[ начало ] [ К ]

Картографическая техника

— различные способы, служащие для воспроизведения рукописной карты во многих оттисках. Наибольшее распространение получили гравирование на меди и камне, литографии и разные виды светописи (фотографии, гелиогравюра и фотолитография).

Гравирование на меди начинают с того, что на тщательно полированную и покрытую восковым грунтом медную доску наносят при помощи резца рамки данного листа географической карты и линии меридианов и параллелей. Затем с данной рукописной карты переводят на эту доску отдельные части карты по трапециям, ограниченным меридианами и параллелями, посредством тонкой желатиновой пластинки, на которой процарапывают иглою все контуры и втирают в процарапанные линии сухой цветной порошок. Эти контуры прорисовываются сквозь грунт на самую доску особыми стальными иглами, после чего воск удаляется скипидаром и приступают к самому гравированию при помощи грабштихелей (см. Калькирование, Гравирование). По окончании контуров на всем пространстве доски режут подписи, ситуацию и разные условные знаки. Для печатания с готовых досок — в гравюру набивается печатная краска, доска тщательно обтирается тряпкою, смоченною нашатырем (чтобы краска оставалась лишь в углублениях доски), на доску кладут лист бумаги, слегка смоченный водой и прикрываемый еще куском толстой фланели, наконец, пропускают все это между валами печатного станка. С каждой доски делается сперва один пробный оттиск; пропущенные контуры, если таковые окажутся, дополняются гравированием, а неверные места выскабливаются особым скребцом; углубление выколачивается с обратной стороны молотком на наковальне и по полученному чистому месту гравируется вновь. Печатание с гравированных досок представляет процесс весьма медленный: в один рабочий день получается не более 100 оттисков. После 3-4 тысяч оттисков гравюра, особенно по тонким линиям, настолько стирается, что дальнейшие оттиски получаются неудовлетворительными. Поэтому при весьма большом числе оттисков печатание производится не с подлинных гравированных досок, а с медных же копий, приготовляемых путем гальванопластики, причем первая копия получается с рельефным рисунком и хранится как оригинал.

Гравирование на камне легче, чем на металле, а накатывание краски и самое печатание на литографском станке производится скорее, чем с медных досок (см. Литография). Но оттиски с камня не столь отчетливы, и потому гравирование на камне применяется в К. технике для менее изящных изданий. Перевод контуров с рукописной карты на загрунтованный гумми камень исполняется подобно тому, как и на медную доску; гравирование же производится так называемыми радирными иглами (со стальными, или, еще лучше, с алмазными наконечниками). Забота гравера должна быть направлена здесь не к тому, чтобы делать глубокую входку, дающую неудовлетворительные, расплывающиеся оттиски; здесь надо лишь проскоблить, счистить верхний слой камня, пропитавшийся гумми и сделавшийся оттого не восприимчивым к краске. Перед печатанием камень обливается льняным маслом, которому дают всосаться в резьбу; затем смывают грунт и накатывают краску обыкновенными кожаными литографными вальками. В К. технике пользуются камнями не только для гравирования, но еще и для печатания с переводов, снятых с медных досок. Этим не только сберегается гравюра на доске, но число оттисков увеличивается почти беспредельно, а самое печатание ускоряется и удешевляется. Переводный оттиск с гравюры делается на особой китайской бумаге, при помощи так называемой переводной краски, главная составная часть которой есть мыло. Только что снятый, свежий оттиск кладут на чистый сухой камень, намачивают бумагу с обратной стороны и пропускают камень с бумагою под рейбером литографного станка. На камне получится рисунок карты в обратном виде; тогда камень подвергается травлению, т. е. его смачивают губкою, напитанною слабым раствором гумми и азотной кислоты, отчего вся его свободная поверхность получает свойство отталкивать краску, а контура, наоборот, — воспринимать ее. После многих оттисков можно очистить камень пемзою и сделать новый перевод. Для печатания карт в несколько красок применяется хромолитография (см.).

Простое фотографирование карт применяется только в тех случаях, когда нужно получить лишь небольшое число оттисков, потому что печатание позитивов требует довольно много времени. Но в последнее время фотография получила обширное применение в К. технике, так как при ее помощи устраняется труд гравера. Самый процесс приготовления углубленных медных досок при помощи светописи называется гемогравюрою (см. Светопись). Прежде всего приготовляется позитив на бумаге, покрытой тонким слоем желатины, пропитанной двухромокислым кали. Затем позитив размачивают в воде и прикладывают желатиновой стороной к тщательно полированной и посеребренной медной доске. Когда бумага пристанет, доска погружается в теплую воду, отчего на доске останется лишь рельефный рисунок карты из изменившейся желатины, на которую действовал свет в печатном шасси под негативом. Высушив доску и сообщив желатине электропроводность посредством натирания графитовым порошком, ее погружают в гальванопластический бак; отделив затем наращенную медную доску — получают углубленную гравюру, с которой можно печатать или просто как с гравированной доски, или с переводов.

В фотолитографии приготовляют позитив на двухроможелатинной бумаге, затем промывают его в чистой воде, отчего рисунок фиксируется на бумаге в виде светло-бурых линий из нерастворимой желатины. После этого высушенную бумагу слегка мочат с задней стороны, а на переднюю накатывают жирную краску особым бархатным валиком. Краска пристает только к контурам рисунка, так что остается положить бумагу на приготовленный литографный камень и печатать. Вместо перевода на камень можно употребить цинковую доску; такой прием называется цинкографией. — Разнообразие, сложность и дороговизна процессов, употребляемых в К. технике, объясняют, почему они применяются только в немногих учреждениях. Лучшие устроены правительством, напр. Венский географический институт, английские мастерские в Соутгамптоне, голландские в Гааге и наше К. заведение при военно-топографическом отделе Главного штаба в СПб. Из частных учреждений подобного рода пользуются заслуженною известностью фирмы Гашета в Париже, Ю. Пертеса в Готе, Ильина в СПб. и др.

В. Витковский.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:31 MSK