[ начало ] [ К ]

Канделябр

(латинск. Candelabrum) — у древних подставка (подсвечник) для свеч (candelae), ламп, курений и т. п. К. обыкновенно состоял из ножки (треножник), представлявшей из себя изящно сделанные металлические лапки (обыкновенно наподобие львиных лап), или гладкого шеста, или древка (καυλός), и верхушки (κάλαθος) в виде тарелки или плоского сосуда, или же подобие древесных стволов с ветвями, с которых свешивались лампы на небольших цепочках (лампадарии). Первоначально К. приготовлялись из дерева, тростника или жженой глины, позже и из мрамора или алебастра. Большие, искусно сделанные К. встречались как посвящения в храмах, а людьми богатыми ставились и в частных домах. Великолепные древние канделябры имеются особенно в Британском музее в Лондоне, в парижском Лувре, в мюнхенской глиптотеке, в собраниях римских (так назыв. К. Барберины в античном собрании Ватикана), флорентийских и неаполитанских. Искусство времени Возрождения возродило снова К., но гораздо богаче изукрасило древко не только листьями и орнаментами, но и небольшими фигурами. Такие бронзовые канделябры в большом количестве сохранились в Италии, напр. в Чертозе павийской и каррерском собрании в Венеции. В XVIII в. К. зачастую стали изготовляться из железа, иногда в роскошных формах стиля рококо; они применялись для освещения зал, улиц и площадей; в XIX в. кованое железо заменено было литым чугуном. Современное газовое освещение в связи с возрождением художественной промышленности снова придало значение К. Часто К. употреблялись и употребляются в христианских, особенно в католических церквах для алтарных свечей. В XVI и XVII вв. их приготовляли при этом из серебра, бронзы и олова, в XVIII в. стали пользоваться фарфором. Промышленность последнего времени обратила большое внимание и на этот род изделий (см. табл. Бронзовые изделия).


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:28 MSK