[ начало ] | [ И ] |
Интерпретация
(юрид.) — в широком смысле вообще толкование законов и юридических сделок (см.), в более тесном — один из приемов этого толкования, особенно практиковавшийся римскими юристами и преторами с целью самостоятельного, независимого от законодательства, развития права. Оставаясь верными букве закона и опираясь внешним образом на его нормы, юристы, однако, видоизменяли смысл этих норм, фиктивно подводя под них целый ряд явлений, ими не обнимаемых, распространяя их на отношения других областей и таким образом достигая ими целей, не имевшихся в виду при их издании. И. в этом смысле есть вид буквального толкования (см.), но толкования тенденциозного (ad fraudem legis), оправдываемого потребностью помирить слишком узкие или отжившие нормы с требованиями нового времени. Такого рода И. особенно широко применялась в период, непосредственно следовавший за изданием ХII таблиц. Созданные под влиянием борьбы сословий и являвшиеся поэтому оплотом прав каждого из них (см. соотв. статьи), эти законы применялись к жизни самым строгим образом, под контролем обеих заинтересованных сторон. Отсюда строгое толкование их слов, не допускавшее распространения; отсюда же и стремление сохранить их по возможности неизменными, не издавать новых законов в их отмену. Так как, однако, прогрессировавшая жизнь требовала перемен, то юристам и пришлось прибегнуть к приему, о котором идет речь. XII табл. говорят, напр., о срубленных деревьях, но не говорят о виноградниках; юристы позволяют иск о виноградниках, но пишут в формуле его о деревьях (пример И., приводимый Гаем). Законы запрещают отцу продажу сына свыше 3 раз, признавая сына в противном случае свободным от отцовской власти, но не дают формулы для освобождения сына, так как отцовская власть, по римскому взгляду, пожизненна. Юристы сохраняют внешним образом принцип пожизненности власти, но, покровительствуя освобождению детей, делают из упомянутой сейчас нормы способ эмансипации детей: фиктивная трехкратная продажа сына отцом освобождает его из-под отцовской власти. Опираясь затем на то, что закон говорит о сыновьях, а не о других подвластных, юристы заключают, что для этих последних не нужно и троекратной, а достаточно однократной продажи для получения свободы. Позднейшие юристы и преторы пользуются для толкования XII табл. еще более усовершенствованными приемами фикций и эксцепций (см.) и, таким образом, по преимуществу путем И. преобразуют нормы этого закона в позднейшую систему jus civile (см. Римское право). Кроме римского права, подобного рода И. встречается вообще в тех правах, где законодательству приходится играть незначительную роль в правообразовании и где право создается по преимуществу творческой деятельностью юристов, например в Англии; к И. приходится прибегать и там, где законодательство не успевает идти за жизнью. См. Консерватизм в праве, Фикция, Эксцепция, Формализм. Ihering, "Geist" (II, § 44); Sohm, "Institutionen" (§ 11); Bruns, в "Holtzendroff's Encykl." (5 изд., 118-120); Муромцев, "Гражданское право др. Рима" (183, 1 8 6, 269 сл.).
В. Н.