[ начало ] | [ К ] |
Коммендация
— акт (формальный контракт), устанавливавший зависимые отношения между вассалом (см.) и сеньором. Будущий вассал приближался к сеньору и протягивал к нему руки, стоя, если сеньор стоял, и становясь на колени, если сеньор сидел; сеньор брал руки вассала в свои и затем одарял его, обыкновенно конем и оружием (позднее — символической дачей одного солида). Протягивание рук означало отдачу себя в подчинение, во власть другого лица (se commendare, se tradere potestati, in vassalicum, patrocinio se commendare и т. д.); принятие рук — принятие подчинения. Согласно с этим, вассалитет устанавливал не личные, а вещно-правовые отношения между сеньором и вассалом, пожизненные и неуничтожимые без вины или согласия сеньора. Другой сеньор не мог принять к себе вассала, ушедшего без основания; если он это делал, старый сеньор мог требовать возвращения; за убийство своего вассала он мог взыскать пеню. Вторая часть обряда — одаривание, показывает, однако, что отношение К. не было отношением полного рабства или безусловной зависимости. Одаривая вассала, сеньор возвращал ему личную свободу или честь и отличал его этим от простого раба или крепостного. Отношения принимали характер нравственной зависимости, основанной на начале взаимной верности слову (fides) и благодарности одаренного. Они, поэтому, взаимны: на одной стороне обязанность защиты, на другой — помощи в определенных случаях. Поэтому, неисполнение своих обязанностей с одной стороны дает право другой отказаться от договора. Таким образом, если сеньор отказывал в защите, вассал мог его оставить. К тому же вел ряд поступков со стороны сеньора по отношению к вассалу, нарушающих нравственнее чувство верности. Иное объяснение символики, состоящее в том, что дар был сперва реальной, затем символической платой за отдачу личных услуг (рук), и что отношение имело характер, подобный обычному договору найма (Эренберг), едва ли вероятно. Соединение бенефициальных пожалований с вассалитетом произвело сближение К. с инвеститурой (см.) и несколько видоизменило самый строй акта. Протягивание и принятие рук осталось, но к нему присоединился поцелуй сеньором вассала и акт присяги; подарок коня, оружия или солида заменился передачей земли (инвеститурой), а если и сохранялся, то оружие служило только символом инвеституры. К. в этом смысле получила название homagium, hominium, по-нем. Huldo.
Ср. Ehrenberg, "Commend atio und Huldigung nach frä nk. Recht" (Веймар, 1847); Schr ö der, "Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte" (Лейпциг, 1889).
В. Н.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:37 MSK |