[ начало ] [ И ]

Историческая живопись

— имеет целью изображение различных эпизодов истории древних и новых времен. Вначале почти у всех народов она являлась в виде идеализации действительно происходивших событий; такого рода идеализация сказывается уже в древнейших произведениях И. живоп., у египтян, ассириян, отчасти у греков и римлян. Впоследствии у северных народов возникло направление более реалистическое, достигшее расцвета у нидерландцев, а потом перешедшее к живописцам позднейшей венецианской школы. Рубенс у фламандцев, позднее — Лебрён у французов в картинах своих соединяли живописность со стилем (см. Стиль в образных искусствах). Немецкие эстетики начала XIX века определяли И. живопись как возведение факта из области чисто случайного и временного в более высокую сферу общего, закономерного; главное требование этой теории — выдержанность стиля, что вполне выразилось прежде всего в картинах Корнелиуса. В Шнорре проявилась уже большая И. правдивость, а у Каульбаха критики находили, между прочим, стремление к символизму, который противоречит строгим требованиям эстетики. Это направление под влиянием бельгийских и французских колористов (Bi è fve, Gallait, Delacroix, Couture, Gleyre и др.) безвозвратно пало, несмотря на попытки особого "Общества И. живописи" возродить его. Новейшая И. ж. всецело основана франц. художниками, из которых Давид в первоначальных своих картинах привержен еще к пластически-патетическому, а в позднейших — риторическому направлению. Гро (Gros) представляет дальнейший шаг вперед, а Орас Верне и его преемники особенно усовершенствовали в реалистическом отношении батальную живопись. Французские баталисты и еще более жанристы оказали сильное влияние также на немец. И. ж.; дюссельдорфская школа, начиная с 30-х гг., всецело отдалась жанру в И. ж. Воспроизведение портретов, точная передача костюмных, расовых и архитектурных особенностей — дело сравнительно недавних годов. Подробнее см. в различных школах живописи. И. картины, написанные художниками с именем, на основании их независимой концепции, делаются все более редкими, взамен чего увеличивается число заказов, делаемых правительствами, церквами, городами и т. д. для целей патриотических и религиозных. Большие циклы исторических изображений, главным образом последних годов, можно видеть в Национальном музее в Мюнхене, в Альбрехтсбурге в Мейсене, в музее и "Ruhmeshalle" в Берлине, в Пантеоне и "H ô tel de Ville" в Париже, в лонд. парламенте, в арсенале и опере в Вене, в вашингтонском Капитолии. Место, занимаемое И. живописью в России среди других родов живописи, см. в ст. Русское искусство. Религиозная живопись причисляется также к исторической, но характер ее вообще зависел более от верований, чем от эстетических взглядов, поэтому ее исторический ход изложен в особой статье.