[ начало ] [ И ]

Интерим

— так называются предварительные постановления, кот. Несколько раз в течение XVI в., по почину имп. Карла V, имелось в виду сблизить протестантов с католиками на почве догматики и учения о церковных обрядах. Первый такого рода проект был выработан на совещаниях в Гагенау и Вормсе в 1540 г. протестантским богословом Буцером совместно с умеренным католиком Иоанном Гроппером и др.; он состоял из 23 статей, написанных (на латинск. яз.) в очень умеренном духе, так что принятие его могло бы предупредить раскол церквей; имена составителей хранились в тайне. Карл V дал ознакомиться с ним курфюрсту Иоахиму II Бранденбургскому, ландграфу гессенскому, курфюрсту Иоанну, Фридриху Санксонскому, а также Лютеру и Меланхтону. На Регенгсбургском сейме в 1541 г. началось обсуждение этого И. особым комитетом, который первые пять статей его принял, но в вопросах о иерархии и о таинствах не мог прийти ни к какому положительному выводу. Принятые статьи с препроводительным посланием протестантов были вручены императору, который о попытке примирения довел до сведения сейма; сейм постановил предоставить дело будущему вселенскому или местному собору, если же таковой не соберется — следующему сейму. Этот И., названный потом регенсбургским, если и вызвал недоверие некоторых протестантов, но еще более возбудил неудовольствие среди католиков; папа и многие католические князья были против соглашения. Через 7 лет, когда император одержал полную победу над протестантами (см. Германия), попытка соглашения была возобновлена. Новый проект (26 статей) был составлен приверженцем Эразма — Юлием Пфлугом, католиком Михаилом Хельдингом и податливым бранденбургским придворным проповедником Иоанном Агриколой, совершенно в католическом духе; уступкой протестантам были только три статьи, которые фактически признавали секуляризацию духовных владений (за некоторыми исключениями), дозволяли браки духовных лиц до решения собора и находили возможным причащение под обоими видами, но лишь под условием, чтобы не осуждалось причащение под одним видом. И. был объявлен сейму в Аугсбурге 15-го мая 1548 г., прежде чем папе Павлу III удалось выразить о нем свое мнение. Неудовольствие против И. было повсеместное, но так как некоторые из имперских князей согласились принять его (Пфальц, Вюртемберг и др.), он постепенно стал вводиться. Несколько сот духовных лиц, его отвергавших, были лишены мест, изгнаны, некоторые даже убиты; издано было повеление, чтобы ничего против И. не писалось и не печаталось. Тем не менее, неудовольствие против интерима выразилось в ряде проповедей, памфлетов, брошюр и карикатур. Чеканились даже особые, так называемые интеримские, талеры (Interimsthaler) с изображением И. в виде трехглавого змея и надписью: Packe. di. Sathan. du. Interim ("Убирайся, сатана ты И."). На г. Магдебург за распространение подобных пасквилей была наложена опала. Со стороны католиков прежде всего против И. был папа; недовольны были и некоторые католические князья. Ввиду неудовлетворительности аугсбургского И. Мориц Саксонский созвал новую местную комиссию, чтобы примирить требования совести с требованиями императора; исходной точкой члены комиссии избрали уступки в вещах безразличных (adiaphora). После предварительного обсуждения дела с курфюрстом бранденбургским Мориц представил новый проект соглашения собравшимся в Лейпциге в конце 1548 г. чинам, которые и приняли этот третий, так называемый лейпцигский, И., еще раз затем подвергнутый переработке и в мае 1549 г. принятый большим числом духовных лиц, собравшихся в Гримме. Этот И., в составлении которого принимал большое участие Меланхтон, был проникнут протестантским духом. Он вызвал длившийся около 30 л. спор между сторонниками И., адиафористами, и противниками его, из которых главным был Матвей Флаций. Ср. Hirsch, "Geschichte des Interims zu N ü rnberg" (Лпц., 1750); Bieck, "Dreifaches Interim"; Vetter, "Die Religionsverhandlungen auf dem Reichstage zu Regensburg 154 1"; W. Maurenbrecher, "Karl V und die deutschen Protestanten, 1545-1555"; Beutel, "Üeber den Ursprung des Augsburger Interims".

A. M. Л.