тайпинов и разлив Хуанхэ заставили снова вернуться к старому морскому пути (теперь пароходное сообщение). Только перевозка риса совершается еще по И. каналу после работ 1890 г. по его углублению. Ср. "Verfall des Kaisercanals in China" ("Globus" XXV, 1874, № 4); "Le Hoang-ho et le Grand Canal de la Chine" ("Bull. de la Société de Géorg. commerc.", II, 1879— 80); "Description du Grand Canal de la Chine extraite d'ouvrages chinois" (Klaproth, "Mém. rel. à l'Asie", III, 1828, pp. 312-331).