[ начало ] [ К ]

Коневодство и коннозаводство

— По количеству лошадей Россия занимает первое место в мире: из 60456000 (приблизительно) лошадей, а именно 32253400 в Европе, 4125400 в Азии, 656000 в Африке, 20909000 в Америке и около 1441500 в Австралии, на долю России приходится более 25000000.

На основании конской переписи 1882 г. найдено общее число лошадей в Европейской России, без Кавказа и Финляндии, более 21000000 или на 100 жителей 25,5 лошадей, в том числе в рабочем возрасте 19,3, между тем как в других европейских государствах приходится от 2 до 17 лошадей и только в Соединенных Штатах 24,3. Но это отношение лошадей к населению в Самарской, Оренбургской и Астраханской губерниях составляет 55. Самая малая цифра падает на Привислянские губернии — 16, 2 и 10,2. Данные конской переписи 1888 г., обследовавшей 41 губернию, показали, что весь конский состав этих губерний определяется в 12675657 голов и что прирост там конского населения со времени переписи 1882 г. составил 619758 голов. Эти же переписи показали, что из 100 лошадей 58,1 имеют рост в холке ниже 1 аршина 14 вершков, 28,0 — от 1 аршина 14 вершков до 2 аршин и только 13,9 — 2 аршина и выше (по переписи 1888 г. 65,4% маломерных, т. е. 1 аршин 14 вершков и ниже и 34,6% полномерных, т. е. выше 1 аршина 14 вершков). Далее, по тем же сведениям, видно, что на 6681552 кобылы приходятся 696346 жеребцов (по переписи 1888 г. кобыл 45%, a жеребцов 3,6%). Наконец, что 86,9% лошадей принадлежат крестьянскому населению.

Хотя Россия весьма богата количеством лошадей, но нельзя сказать того же о их качестве; в большинстве местностей К. ведется самым примитивным способом, отчего преобладающим типом является русская крестьянская лошадь, не удовлетворяющая своим телосложением самым скромным требованиям, предъявляемым к рабочей лошади. Но к числу ее достоинств следует отнести выносливость, неприхотливость к корму, вообще способность приспособляться к различным условиям содержания и годность одновременно и к земледельческим работам, и к перевозке на большие расстояния тяжестей, что должно быть принимаемо в расчет при выборе породы производителей для улучшения русской рабочей лошади. К числу причин, препятствующих развитию у нас крестьянского К., относятся: сравнительно небольшое число жеребцов и вообще еще меньшее число жеребцов, могущих передать приплоду соответствующее требованиям телосложение; совместная пастьба молодых лошадей различных полов, отчего происходит преждевременная случка; употребление в весьма раннем возрасте в работу; непосильный труд и в высшей степени несоответствующие гигиенические условия; частые конские падежи и т. п. В губерниях коннозаводческих — Воронежской, Орловской и Тамбовской — крестьяне занимаются производством так называемых "выкормков", по росту и складу далеко превышающих среднюю крестьянскую лошадь. Но рослые и, на первый взгляд, как будто сильные лошади, при ближайшем осмотре оказываются с переразвитыми формами тела, высшей степени неправильным поставом ног, особенно задних, сырой, дряблой мускулатурой и вообще с мало развитым аппаратом движения. Все это происходит от незнания законов подбора, и почти совершенного отсутствия движений жеребенка при выкармливании.

В Воронежской губернии по реке Битюгу разводится порода наших битюгов, происшедших, еще при Петре Великом, от смешения голландского тяжеловоза с рослыми местными кобылами. Со временем, вследствие близости завода графа Орлова, к битюгу подливалась рысистая кровь. Порода битюгов в настоящее время сильно вырождается и изменяет первоначальный тип. К числу лошадей следует отнести тип лесной лошади Севера — лошадей белорусских, литовских жмудок, клепперов, шведок, обвинок и вяток, лучшие представители которых низкорослые, но довольно быстрые и выносливые лошади. К верховому сорту местных русских пород относится: донская, киргизская, башкирская, калмыцкая, черноморская, крымско-татарская, туркменская, текинская и йомудская лошади. Все эти породы отличаются выносливостью, крепостью, довольно быстрыми движениями и, при рациональном ведении дела, могут дать прекрасный материал. Кроме названных пород в России разводится, исключительно коннозаводским путем, русская рысистая лошадь, затем чистокровная английская и арабская и западноевропейские породы тяжеловозов: ардены, першероны, клейдестали и суффольки. Разведение их ведется в конских заводах, или же, между прочим, в хозяйствах.

Самый примитивный вид завода — это содержание лошадей в табунах, где хозяин табуна не руководит подбором. Второй вид, уже более совершенный, это содержание лошадей также в табунах, но табуны эти разбиваются на более мелкие и в каждый из них назначается один жеребец — производитель на известное число маток. Остальных жеребцов, негодных по своему складу, силе и типу или холостят, или удаляют из табунов. Спаривание же в этих табунах или "косяках" произвольное, "косячное". Этими двумя способами разводятся лошади наших степей. Впрочем, за последнее время второй вид завода стал принимать более культурную форму, и производителями являются уже кровные или улучшенного вида жеребцы; самое спаривание иногда ведется ручным способом. Третий вид конских заводов — культурный, где подбор производится самим хозяином завода, сообразно с желанием развести известную породу, вид или тип лошадей. Здесь спаривание ведется исключительно ручным способом, т. е. известной породы, типа и проч. матку сводят с таким же жеребцом-производителем, причем заводчик руководствуется научными знаниями подбора, желая совершенствовать породу или образовать новую.

К. в России существовало уже издавна. Религиозные верования и обычаи славян внушали известное уважение к лошади. Славянские воины были преимущественно конные. Для земледельческих работ славяне издревле пользовались лошадью. Удельные князья имели на конюшнях большое число лошадей. В войске Дмитрия Донского насчитывалось до 150000 всадников во время Куликовской битвы. При Иоанне III в конце XV в. был основан под Москвой государственный конный завод, названный "хорошовским". Но К. того времени преследовало не улучшение породы, а содержание и сохранение купленных, преимущественно у татар, лошадей и только в XVI I I в. начали обращать на это внимание. Петр Великий в 1712 г. повелел завести конские заводы в Казанской, Азовской и Киевской губерниях и городе Астрахани. Кроме того, было приведено несколько эстонских клепперов в Архангельск и Пермскую губернию. Для улучшения породы наших рослых местных лошадей, разводимых по реке Битюгу в Воронежской губернии, выписаны голландские рабочего сорта жеребцы. После Петра I на развитие К. было обращено наибольшее внимание в царствование Анны Иоанновны: в 1739 г. открыто 10 заводов, в которых к 1 января 1740 г. числилось 4414 лошадей арабских, английских, испанских, персидских и пр. Но К. того времени носит односторонний характер: заводы преследуют одну главную цель — снабжать лошадьми кавалерию и императорские конюшни. В XIX столетии, после временного упадка К. вследствие войны 1812 г., оно быстро начинает подниматься, причем изменяется самый характер и цель его — обращается внимание на улучшение местных пород и поощряется устройство частных заводов. С 1819 г. все существовавшие заводы подразделены на придворные и военно-конские и, затем, в 1843 г., последние преобразованы в государственные и из них уже не производился ремонт полков, но все лошади предназначались исключительно для улучшения пород в государстве, для чего учреждены были, кроме того, земские случные конюшни. В этом же году учреждено особое ведомство — "Управление государственного К.". Одновременно с этими преобразованиями началось и размножение частных конных заводов, число которых выросло со 100 до 900. С 11 октября 1848 г. по 12 ноября 1856 г. "Управление государственным К." состояло присоединенным к министерству государственных имуществ, "как отрасль сельского хозяйства", затем выделено из этого министерства в самостоятельное управление, но через 17 лет — 17 апреля 1874 г. — вторично подчинено ведению министра государственных имуществ и оставалось в его заведовании до 1 июня 1881 г., когда из него было вновь образовано самостоятельное "главное управление", существующее до настоящего времени. В состав его входят: центральные учреждения — совет с канцелярией и местные — государственные конные заводы, заводские степные конюшни с отделениями и постоянные случные пункты.

Государственных конных заводов в настоящее время — 6, а именно:

1) Хреновский, Воронежской губернии, Бобровского уезда, принадлежавший прежде графу Орлову-Чесменскому, который в 1778 г. перевел его в село Хреновое, на реке Битюге, из подмосковного имения села Лосиный Остров. Здесь разведена порода русского рысака от выводного арабского жеребца и русская верховая лошадь (ср. Жеребец). Завод приобретен казной в 1848 г. и теперь (1894) в нем имеются отделения [В этом перечислении приплод для краткости, не показан.]: а) рысистое (16 жеребцов и 87 маток); б) охотниковское (1 ж. и 14 м.); в) крупнорабочего сорта иностранных пород (жеребцов: клейдесталь — 5, першеронов — 3, брабантской — 1, арденской — 5, заводских маток — 139); и г) битюгское (2 жеребца датской породы, 18 заводских маток).

2) Деркульский или старый завод, самый древний — основан в 1751 г., в 1819 г. отнесен к военно-конским, состоял из пород: датской, английской, мекленбургской, ломбардской, турецкой, персидской, арабской и орловской; потом (1864) в нем содержались сорта: шорный, экипажный, возовой, английских тяжеловозов и першеронов; в 1890 г. сюда переведен из Хреновского завода чистокровный английский рассадник и в настоящее время имеются только два отделения: чистокровно-английское (7 жеребцов, 41 заводская матка) и степное (9 жеребцов: 5 чистокровных английских и 4 полукровных).

3) Стрелецкий, основан в 1803 г.; с 1864 г. назначен исключительно для верхового сорта лошадей и при нем (1883) учреждено арабское отделение. В первом отделении: 11 чистокровно-английских жеребцов, из которых 7 выводных, 130 заводских маток и в арабском — 2 жеребца выводных и 26 заводских маток.

4) Ново-Александровский, преобразованный в 1823 г. из алексеевского, основан в 1810 г., производит верховых лошадей от соединения чистокровных английских жеребцов с матками, родившимися на других государственных заводах. В нем 11 чистокровных английских жеребцов, из коих 5 выводных, 145 маток.

5) Лимаревский, основан в 1819 г. и преобразован в 1885 г. (13 жеребцов чистокровных английских, 6 выводных и 1 полукровный, 144 заводских матки).

Деркульский, Стрелецкий, Ново-Александровский и Лимаревский заводы находятся в Харьковской губернии, Старобельском уезде, и известны под общим названием беловодских заводов.

6) Яновский, Седлецкой губернии, близ посада Янова, основан Александром I (12 чистокровных английских жеребцов, из которых 5 выводных, 59 заводских маток). Разводит чистокровных и полукровных верховых лошадей. При нем имеется заводская конюшня на 100 жеребцов.

Все эти конские заводы производят чистокровных лошадей, для улучшения же местного К. имеются случные заводские конюшни с известным количеством жеребцов, которых на время случного периода, с 15 февраля по 15 июня, разводят, по соглашению с земствами и коневодами, на случные пункты в разные уезды и местности. Содержание конюшен и жеребцов на пунктах производится на средства, отпускаемые главному управлению государственного К. В настоящее время состоят в Европейской России 21 заводская конюшня, 1 земская, 7 степных и кавказских и 2 отделения кавказских конюшен. Почти каждая конюшня имеет жеребцов на постоянных случных пунктах. Кроме заводских конюшен имеются еще отдельные постоянные случные пункты.

I. Заводские конюшни со степными и кавказскими:

Число и сорт жеребцов

Чистокровных

Верховых

Рысистых

Рабочих

ВСЕГО

Починковская (Нижегородской губернии, Лукояновского уезда, заштатный г. Починки)

Ярославская (Ярославской губернии, Рыбинского уезда, село Петровское)

Елисаветградская (Херсонской губернии, г. Елисаветград)

Хреновская (Воронежской губернии, Бобровского уезда, село Хреновское)

Яновская (Седлецкой губернии, Константиновского уезда, посад Янов)

Полтавская (г. Полтава)

Екатеринославская (Екатеринославской губ., Славяносербского уезда, хутор

Штейндорф)

Каменец-Подольская (Подольской губернии и уезда, местечко Балин)

Смоленская (г. Смоленск)

Тамбовская (г. Тамбов)

Харьковская (г. Харьков)

Киевская (Киевской губернии, Таращанского уезда, село Скибинцы)

Саратовская (г. Саратов)

Уфимская (г. Уфа)

Тверская (г. Тверь)

Рязанская (Рязанской губернии и уезда, село Стенькино)

Курская (г. Курск)

Лифляндская (именье Зассенгоф, близ Риги)

Вятская (г. Вятка)

Владимирская (Владимирской губернии, Суздальского уезда, посад Гавриловский)

Московская (г. Москва)

Виленская (г. Вильно)

Тургайская (Тургайской области, Илецкого уезда, урочище Истай-Уткуль)

Оренбургская (г. Оренбург и участок бывшего михайловского конского завода, по реке

Бердянке, Тургайской области, Илецкого уезда)

Кустанайская (г. Николаев, Тургайской области)

Донская (преобразованная из донского отделения екатеринославской заводской

конюшни)

Терская (возле села Абашова, Терской области Нальчинского округа)

Тифлисская (г. Тифлис)

3

11

3

12

13

 

6

3

2

4

5

1

3

3

2

7

1

 

3

 

7

26

13

5

66

5

78

43

 

23

49

1

31

38

1

4

2

1

23

4

9

250

 

101

327

 

52

23

32

46

3

11

48

10

18

 

6

2

38

19

18

6

27

24

35

31

22

13

7

26

9

26

 

 

4

67

2

19

55

28

 

16

16

24

52

21

15

32

30

25

30

36

16

40

30

1

25

 

 

5

121

5

107

111

100

102

 

51

70

65

71

74

64

60

59

62

62

61

55

51

56

12

67

251

 

104

327

 

59

49

54

ИТОГО

128

1148

449

585

2410

II) Постоянные случные пункты: в Астраханской губернии: 2 ж. (верховой и полукровный); Виленской: 1 ж. (верховой); Вологодской: 2 ж. (полурысистый и першерон); Воронежской: 2 ж. (рысистые); Вятской: 3 ж. (рабочие и рысистые); Гродненской: 2 ж. (рысистый и полукровный); Дагестанской области: 2 ж. (арабо-английский и полукровный); Области Донского Войска: 1 ж. (чистокровный); Калужской: 1 ж. (рабочий); Киевской 3 ж. (рысистые и чистокровный английские); Ковенской: 4 ж. (полукровные и верховые); Костромской: 4 ж. (рысистые полупершерон, ардено-першерон и тяжеловоз); Курской: 1 ж. (рысистый); Ломжинской: 1 ж. (полукровный); Лифляндской: 5 ж. (верховые и рысистые); Минской: 3 ж. (верховые и рысистые); Московской: 8 ж. (рысистые, рабочие и першерон); Орловской: 10 ж. (рысистые, тяжеловоз, полукровные и рабочие); Полтавской: 1 ж. (рысистый); Псковской: 18 ж. (рысистые, першерон и рабочие); С.-Петербургской: 3 ж. (рысистые); Пермской: 3 ж. (рабочие и рысистые); Саратовской: 1 ж. (полукровный); Тамбовской: 2 ж. (рысистый и рабочий); Тверской: 2 ж. (финской породы и рысистый); Тульской: 1 ж. (рысистый); Тургайской области: 1 ж. (полукровный); Уфимской: 2 ж. (рысистые); Черниговской: 7 ж. (верховые, рысистые, першерон и финской породы) и Эстляндской: 3 ж. (верховые и полукровные).

III) Частные конные заводы, по переписи 1888 г.: в Петербургской губернии — 6 заводов с 10 ж. и 50 м. Самые большие в селе Знаменке, Петербургского уезда, великого князя Николая Николаевича, с 2 ж. и 14 м. арденской породы, и Лужского уезда, П. А. Бильдерлинга, с 1 ж. и 12 м. той же породы. Новгородской губернии — 3 завода с 10 ж. и 60 м. Наибольший — рабочих лошадей Готского Даниловича, Старорусского уезда: 4 ж. и 25 м.; другие два рысистые — Богдановича, Кирилловского уезда, и в городе Череповце "Любецкий". Псковской губернии — 11 заводов с 25 ж. и 1 50 м. Самый крупный — Порховского уезда, графа С. А. Строганова — с 8 ж. и 40 м. рысистые и верховые английские. Лифляндской губернии — 62 завода со 100 ж. и 650 м., сорты: верховые, упряжные и рабочие (около ¼ заводов). Эстляндской губернии — 18 заводов с 25 ж. и 190 м. Более крупные: графа Унгер-Штенберга Валкского уезда (упряжные, верховые и рабочие арденской породы), Вирляндского уезда графа Нирода (чистокровные английские.). Курляндской губернии — 14 заводов с 10 ж. и 150 м.: верховые, рысистые и рабочие. Крупнейший Грабинского уезда, барона Нольде, с 4 ж. и 25 м. рабочие. Газенпотского уезда, зав. рабочие графа И. И. Воронцова-Дашкова. Виленской губернии — 25 заводов с 50 ж. и 240 м. Крупнейшие: Грабовского, Лидского уезда, имения Можейково с 45 м. (верховые и упряжные) и графов Плятеров того же уезда, имения Лужки и Бошня, с 20 м. (верховые и рысистые). Витебской губернии — 7 заводов с 20 ж. и 80 м. Более крупные: Володковича, Лепельского уезда, имения Иванск, с 6 ж. и 20 м.: верховые и рабочие; барона Корфа, имения Крейцбург, с 7 ж. и 18 м.: крупные и упряжные, и Писарева, село Константиново: рысистые. Гродненской губернии — 19 заводов с 40—50 ж. и до 300 м.: упряжные и верховые, английской и арабской пород. Самый крупный графа Волловича, Белостокского уезда, имения Крживсясеновка — 5 ж. и 40 м. чистокровной арабской и английской и помесь русского рысака с английским. Скаковые заводы: Урсина-Немцевича, О'Бриен-де-Ласси и Глазера. Сувалкской губернии — 7 заводов с 30 ж. и 200 м., верховые. Наиболее крупные: барона де-Кейделя, Владиславского уезда, имения Гелкудишки-Низшие: 10 ж. и 80 м. верховые и упряжные и Гейштора: 4 ж. и 50 м. Ковенской губернии — 3 завода: 70 ж. и 350 м. Наиболее крупные: князя Огинского, Россиенского уезда, имения Ретово — 18 ж. и 4 3 м. верховые, упряжные и рабочие, есть чистокровные производители жмудской породы; г. Бурбо, Ковенского уезда, с 5 ж. и 32 м. верховые, упряжные и рабочие. Минской губернии — 24 завода с 40 ж. и 250 м., рабочие (около 2/3). Самый крупный — князя Радзивилла Слуцкого уезда, имения Маньковичи, с 5 ж. и 30 м., чистокровные арабские. Могилевской губернии — 5 заводов с 10 ж. и 50 м. Более крупный Кожина, Быховского уезда: 3 ж. и 12 м. Варшавской губернии — 15 заводов с 45 ж. и 200 м. Наибольшие братьев Кроненберг (скаковые и першероны) и г. Мысоровича — верховые. Калишской губернии — 4 завода с 15 ж. и 80 м. Более крупный В. Воджинского, Ленчицкого уезда: 4 ж. и 20 м., скаковые. Келецкой губернии — 10 заводов с 20 ж. и 120 м., английские и арабские. Наибольшие графа Потоцкого и Попеля, где арабская, англо-арабская и нормандская породы. Люблинской губернии — 21 завод с 4—5 ж. и 385 м. Более крупные: графа Грабовского, графа Замойского и Бобровского. Петроковской губернии — 5 заводов с 5 ж. и 31 м. Плоцкой губернии — 4 завода с 16 ж. и 88 м. Наибольший графа Красинского с 10 ж. и 42 м. чистокровные английские и арабские. Радомской губернии — 15 заводов с 28 ж. и 245 м. Более крупный: С. А. Городынского с 3 ж. и 32 м., упряжные и рабочие. Седлецкой губернии — 8 заводов с 15 ж. и 95 м. верховые и, отчасти, шорные. Наибольшие: графа Л. А. Красинского и графа Замойского; английские и арабские. Волынской губернии — 30 заводов с 100 ж. и 500 м. Выдающиеся: Заславлского уезда князя Сангушко, местечко Славута: 10 ж. и 50 м.; графини Потоцкой, село Антонины, 20 ж. и 100 м. и князя Любомирского, г. Ровно, преимущественно английские и арабские, а также рысистые и тяжеловозы. Киевской губернии — 43 завода с 150 ж. и 1200 м. Более известные: графа Ржевуского (верховые), графов Браницких (арабские и рабочие — першероны), князя Дыховского (чистокровные английские), графа Тышкевича (арабские и смешанной породы), Мясникова (рысистые), Красовского (верховые и упряжные), Чаплина, Ф. Гурковского (арабские и смешанной породы) и Гудима-Левковича (рысистые). Подольской губернии — 109 заводов с 300 ж. и 2650 м. Наибольшие: Э. С. Манковского (упряжные и рабочие) Ямпольского уезда, князя Сангушко (арабские), И. М. Хелминского, В. У. Регульского и М. Л. Подгорского (упряжные и рабочие), Новоушицкого уезда, Е. Т. Регульского (арабские и упряжные), Брацлавского уезда, Ф. А. Недзельского (верховые), Балтского уезда, графа А. С. Потоцкого (верховые, упряжные и рабочие), Гайсинского уезда, Ф. И. Казимира и А. Г. Садовского (верховые и упряжные). Подольского уезда Полтавской губернии — 195 заводов с 434 ж. и 3493 м. Наиболее крупные: великой княгини Екатерины Михайловны, местечко Карловка, и великого князя Михаила Николаевича, село Цыглеровка Константиноградского уезда: верховые и упряжные; великого князя Дмитрия Константиновича, Миргородского уезда: 6 ж., 82 м. и 100 приплода (рысистые); князя А. В. Барятинского, Золотоношского уезда (верховые и упряжные); М. П. Мазаракия, Роменского уезда (верховые и рабочие) — ныне распродан; Н. П. Леонтовича, Лубенского уезда (верховые и упряжные); В. Н. Гана, Кобелякского уезда (верховые и рабочие); А. М. Варшавского, Кременчугского уезда (верховые и рысистые); Л. Г. Милорадовича, Пирятинского уезда (верховые и упряжные); М. Л. Гербановского, того же уезда (верховые и рабочие); князя Кантакузен, И. И. Капниста, М. П. Позена и А. П. Родзянко, Хорольского уезда (верховые и упряжные); князя Е. В. Кочубей, Полтавского уезда (рабочие-арденские). Во всех этих заводах содержится от 3 до 10 ж. и от 40 до 70 м. Курской губернии — 164 завода с 430 ж. и 2800 м. Значительнейшие: князя И. В. Мещерского, Фатежского уезда — 6 ж. и 100 м. (тяжеловозы); С. Б. Блохина Льговского уезда — 6 ж. и 79 м. (рабочие); А. Л. Черепова, Путивльского уезда — 8 ж. и 61 м. (верховые и упряжные); братьев Н. П. и В. П. Коробковых: 2 завода Корочанского уезда — 35 м. (рысистые), Староосколского уезда — 8 ж. и 50 м. (упряжные и верховые); графа К. П. Клейнмихеля, Обоянского уезда — 5 ж. и 55 м. (рысистые); Г. Л. Баркова, Щигровского уезда — 7 ж. и 47 м. (тоже); П. И. Крюкова, Льговского уезда — 6 ж. и 40 м. (тоже). Харьковской губернии — 88 заводов с 210 ж. и 1590 м. Более крупные: Кочина, Купянского уезда — 6 ж. и 40 м. (рысистые); графа В. А. Гендрикова, Волчанского уезда — 7 ж. и 42 м. (упряжные); графа Рибопьера, Изюмского уезда — 10 ж. и 52 м. (кровно-рысистые) и В. Г. Лихоносова, Старобельского уезда — 3 ж. и 60 м. (верховые и упряжные). Черниговской губернии — 64 завода с 100 ж. и 700 м. Замечательнейшие: Белозерского, села Гирявка, Конотопского уезда с 4 ж. и 52 м. (упряжные) [В губерниях Курской, Воронежской, Харьковской, Полтавской и Черниговской много мелких крестьянских заводов.]. Воронежской губернии — 196 заводов с 600 ж. и 5000 м., а именно: Воронежского уезда: 37 заводов (рысистые и битюги). Более крупные: Е. П. Тулиновой — 7 ж. и 53 м. — рысистые и 2 ж. и 10 м. — битюги; М. М. Шуриновой — 7 ж. и 72 м. (верховые); Н. А. Богданова — 3 ж. и 30 м. (рысистые); Коротоякского уезда — 23 завода (битюги); Землянского уезда — 24 завода (рысистые и рабочие); более крупные: М. В. Оболенского 6 ж. и 40 м. и С. А. Тарасова 2 ж. и 70 м.; Бирюченского уезда — 5 заводов (рысистые и упряжные); Новохоперского уезда — 17 заводов: М. И. Раевского 6 ж. и 57 м. и г. Раевского — 3 ж. и 71 м.; Нижнедевицкого уезда — 4 завода (рысистые и упряжные); Бобровского уезда — 47 заводов, главнейшие: великого князя Николая Николаевича — 7 ж. и 66 м. (рысистые и верховые, ардены); князей Орловых — 5 ж. и 53 м. рысистые, и 5 ж. и 35 м. верховые; Валуйского уезда — 2 завода, крупный — графини Паниной (15 ж. и 85 м., рысистые); Острогожского уезда — 28 заводов, главнейшие: В. Н., И. Н. и П. Н. Тевяшовых — 46 м. (тяжеловозы и полукровные рысистые); Плотицыных — 9 ж. и 43 м. (кровно-рысистые), Черткова 3 ж. и 70 м. (рабочие); Павловского уезда — 3 завода. Тамбовской губернии — 167 заводов с 500 ж. и 5000 м., а именно: Козловского уезда — 37 заводов; крупнейшие: Спиридонова — 7 ж. и 65 м. (рысистые), Рымарева — 7 ж. и 60 м. (рабочие), Любощинского — 4 ж. и 42 м. (тоже), В. А. Ознобишина — 3 ж. и 40 м. (рысистые); Липецкого уезда — 10 заводов; главнейшие Сатиной — 2 ж. и 40 м. (рабочие); Кирсановского уезда — 14 заводов, наибольший Сатиной 2 ж. (рысистые) и 42 м. (упряжные); Усманского уезда — 30 заводов, значительнейшие: Павлова — 2 ж. и 4 6 м., князя Вяземского — 16 ж. и 44 м., Веньяминова — 2 ж. и 46 м., Андреевых — 4 ж. и 48 м. и Головина — 4 ж. и 60 м.; Моршанского уезда — 10 заводов, крупные: Г. А. Черткова — 6 ж. и 60 м. (рысистые), В. И. Романович — 10 ж. и 70 м. (тоже); Тамбовского уезда — 26 заводов, главнейшие: герцога Лейхтенбергского — 9 ж. и 132 м. (рысистые, скаковые и арденские); Лебедянского уезда — 5 заводов; Спасского уезда: Жукова — 3 ж. и 6 м. (верховые), 32 м. (рысистые), 17 м. (упряжные) и 17 м. (рабочие);. Шацкого уезда — 1 завод, Борисоглебского уезда — 29 заводов. Орловской губернии — 108 заводов с 300 ж. и 2000 м., а именно: Крамского уезда — 6 заводов; наибольший М. А. Торопова — 5 ж. и 40 м. (упряжные); Елецкого уезда — 40 заводов, главнейшие: А. А. Стаховича — 7 ж. и 72 м. (рысистые и английские скаковые); Шамшина — 5 ж. и 68 м. (рысистые); Малоархангельского уезда — 8 заводов, наибольшие: А. В. Мацнева — 6 ж. и 59 м. (рысистые), В. А. Стаховича — 6 ж. и 60 м. (тоже); Севского уезда — 10 заводов, крупнейшие: князя М. М. Голицина — 5 ж. и 45 м. (рабочие) и 6 ж. и 35 м. (чистокровные рысистые). Рязанской губернии — 100 заводов с 300 ж. и 2000 м.; главнейшие: Рязанского уезда — П. П. Фон-Дервиза, Мерхелевича и Казначеева, Спасского уезда — общинный и Кожина; Сапожковского уезда — Шиловского, князя Меньшикова и Колюбакина; Михайловского уезда — Коробьина, Мерхелевича и Кученева; Раненбургского уезда — Стаховича, Ознобишина и Битко. Тульской губернии — 59 заводов с 150 ж. и 2000 м. Более крупные: И. Н. Шатилова, Новосильского уезда — 1 ж. и 20 м. (верховые) и 5 ж. и 34 м. (рабочие: першероны и ардены) и Ф. А. Свечина — 4 ж. и 20 м. (рысистые), 1 ж. и 10 м. (верховые) и 2 ж. и 50 м. (рабочие). Калужской губернии — 19 заводов со 50 ж. и 400 м.; крупнейшие: Каншина, Калужского уезда — 4 ж . и 31 м. (верховые.), Д. Р. Курносова, Боровского уезда — 3 ж. и 27 м. (рысистые), 7 м. (упряжные) и 32 м. (рабочие) и А. Н. Домогацкого, того же уезда — 3 ж. и 30 м. (упряжные) и 1 ж. и 10 м. (рабочие). Московской губернии — 21 завод с 61 ж. и 306 м.; более известные: Н. П. Шилова — Можайского уезда, М. Г. Сушкина — Волоколамского уезда и М. С. Мазурина — Московского уезда. Смоленской губернии — 46 заводов со 132 ж. и 623 м.; главнейшие: Н. Л. Лесли и С. Я. Реада, Ельнинского уезда, наследников Энгельгардта, Смоленского уезда, Рошфора, М. Я. Константиновича и графа А. Д. Шереметева, Сычевского уезда. Тверской губернии — 16 заводов с 28 ж. и 137 м.; более известные рысистые заводы: П. В. Неронова Калязинского уезда, князя П. Я. Гагарина, Ржевского уезда и В. В. Лонгинова, Вышневолоцкого уезда. Ярославской губернии — 25 заводов с 15 ж. и 270 м.; значительнейшие: А. Я. Дедюлина, Н. И. Сабанеевой, М. И. Теляковской, Романо-Борисоглебского уезда, С. М. Селефонтова, Мышкинского уезда и Е. В. Транского, Рыбинского уезда (на них 2—4 ж. и 9—19 м.). Нижегородской губернии — 41 завод со 136 ж. и 1014 м.; более крупные: маркизы А. Ф. Монтеземало, Лукояновского уезда — 10 ж. и 71 м. (рысистые и рабочие), Н. И. Приклонского, Сергачского уезда — 5 ж. и 54 м. (верховые англо-арабские и рабочие башкирские); из рысистых более известны: Д. И. Панютина и М. В. Столыпина, Лукояновского уезда. В остальных губерниях по конской переписи 1882 г. состояло частных заводов: Астраханской губернии, Астраханского и Енотаевского уездов — 4 завода с 12 ж. и 71 м. Бессарабской губернии — 55 заводов со 162 ж. и 1648 м. (верховые, рабочие и упряжные). Вологодской губернии — 1 завод с 2 ж. и 12 м. Вятской губернии — 3 завода с 3 ж. и 51 м. Екатеринославской губернии — 138 заводов с 36 6 ж. и 3345 м.; около 1/4 заводов упряжные, 1/4 рабочие, 1/10 верховые, остальные верховые и упряжные. Казанской губернии — 15 заводов с 49 ж. и 319 м. Костромской губернии — 11 заводов с 18 ж. и 99 м. (упряжные, преимущественно рысистые). Оренбургской губернии — 2 завода с 31 ж. и 300 м. (упряжные и верховые). Пензенской губернии — 79 заводов с 237 ж. и 1439 м. (рысистые и верховые). Пермской губернии — 16 заводов с 54 ж. и 258 м. (упряжные и рабочие). Самарской губернии — 47 заводов с 273 ж. и 2232 м. (различных пород). Саратовской губернии — 87 заводов с 257 ж. и 1782 м. (рысистые около 3/5 всего числа, упряжные и рабочие). Симбирской губернии — 59 заводов со 176 ж. и 1174 м. (рысистые, упряжные и рабочие). Таврической губернии — 164 завода с 309 ж. и 403 2 м. (около 40% смешанного — верховые с упряжными и рабочими, 10% — верховые, остальные — упряжные и рабочие). Уфимской губернии — 35 заводов с 107 ж. и 708 м. (рысистые, упряжные и рабочие). Херсонской губернии — 274 завода с 453 ж. и 6965 м. (около 2/5 — верховые с упряжными и рабочими, около 1/4 рабочие, остальные — верховые и упряжные).

В донском частном коннозаводстве к 1 января 1894 г. было 77 заводов с 1452 ж., 19180 м. и 30571 приплода. Калмыцких заводов — 9 с 80 ж., 1098 м. и 1182 приплода. Наиболее крупные: князя Меньшикова — Хансульский (2 чистокровных ж., 1 арабский), 2 Ново-Александровских завода и 19 донских; А. П. Кульгачева — 25 ж. и 473 м. (25 косяков); Леонова — 6 ж. и 65 м. для ручной случки и 6 ж. и 124 м. степных, в 5 косяках; графа Платова, А. С. Кузнецова — 14 ж. (2 казенных) и 178 м.; великого князя Николая Николаевича — 22 ж. (4 казенных) и 389 м.; А. Д. Сопрунова — 36 ж. и 441 м., Я. О. Королькова — 32 ж. и 483 м., Ф. О. Королькова — 23 ж. и 316 м. и А. Г. Жеребкова. В восточной части: Т. Г. Пешванова — 21 ж. и 309 м., Воеводина — 26 ж. и 434 м., И. Н. Подкопаева — 33 ж. и 488 м., Копникова — 34 ж. и 424 м., В. З. Могушова — 10 ж. и 120 м., князя Меньшикова (Чекалдинский) — 43 ж. и 676 м., Баздренковой — 27 ж. и 395 м., А. С. Пешванова — 27 ж. и 452 м. и М. А. Курочкиной — 22 ж. и 316 м. Калмыцкие заводы: Даржи Бадьминова — 15 ж. и 152 м., Сакжи Бакбушова — 9 ж. и 121 м. и Лавги Сангинова — 12 ж. и 150 м.

Вывоз лошадей из России за границу сравнительно очень невелик; так, в 1892 г. вывезено всего 61568 голов на сумму 5 млн. руб. по европейской границе и 5200 голов на 125000 руб. по азиатской. Если сравнить это с экспортом некоторых западноевропейских государств, например, Дании и Швеции, вывозящих до 1/10 всех своих лошадей, то наш вывоз должен был бы доходить до 2½ млн. голов.

Литература. "Конская перепись 1882 г." (издано главным управлением государственного коннозаводства, 1884); "Коневодство и перевозочные средства Европейской России" (по данным военно-конской переписи 1888 г.); Д. Дубенский, в "Военном Сборнике" (№№ 1—7 и 9, 1890 г. и № 2, 1891 г.); "Памятная книжка по главному управлению государственного коннозаводства на 1894 г."; И. Мердер, "Исторический очерк русского коневодства и коннозаводства" (1868); "Журнал коннозаводства" (1894 г., № 1); "Донские заводы Н. Ильина"; "Книга рысистых лошадей в России с определением чистокровности" (составлена И. Ладыгиным по поручению главного управления государственного коннозаводства); "Заводская книга русских рысаков" и "Заводская книга чистокровных и скакавших лошадей в России" (составлено по распоряжению главного управления государственного коннозаводства).

А. Соколов.


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:37 MSK