[ начало ] [ И ]

Иорданс

(Якоб Jordaens) — фламандский живописец (1593—1678), писавший картины содержания исторического, мифологического, аллегорического, также бытовые с фигурами в натуральную величину и портреты. Ученик Адама ван-Ноорта и современник Рубенса, которого влияние заметно во всей художественной деятельности И. Историки живописи долгое время считали И. учеником Рубенса, но теперь доказано, что этого не было. Во всяком случай И. был самостоятельный национальный художник, не бывший в Италии и не подчинившийся влиянию итальянских образцов, В 1616 г. И. вписан в гильдию св. Луки [Гильдия, или корпорация, св. Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается в истории нидерландской живописи, была основана около 1882 г. Вначале членами этой корпорации, кроме живописцев и ваятелей были золотых дел мастера, ткачи и мастера цветных стекол. Впоследствии образовалось в гильдии отделение литературы и риторики. Ее записи или протоколы (Liggeren), почти в полноте с 1453 до 1736 дошедшие до нашего времени, содержат драгоценный исторический материал для истории фламандской живописи. Первое, вписанное в протоколах этого учреждения имя — Виллем Декюйпер (Decuyper), живописец-раскрашиватель статуй. Первый художник большой известности, там названный, был Квентин Метсис, или Мессис (1491). О протоколах этой гильдии см. "Jaerboeck der Guide van Sint Lucas" (Антв., 1855), автор — I. B. Van der Straeten.], но еще как живописец-ремесленник, и только через 4 года после того стал известен, как живописец-художник. Живопись И. чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения их сильны и даже иногда порывисты. Вообще в его произведениях, как и в произведениях Рубенса, более мощи и энергии, чем красоты форм и грации. Иногда рисунок форм в движении утрирован, а потому отступает от правильности, иногда колорит тела слишком цветист, отступая от натуральности. Композиция свободная и богатая, исполнение тоже свободное и быстрое. И. иногда почти заканчивал в день портрет и даже целую фигуру в рост. Вследствие этого число произведений И. чрезвычайно велико, хотя и менее чем Рубенса; впрочем, производительность художника зависит также от количества требований на его картины. Насчитывается до 700 картин И. и во всякой значительной галерее можно видеть их несколько. Кроме картин вышеперечисленного содержания он иногда вступал в сотрудничество с Фитом, изображавшим животных (напр. "Орел, терзающий Прометея"), подобно тому, как Рубенс иногда писал фигуры в картинах Снидерса (охоты, лавки живности). Трудно перечислить даже важнейшие произведения И. по их многочисленности и потому ограничиваемся названием только некоторых его картин. "Триумф Фредерика-Генриха, принца Оранского " — историко-аллегорическая картина (в Гааге), капитальнейшее произведение И; существует также эскиз ее (в Брюсселе); "Св. Мартин, исцеляющий бесноватого" (Брюссель); "Поклонение пастухов", любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен, Стокгольм), "Сатир и крестьянин" — сюжет, взятый из басни (Мюнхен, Петербург); "Нимфа и Фавн" (Стокгольм), "Силен" (Дрезден), "Король пьет" (Лувр), "Мистическое обручение св. Екатерины" (Мадрид), портрет адмир. Рюйтера (Лувр). Эрмитаж в Петербурге владеет 10 картинами И., из которых некоторые долго приписывались Рубенсу; из них назовем — "Отдых Дианы", "Семейная пирушка", "Сем. портрет", "Три детские головки". Вообще И. многим походит на Рубенса и его картины, почти всегда без подписи, нередко были смешиваемы с Рубенсом. Когда Рубенс умер, И. остался первым живописцем Фландрии; он был также гравером, но его произведения этого рода немногочисленны и мало замечательны. В картинах И. неоднократно встречается одна и та же женская фигура — Катерина ван-Ноорт, дочь учителя И. и жена художника (с 1616 г.). Из других обстоятельств жизни И. заслуживает внимания то, что, будучи католиком, он под старость перешел в кальвинизм.

Единственный сын И., также Якоб, был тоже художником и работал в Копенгагене. Из других И. упомянем о Гансе И. Младшем (1595—1693); в Эрмитаже имеется его картина: "Израильтяне по переходе через Чермное море".

Ф. Петрушевский.