[ начало ] [ И ]

Иокай

(Мавр Jokay) — знаменитый венгерский романист, пятидесятилетний литературный юбилей которого отпразднован в 1894 г. с особенною торжественностью. Род. в 1825 г. в Коморне. На школьной скамье И. близко сошелся с известными впоследствии писателями и политическими деятелями Петефи и Орлаем, игравшими значительную роль в его умственном развитии. Поселясь в Пеште для изучения юриспруденции, И. становится членом политико-литературного клуба "Десяти". В 1844 г. он, вместе с Петефи, редактирует литературное обозрение "Eletk é pek". Политические их взгляды были тогда еще почти одинаковы: они оба ожидали обновления Венгрии путем революционного брожения. Но, испуганный стремительным ходом политических событий, И., в 1848 г., призывает народ к спокойствию, а во время революции бежит из Пешта. Долго скрывался он в провинции и только по восстановлении порядка вернулся в Пешт, представ добровольно перед военным судом, который оставил его лишь в подозрении. Это заставило одно время И. писать под псевдонимом Caio. С ослаблением реакции И. выступает на политическое поприще в качестве депутата сейма. Страстный характер некоторых из его публицистических статей стоил ему, в 1863 г., годичного заключения в тюрьме. Позже И. был приверженцем политической программы Коломана Тиссы, нашедшего в нем защитника своих кальвинистических принципов. Нет почти рода литературного творчества, в котором И. бы не испробовал своих сил; но далеко не все ему одинаково удается. Романы И., затрагивающие национальные сюжеты (между ними особенно замечательны: "Мадьярский Набоб", "Новый владелец", "Бог один" и т. д.), составляют эпоху в развитии венгерского романа; но многие исторические произведения И., где романист пробует знакомить читателя с малознакомыми ему самому событиями (напр. "Роман из Крымской войны", "Те, кто любит однажды"), или произведения во вкусе Жюля Верна или Э. Золя, как "Роман будущего века", "Нигилизм в Венгрии", ничего не прибавили к литературной репутации автора. Главные недостатки творчества И., прозванного за плодовитость и склонность к мало вероятным вымыслам "венгерским Дюма-отцом" — отсутствие цельности и разнообразие настроений, как будто произведение создавалось по кусочкам, в разное время, в ущерб целому, выделяются частности, глубокие по замыслу, прекрасные по выполнению. Достоинства И. — тонкое понимание вкусов венгерского читателя, знание народной жизни и прекрасный язык; он создал целую галерею интересных лиц, с ног до головы мадьяр, проникнутых идеей нравственного долга. "Народ любит И., — говорит один из его биографов, — потому что он знает, что И. сочувствует его бедности, его тяжелому труду". Холерная эпидемия 1831 г., наводнение в Пеште в 1863 г., голодовки, столь частые в Венгрии, составляют сущность многих рассказов И. Ряд романов И. ["Черные бриллианты" (отд., 1882 г.), "Золотой человек" (отд. СПб., 1882 г.), "Другое время — Другие нравы" (отд. СПб., 1886) и др.] был напечатан в "Библиотеке для Чтения" 1880-х годов, "Новый помещик" — в "Вестник Европы" (1880 г.). На русский язык переведены также его романы: "Дважды умереть" и "Любовь до эшафота. Исторический роман времен Ракоци" (СПб., 1884). Его жена, Роза Лаборфальви (1820—1886) — известная венгерская трагическая актриса.