[ начало ] | [ К ] |
Кахановская комиссия
— Под этим названием известна особая комиссия для составления проектов местного управления, высоч. утвержденная, под председательством статс-секретаря М. С. Каханова, по докладам министра внутр. дел гр. Н. П. Игнатьева от 4 сент. и 20 окт. 1881 г. взамен существовавшей при министерстве внутр. дел с 1859 г. комиссии о губернских и уездных учреждениях. В 1880 г., во время управления гр. Лорис-Меликова, сознание неотложности общей административной реформы привело к назначению сенаторских ревизий и циркулярному предложению земским собраниям обсудить желательные улучшения в законоположениях о крестьянах. Необходимость совокупного рассмотрения сенаторских отчетов и земских ответов, затрагивавших всю систему местного управления и самоуправления, послужила ближайшим поводом к учреждению К. комиссии. В состав ее вошли ревизовавшие сенаторы (M. E. Ковалевский, С. А. Мордвинов, А. А. Половцев и И. И. Шамшин) и представители министерств (большею частью товарищи министров). Приглашение в комиссию "местных сведущих людей" и других лиц, участие которых признано будет полезным, предоставлялось председателю комиссии, по соглашению с министром внутр. дел. Комиссия должна была выработать законопроекты о преобразовании губернских и уездных административных учреждений, а также о соответственном изменении учреждений земских, городских и крестьянских. Целью преобразовательной работы поставлено было: объединение всех административных учреждений; уменьшение числа отдельных учреждений и присутствий; сокращение стеснительных формальностей; усиление разрешающей на месте власти; установление живой связи между администрацией и общественным управлением, а также точное разграничение их прав и обязанностей с определением ответственности земства. Выработанный комиссией общий план занятий, обнимавший весь строй местного управления, начиная с организации сельского общества и кончая определением отношений ген.-губернаторской власти к местным учреждениям, предусматривал возможность включения в круг суждений комиссии установлений военных, судебных, контрольных и духовных в той мере, в какой они касаются местного управления. Этот план был одобрен высоч. утвержденным 16 апр. 1882 г. журналом комитета министров, устранившим лишь из числа задач комиссии определение порядка производства дел о государственных преступлениях и вообще особых от исполнительной полиции обязанностей чинов жандармского корпуса, равно как и изменение сословных функций сословных учреждений, и указавшим на необходимость сохранения сельской общины как самостоятельной хозяйственной единицы. В том же апреле 1882 г. председатель комиссии нашел нужным организовать совещание из нескольких членов комиссии, которое, "ничего не предрешая", наметило бы общие основные начала реформ. К весне 1884 г. работа "совещания" была исполнена; выводы его были облечены в форму отдельных статей, к которым составлены объяснительные записки. Этот свод "наметок" не составлял, по словам самого "совещания", "окончательно выработанного законопроекта" и требовал "дальнейшей разработки и, главное, проверки со стороны практической применимости", но в то же время мог дать "исходные начала для дальнейшего обсуждения вопросов" и должен был "восполнить недостаток общего плана преобразования". В ноябре 1884 г. открылись заседания комиссии в усиленном составе. В качестве "сведущих людей" приглашено было 15 лиц из числа губернаторов, губернских и уездных предводителей дворянства и председателей губернских и уездных земских управ. Особенно выдавались между ними уездные предводители дворянства Пазухин и Бехтеев, из которых первый, получив после закрытия комиссии должность правителя канцелярии м-ва внутр. дел, сделался проводником в высших административных сферах стремлений и взглядов меньшинства комиссии, несколько измененных в бюрократическом духе. В усиленном составе комиссии обсуждение реформы началось с низших учреждений. "Совещание", оставляя в стороне крестьянскую поземельную общину, предлагало организовать сельское общество как мельчайшую государственно-общественную единицу и расширить личный состав его, отчасти узаконяя, отчасти допуская вступление в его среду лиц некрестьянского сословия. Волостное самоуправление она предполагала совершенно упразднить, обратив волость в территориальную административную единицу, обнимающую по образцу стана или мирового участка все население данной местности и лишенную права самоуправления и самообложения; во главе волости должен был стоять "волостель", назначаемый уездным земским собранием. Эти предположения подверглись резкой критике со стороны "местных деятелей", стоявших за сохранение крестьянского сельского общества и крестьянской волости, но требовавших установления над ними "властной руки". В среде самих "местных деятелей" преобладали два течения — чисто бюрократическое и сословно-дворянское. Оба они сходились в отрицании бессословности на низших ступенях управления, в недоверии к земству, в стремлении к созданию сильной местной, ближайшей к населению власти; расходились они в способах организации власти и замещения должностей, ею облеченных. Среди этих споров К. комиссия еще до окончания своих работ была закрыта, 1 мая 1885 г. Министерство внутренних дел взяло разработку реформы в свои руки и, отказавшись от общего преобразования всего местного управления, выработало законопроекты, послужившие основой для положения о земских начальниках, а также для положений земского 1890 г. и городского 1892 г. О предположениях К. комиссии относительно учpeждeний земских и городских см. соотв. статьи. Кахановская комиссия стоит на рубеже двух эпох нашей новейшей истории. Учреждение ее было последней попыткой завершить и объединить реформы императора Александра II; закрытие ее знаменовало собою вступление на совершенно иную дорогу. Ср. "Правительств. вестник" (1881 г., № 244, 1882 г., № 87, 103 и 140) и внутрен. обозр. в "Вестнике Европы" (1881 г. № 12, 1882 г. №№ 5 и 6, 1884 г. № 11,1885 г. №№ 5 и 10).
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:31 MSK |