[ начало ] [ К ]

Квартирный налог

в других странах существующий уже давно, в России установлен высоч. утвержд. 14 мая 1893 г. мнением Госуд. совета. Его следует считать косвенным, потому что он уплачивается со статьи или предмета расхода — на жилое помещение (квартиру), тогда как прямые налоги уплачиваются с положительного имущества или дохода. По способу взимания, однако, это налог личный, потому что им облагаются лица, занимающие квартиры, а не последние сами по себе; этими же лицами налог непосредственно и уплачивается, между тем как большинство косвенных налогов попадают в казну не прямо от их плательщиков, а через посредство производителей или продавцов облагаемых предметов потребления. Сходство К. налога с налогом подоходным заключается в том, что он взимается соразмерно величине или стоимости помещения, по которой можно до известной степени судить о величине доходов плательщиков и привлекать к обложению как бы самые их доходы. Для взимания К. налога города и поселения распределяются у нас на 5 классов, сообразно со степенью дороговизны жилых помещений. В пределах каждого класса помещения эти распределяются на разряды по их наемной цене. Для каждого разряда помещений в каждом классе установляются особые оклады налога. К первому (высшему) классу причислены только две столицы; ко II-му — 10 наиболее крупных городов [Варшава, Вильна, Казань, Киев, Кишинев, Одесса, Рига, Ростов-на-Дону, Саратов и Харьков], к III-му — 67 городов, большею частью губернских и более значительные уездные, к IV-му — 141 город, к V-му — все остальные. Размер налога сообразуется с величиной наемной платы за квартиры, причем в эту цену не включается плата за отопление и меблировку; если же отопление входит в состав наемной платы, то при определении оклада К. налога из наемной платы вычитается 5%. Наемная цена помещения, занятого самим домовладельцем или уступленного им в бесплатное пользование другому лицу, определяется по соображению с наемной платой за соответственные квартиры в той же местности. Стоимость казенных квартир приравнивается годовому окладу квартирных денег, соответственных должности занимающего квартиру лица; когда же оклад К. денег не установлен, то цена помещения признается равною 1/5 получаемого жалованья. К. налог уплачивается единовременно 15 апреля в местные казначейства или особые кассы, открываемые для этой цели. Если налог не будет внесен в течение 10 дней после назначенного срока, то на состоящую в недоимке сумму исчисляется со дня срока платежа пеня, по одному проценту в месяц. От платежа К. налога освобождаются: 1) духовенство христианских исповеданий; 2) иностранные дипломатические агенты, т. е. лица, входящие в состав посольств и консульств таких иностранных государств, в которых существует такая же льгота для русских должн. лиц. К. налог не исчисляется с помещений, занятых правительственными учреждениями, учеными, учебными и торг.-промышленными заведениями; с других помещений, не служащих исключительно для жилья; с дворцов и зданий, занимаемых членами Импер. дома; с архиерейских и монастырских домов; с пансионов и квартир общежития воспитанников учебных заведений; с приютов, богаделен и иных благотворительных заведений; с казарм (за исключением офицерских квартир); с жилищ рабочих при фабриках и заводах (за исключением квартир высших служащих); с постоялых дворов и ночлежных приютов и со всех помещений, наемная цена которых ниже размера, установленного для взимания низшего оклада К. налога в каждом из 5 классов местностей. Сверх того установлена особая льгота (не включенная в самый текст Пол. о государ. К. налоге) для штаб— и обер-офицеров и чиновников не выше VI класса, принадлежащих к строевым частям армии и флота и их управлениям: они освобождаются от платежа К. налога, если занимаемые ими помещения по своей наемной цене относятся в городах и поселениях: I, II, III и IV классов — к первым шести разрядам, а в поселениях V класса — к первым девяти разрядам. Общее в пределах губернии (или области) заведование К. налогом возлагается на местную казенную палату и губернское по К. налогу присутствие, в состав которого, под председательством управляющего палатою, входят, между прочим, городской голова губ. города и два члена, избираемых на три года городской думой губернского города. Для ближайшего ведения дела учреждены городские К. присутствия (по одному или по нескольку в каждом городе, смотря по степени его значительности), под председательством податного инспектора, из приглашаемых на один год местных квартирохозяев (большею частью — по выбору городской думы).

Оценка значения государственного квартирного налога должна быть производима не столько с чисто финансовой (фискальной) точки зрения, т. е. величины доставляемого им дохода (так как предположенная к поступлению сумма невелика — всего 4,6 млн. руб.), сколько по основной идее обложения. Побудительной причиной к введению у нас К. налога послужило то соображение, что он всего более приближается к общему подоходному налогу, так как К. плата дает некоторое представление о совокупности доходов каждого плательщика. Для лиц малосостоятельных К. расход составляет весьма значительную долю бюджета; по мере же возрастания последнего доля его, идущая на наем квартиры, постепенно уменьшается. Предполагалось поэтому, что если взимать К. налог в известном проценте к плате за квартиру и вместе с изменением этой платы изменять и процент обложения, то можно достигнуть приблизительно одинакового отношения между К. налогом и доходом всех облагаемых им лиц. Вполне согласиться с этим предположением нельзя, так как квартирная плата есть во всяком случае предмет расхода или потребления и только косвенный признак или показатель общего дохода квартиронанимателя. До известной степени, однако, этот признак может служить намеченной цели. Степень приближения при его помощи к действительности зависит, прежде всего, от правильности определения относительной дороговизны квартир. Министерство финансов старалось достигнуть такой правильности, приняв одновременно несколько оснований для своих расчетов, но едва ли избежало более или менее значительных ошибок, впоследствии, впрочем, может быть, и поправимых. Сверх того, всегда останется в силе то возражение, что расход на квартиру обусловливается отчасти произволом отдельных лиц, из которых одни предпочитают больше тратить на квартиры, другие — на удовлетворение других своих потребностей. Наем большей или меньшей квартиры состоит, далее, в связи с семейным положением нанимателей: лица, обладающие большей семьей, должны брать и большие квартиры, хотя бы доход их вовсе не был выше, чем у малосемейных. Первоначально предполагалось установить льготы по уплате К. налога для лиц многосемейных и соответственное повышение оклада этого налога для холостых или малосемейных; но это не было принято при окончательном обсуждении К. налога в Государственном совете. Губернскому или областному по К. налогу присутствию предоставлено только по ходатайству плательщика, обремененного большим семейством или находящегося в затруднительном положении вследствие тяжкой болезни, потери имущества или заработка и т. п., разрешать отсрочку и рассрочку уплаты налога на всякую сумму без начисления пени на срок не более одного года, а равно и сложение налога на сумму не свыше 50 р. Отсрочка и рассрочка платежа на более продолжительный срок и сложение налога на большую сумму могут быть допускаемы не иначе, как с разрешения министерства финансов. Оклады К. налога, согласно основной его идее, должны сообразоваться с относительной дороговизной квартир в разных местностях и прогрессивно возвышаться соответственно ценности квартир. В основу прогрессии положен следующий расчет: квартирный расход для лиц с малым доходом достигает 1/3 и даже иногда 1/2 их общего бюджета; затем это отношение постоянно падает до 1/4, 1/5, 1/6 и т. д. Самый низший размер отношения между квартирною платою и доходом квартиронанимателей определен в 2%, хотя теоретически предела понижения этого отношения нельзя даже указать. Для того, чтобы К. налог, согласно с вышеупомянутым расчетом, достигал 1% дохода квартирохозяев, квартиры ценою выше 2000 р. должны быть обложены в городах первых двух классов сбором в размере 25% со стоимости их, и даже с самых дешевых квартир следовало бы взимать К. налог в размере 5%. Такой оклад налога признан был чрезмерным, особенно вначале, а потому допущен был высший предел обложения в 10% со стоимости высших разрядов квартир в каждом классе местностей, а именно, начиная с 6000 р. в I классе, с 4500 р. во II, с 3000 р. в III, с 2400 р. в IV и с 1200 р. в V кл. В то же время установлен и различный по классам местностей низший предел К. платы, с которой должно начинаться обложение, по тому справедливому соображению, что лица, проживающие в самых дешевых квартирах, не обладают свободными излишками доходов, с которых без особого их обременения можно было бы взимать налог вообще. Минимумы К. стоимости, с которых должно начинаться обложение, сперва были предположены по 5 классам следующие: 240 р., 180 р., 120 р., 96 р. и 48 р., но при окончательном обсуждении вопроса повышены до 300, 225, 150, 120 и 60 р. В городах 1-го кл. квартиры разделены на 35 разрядов с окладом налога (не считая — что относится и к след. классам — высшего разряда, где оклад определяется % с цены квартиры) от 5 до 560 руб.; в городах II кл. — 36 разрядов, с окладом от 3 р. 50 к. до 403 р.; в городах III-го кл. — 27 разрядов, с окладом от 2 р. 50 к. до 225 р.; в городах IV-го кл. — 29 разрядов с окладом от 2 до 221 р.; в городах V-го кл. — 19 разрядов, с окладом от 1 до 101 р.

Государственный К. налог сам по себе не служит формальным препятствием к тому, чтобы города могли пользоваться правом ходатайствовать о привлечении к обложению квартиронанимателей городским К. налогом, когда это представится необходимым для городского бюджета. Но если в установлении государственного К. налога и нельзя видеть формального препятствия к введению соответственного городского налога, то фактически первый несомненно может затормозить введение последнего ввиду возможной обременительности для жителей городов двойного обложения. К. налог в виде городского сбора на местные нужды был бы уместнее и целесообразнее, чем в качестве налога государственного: казна не ждет от него значительных финансовых выгод, а для городов и незначительные новые суммы имели бы сравнительно гораздо большее значение. Кроме того, К. налог, введенный в виде городского, легче устранял бы возможные неправильности при определении относительного понятия дороговизны квартир и отношения расхода на их наем к общему бюджету плательщиков. Наконец, привлечение к платежу городского К. налога городских обывателей-недомовладельцев и неторговцев могло бы послужить основанием к обновлению и улучшению состава городского самоуправления (гласных). Нельзя не пожалеть поэтому, что города раньше не воспользовались этим источником дохода, прибегнуть к которому теперь будет во всяком случае гораздо труднее. Сравнивая русский К. налог с соответственными иностранными, следует признать, что наша форма налога имеет много преимуществ. В других государствах далеко не везде применяется прогрессивное обложение. Во Франции налог на жилища имеет до сих пор весьма грубую форму — обложения пооконного, что имеет последствием уменьшение числа окон (следоват. и света), из желания сократить сумму налога. До настоящего времени во Франции существует несколько сот тысяч жилых помещений совсем без окон и более миллиона с одним окном. И во Франции, однако, размер обложения некоторыми налогами, напр. личным и промысловым, видоизменяется сообразно величине и стоимости квартир плательщиков; в некоторых отделах промыслового налога это служит даже единственным основанием тарификации (напр. в либеральных профессиях). В других крупных западноевропейских государствах К. налог имеет почти исключительно значение в качестве налога городского или местного, государством же облагаются непосредственно в форме прямого подомового налога домовладельцы (см. Подомовый налог), что соответствует нашему налогу на недвижимые имущества в городах, посадах и местечках. См. "Положение о госуд. К. налоге с изложением рассуждений, на коих оно основано" (изд. Госуд. канцелярии, СПб., 1893).

В. Яроцкий.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:31 MSK