[ начало ] | [ К ] |
Кодификация международного права
имеет в виду устранить затруднения, встречающиеся при его применении и вызываемые, как крайним разнообразием источников, так и неопределенностью и неустойчивостью заключающихся в них норм. Ее считают одним из средств, могущих укрепить правовой порядок в отношениях между государствами. Мысль о К. международного права, высказанная впервые Бентамом, нашла отклик в законодательном собрании Франции (1792). Составленная по его поручению аббатом Грегуаром декларация о международном праве была, однако, отвергнута, по настоянию комитета общественного спасения. Вопрос о К. снова поднимается с 50-х гг. нынешнего столетия и ведет к ряду попыток К. в науке и на практике. Научные попытки К. международного права предпринимали Пародо (1851), Домин-Петрушевец (1861), Додлей-Фильд (1872), Блунчли (1878) и Фиоре (1890). Кодексы их, обнимающие все международное право, крайне субъективны (Блунчли и Фиоре особенно) и носят на себе отпечаток национальности авторов. Ввиду этого появилась мысль привлечь к совместному участию в К. научных деятелей всех стран (доклад Д. И. Каченовского в лондонском Юридическом обществе 1862 г.). Мысль осуществлена в 1873 г. основанием института международного права (см.). С той же целью организовалось другое общество, более популярное, не требующее от своих членов научного ценза — "Союз для реформы и К. международного права", — с центральным комитетом в Лондоне. Для К. международного права особенно важна деятельность института. Поняв утопичность попыток общей К., при современном состоянии международного права, институт занялся подготовительной работой — выяснением юридического сознания по отдельным вопросам и фрагментарной К. тех институтов, где соглашение между государствами уже подготовлено или легче достижимо. Кроме этой практичности своей, проекты института отличаются объективностью, представляя результат всестороннего обсуждения и взаимных уступок, часто противоположных между собой национальных взглядов и политических интересов государств (21), имеющих в институте своих научных представителей. Путем законодательства и договоров выработанные институтом положения проникают в международную практику и подготовляют почву для К. положительного (действующего) международного права. Такой К. пока нет. Название это принято, однако, применять: 1) к законодательным актам отдельного государства, заключающим в себе известный комплект норм для регулирования международных отношений; из таких актов наибольшей известностью пользуется "Полевая инструкция для федеральных войск", составленная Либером в 1863 г., по поручению правительства Североамериканских Штатов; 2) к совместной деятельности многих государств, имеющей в виду установления общих юридических норм (так называемое "международное законодательство"); сюда относятся: провозглашение свободы судоходства по международным рекам в 1815 г., установление рангов дипломатических агентов в 1815 и 1818 гг., парижская декларация о морском праве 1856 г., женевская конвенция о раненых и больных воинах 1864 г., петербургская о разрывных снарядах 1868 г., регулирование колонизаторской деятельности государств в Африке на конференциях берлинской (1885) и брюссельской (1890). С полным правом могут быть названы К. лишь две попытки, доныне еще не получившие признания, а потому представляющие лишь проекты К. Это — брюссельская декларация о законах и обычаях сухопутной войны 1874 г. и заключительный протокол гаагской конференции 1894 г., созванной для К. частного международного права. Первая не получила санкции вследствие возникших между государствами разногласий и вскоре начавшейся восточной войны, а протокол конференции в Гааге еще ждет ратификации. Неудача, постигшая К. военного права, свидетельствует о тех затруднениях, встречаемых всякой более широкой попыткой К. одного отдела международного права, а тем более общей К. всех его частей. К. должно предшествовать более тесное сближение народов, предварительное регулирование всех отдельных международных отношений общими юридическими нормами и продолжительная усиленная работа науки в направлении, указанном деятельностью института международного права. Сверх общих затруднений у К. международного права есть свои особые: различие языка и юридических терминов, антагонизм национальных воззрений и политических интересов, наконец, необходимость согласия всех государств, как при принятии кодекса, так и при всяком последующем его изменении. Ввиду этого, хотя в литературе почти всеми признается важное значение К. для установления прочного правового порядка между государствами, а равно польза и необходимость К. отдельных институтов большинство писателей (по примеру Бульмеринка, применившего к К. доводы Савиньи) считает общую К. невозможной и преждевременной, а некоторые даже нежелательной и вредной для дальнейшего свободного развития международного права (Гольцендорф, Бергбом, князь Кантакузин).
Литература. Общие руководства по международному праву, в особенности Гольцендорф, Мартенс, Даневский и граф Камаровский ("Основные вопросы науки международного права"), Маncini, "Vocazione del nostro secolo per la riforma e codifizione del Diritto delle genti"(1872); Bulmerincq, "Pra xis, Theorie u. Codification, del V.-R." (1874); Bergbohm, "Staatsverträ ge u. Gesetze, als Quellen des V.-R." (1876); Roszkowski, "De la codification du droit internat." ("Rev. de droit intern.", 1889); Незабитовский, "Новейшие проекты международного устава" (1874); князь Кантакузин — граф Сперанский, "Вопрос о кодификации международного права" ("Записки Новороссийского университета", 1876). О К. военного международного права: Lueder "Codificationsversuch auf de Gebiete des V.-R." (1874); Мартенс, "Восточная война и брюссельская конференция" (1879); О К. частного международного права: Anzilotti, "La codificazione del diritto internazionale privato" (1894); Olivi "De la codification du droit internat. priv é ("Revue de droit internat.", 1894); Никольский, "Первая и вторая конференции в Гааге по вопросу о международном частном праве ("Журнал юридического общества", 1895 г.).
В. Грабарь.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:36 MSK |