[ начало ] [ К ]

Canto

(итал., cantus — латин.) — пение, напев. В хоре так называется голос, который имеет преобладающую мелодию (всего чаще — сопрано). Если в хоре сопрано делятся на две партии, то над первой пишут С. primo (С. 1-mо), над второй — С. secondo (С. 2-do). С. аrmonico — многоголосное хоровое пение. С. a capella — пение хора, преимущественно церковного, без инструментального сопровождения. С. rec i tativo — пение в характере речитатива. С. figurato, Cantus figuralis — пение, украшенное разными вокальными фигурами (колоратурой). С. cromatico — пение с употреблением хроматических полутонов. С. diatonico — пение, построенное на диатонической гамме (см.). С. ambrogiano (Cantus Ambrosianus) — амвросианское пение (IV в.), построенное на четырех амвросианских (автентических) диатонических ладах (см. Гласы). С. gregoriano или С. plano (Cantus gregorianus) — пение, построенное на четырех амвросианских ладах и прибавленных к ним в VI века папой Григорием четырех плагальных ладах (см. Гласы). С. plano весьма схоже с нашим столповым пением (см.), которое подчинено объемам восьми гласов, лишено хроматизма и диссонирующих сочетаний. С. fermo (Cantus firinus), сокращ. С. f. — неизменяемая мелодия, преимущественно в протяжных нотах в каком-нибудь голосе, к которому присоединяются другие голоса. С. f. в сочинении, на нем построенном, служит для него руководящей нитью. С. f. преимущественно применяется в церковном пении. В католической церкви, в сочинениях нидерландских композиторов, применялись для С. f. и светские мелодии, напр. в мессах Дюфэ (XV в.) мелодии "L'homme arm é ", "Cent mille excuses". С. f. употребляется также при упражнениям в контрапункте.

Н. С.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:25 MSK