[ начало ] | [ И ] |
Ин-коу
(Ин-цзы) — открытый для иностранной торговли китайский порт в Южной Маньчжурии, в большинстве случаев известный под именем Ню-чжуана (см. соотв. статью), по имени китайского поселения, лежащего несколько выше устья р. Ляо-хэ, где расположен И.-коу. Порт открыт по Тяньцзиньскому трактату 1858 г., главным образом по настоянию англичан. Город состоит из двух частей — китайской и европейского сеттльмента; последний мало чем отличается от китайского города. Станция Кит. Вост. жел. дор., ветка которой проведена от И.-коу до Да-ши-цяо (см.), окрестности города низменны и болотисты. Население в летнее время — до 150000 человек, зимой — наполовину меньше. Торговое значение порта возрастает с каждым годом; торговые обороты его в 1901 г. равнялись 42365685 таможен. ланам. Торговые обороты И.-коу с иностранными государствами равнялись 4293737 ланам. Особенно сильно за последнее время увеличился с проведением железной дороги на Порт-Артур, Харбин и Шанхай-гуань, ввоз японских произведений — угля (до 54357 тонн), спичек (до 828759 гросс), пива и портера. Ценность вывоза в том же году определялась в 7303086 таможен. лан. 90 % общего вывоза приходится на долю одной Японии, остальная незначительная часть распределяется между Гонконгом, Кореей и Англией. Бобовые продукты составляют 89 % всего заграничного вывоза; в 1900 г. вывезено бобовых жмыхов 2912234 пикулей, желтых бобов 1692124 пикулей, а всего 5646923 пикуля. Торговые обороты порта по вывозу маньчжурских произведений в разные китайские порты выражались цифрой в 11439134 таможен. лан. Ввезено каботажем на 6154991 т. лан. Иностранных товаров ввезено на 12854552 тыс. лан; 33 % всего ввоза составляют американские хлопчатобумажные ткани; китайских товаров привезено на 10231780 т. лан. Судов, посетивших порт в 1900 г. было 1077, в 941528 тон. Первое место занимают суда под японским флагом как по числу, так и по водоизмещению; далее идут английские, германские и американские. В порт прибыло 5268 мореходных джонок, вышло из него 5132. Русская торговля была в состоянии зачаточного развития и совершенно прекратилась в военное время. После беспорядков 1900 г. И.-коу был занят русскими, которые учредили в нем временное градоначальство и взяли в свои руки контроль над морскими сборами и наблюдение над санитарным состоянием района; все эти обязанности с оставлением города русскими (летом 1904 г.) перешли к японцам.
См. Позднеев, "Торговля г. Ин-коу" (СПб., 1902); Хвостов, "Описание Мукденьской провинции"; "Описание Маньчжурии", изд. мин. финансов.
Л. Бородовский.