[ начало ] [ К ]

Корабль, морское судно

в общем смысле — название всякого морского судна больших размеров. Деревянный парусный К. Для ознакомления с названиями, встречающимися в дальнейшем изложении, рассмотрим деревянный парусный К. ХIХ века (фиг. 1).

Фиг. 1.

Для своего передвижения К. пользуется силой ветра; с этой целью К. снабжается системой парусов, расположенных на трех вертикальных мачтах (1-я от носа — фок-мачта А; 2-я — грот-мачта Б; 3-я — бизань-мачта В и одна, наклонная, на носу К., бушприт Г). Паруса крепятся к горизонтальным поперечным деревьям, подвешенным на различной высоте мачт (реяма) к наклонным деревьям, назыв. гафелями (б) и к снастям (в), веревкам, протянутым между мачтами. Первые паруса называются прямыми, вторые и третьи — косыми. Для управления парусами на мачтах делаются площадки, назыв. марсами (г), расположенными в местах соединения частей мачт (последние, вследствие их большой высоты, делались составными). Все деревянные части, относящиеся к парусности К., назыв. рангоутом; все же веревки, служащие для укрепления рангоута, парусов и т. д., носят название такелажа (подробности — см. Такелажное дело, Рангоут, Оснастка). Корпус К. строился из дерева; в основании корпуса располагается продольный брус (из нескольких по длине частей), называемый килем (табл., фиг. 1 и 9, а). К нему, для образования носовой и кормовой грани К., приделываются: форштевень (б) и ахтерштевень (в); к последнему привешивался руль (г). К килю прикрепляются поперечные деревья, изогнутые по форме судна, называемые шпангоутами (д, табл. фиг. 9). Остов К., составленный из киля, штевней и шпангоутов (ребер К.), обшивается снаружи деревом, образующим непроницаемую для воды оболочку К. (наружная обшивка). Стенка судна, образованная из шпангоутов и обшивки, назыв. бортом К. (левым или правым, смотря в нос). Шпангоуты по высоте соединяются поперечными брусьями (бимсами), на которых настилается деревянный помост, палуба (соответствует полу в домах). На табл. фиг. 9, показано поперечное сечение К., по середине длины; так как судно симметрично относительно плоскости, проходящей через середину киля и штевней (диаметральной плоскости), то на фигуре показана лишь одна половина сечения. Сообщение между различными палубами производится с помощью лестниц (тpапов), над которыми в палубы прорубается отверстие для прохода (сходный люк). Свет проникает в межпалубное пространство через толстые круглые стекла в борту, называемые иллюминаторами (бортовыми). Для освещения же помещений, не прилегающих к борту, вставляются в палубу толстые матовые стекла (палубные иллюминаторы) или же прорубается в палубе люк, который закрывают стеклянной крышкой (светлый люк). Помещения ниже гpузовой ватерлинии (линия уровня воды на К. с полным грузом) освещались масляными фонарями и лампами, также как и весь К. ночью.

.

КОРАБЛЬ.

Объяснение фиг. 1 и 9 — см. в тексте.

2 и 3. Боковой разрез эскадренного броненосца (1 — нос; 2 — корма). А — верхняя палуба. Б — батарейная палуба. В — жилая палуба. Г — нижняя палуба. Д — палуба над казематом для башен 12-дюймовых орудий. Е — мостик. 1) клюзы, 2, 3) светлые люки, 4) помещение для лап якоря, 5) битеньги, 6) трап, 7) вентиляторные трубы, 8) труба для вспомогательного котла, 9) вспомогательный котел, 10) бортовые иллюминаторы, 11) минные пушки, 12) паровая машина для поворачивания шпиля, 13) котлы (главной машины), 14) вход в крюйт-камеру 12-дюймовых орудий, 15) крюйт-камера 12-дюймовых орудий, 16) крюйт-камера 6-дюймовых орудий, 17) труба для подачи снарядов и зарядов в башню. 18) паровая машина для поворачивания штурвала (рулевая машина).

4 и 5. План батарейной палубы (5 — нос; 4 — корма), 1) стопора Легофа (для задерживания цепного каната), 2) якорь, лежащий лапой на 3 (дубовой) якорной подушке, 3) трап, 4) палубные клюзы (отверстия для цепного каната), 5) камбуз для команды, 6) погоны (рельсы) под роульсами (роликами) станков 6-дюймовых орудий, 7) шпиль для швартовых, 8) битеньги, 9) бортовые иллюминаторы, 10) брашпили (низкие шпили).

6. Поперечное сечение в средней части. 1) котел (главной машины), 2) вспомогательный котел (для вспомогательных машин — рулевой, шпилевой и т. д.), 3) дымовые ходы, 4) дымовая труба, 5) вентиляторная труба, 6) мостик, 7) верхняя палуба, 8) батарейная палуба, 9) жилая палуба, 10) нижняя палуба, 11) угольная яма, 12) внутренняя обшивка, 13) междудонное пространство, 14) наружная обшивка, 15) броня, 16) бортовая переборка, 17) переборка, 18) переборка угольных ям.

7. Поперечное сечение в носовой части. 1) крюйт-камера 12-дюймовых орудий, 2) водяной трюм (цистерны для пресной воды), 3) минная мушка, 4) броня, 5) 6-дюймовое орудие, 6) сходные люки (трап не показан).

8. Поперечное сечение в кормовой части. 1) машинный светлый люк, 2) кожух для машинного люка, 3) машина, 4) ось вала машины, 5) холодильник, 6) машинный фундамент, 7) коридор (бортовой) за броней (между броней и бортовой переборкой), 8) броня.

На изображенном К. (фиг. 1 и 9 таблицы) — пять палуб: самая верхняя, открытая палуба (I) носит название верхней палубы (квартеp-дек); вторая, третья и четвертая — батapейные палубы, имеющие особые названия: гон-дек (IV), мидель-дек (III) и опер-дек (II). К., имевший три батарейные палубы, назывался трех-дечным К. Ниже гон-дека помещалась палуба с названием кубрика (V) или жилой палубы (орлоп-дек). Пространство между килем и самой нижней палубой носит название трюма (VI). Последний разделен на отдельные помещения перегородками, горизонтальными (платформами) и вертикальными (переборками). В трюме находились следующие помещения (таб. фиг. I): 1) арсенал — в нем хранились все запасные артиллерийские вещи, принадлежности орудий, станков и пр.; 2) крюйт-камера — помещение для пороха; 3) бомбовый погреб — помещение для снарядов (ядер, бомб, гранат и т. п.); 4) угольная яма — помещение для угля; 5) водяной трюм — с цистернами для пресной воды; 6) помещение для запасного такелажа; 7) канатный ящик для якорных канатов; 8) отделение для сухой провизии — крупы, гороха, муки и т. п.; 9) льяло — место, куда стекает вода, накопившаяся в судне; сюда проходит помпа для ее выкачивания; 10) отделение для мокрой провизии (бочки с солониной, маслом, капустой, уксусом и вином); 11 и 12) вторая крюйт-камера и бомбовый погреб; 13) капитанские и офицерские погреба для провизии; 14) брот-камера — для сухарей. Помещения на кубрике: 15) малярная каюта (каюта — тоже, что и комната) с принадлежностями для окраски К.; 16) шкиперское отделение — в нем находились все мелкие вещи судового хозяйства — предметы, необходимые для производства судовых работ, исправлений, поддержания опрятности на К., освещения и т. д. 17) ящики (рундуки) для чемоданов команды К.; 18) камбуз (печь) для печения хлеба; 19) парусная каюта — для запасных парусов; 20) помпа; 21) каюты для офицеров, доктора и священника. Люки, ведущие из кубрика в трюм, носят название, смотря по своему месту: в носу — фор-люк, у грот-мачты — грот-люк; в корме — ахтеp-люк. На батарейных палубах по бортам размещалась судовая артиллерия, для чего в бортах делались отверстия (пушечные порта — α), закрывавшиеся во время непогоды особыми ставнями; 22) клюзы (отверстия в бортах, обделанные чугунными муфтами) для прохода якорных канатов; 23) битеньги, вертикальные брусья, за которые закрепляется канат после того, как якорь отдан (брошен в воду); 24) шпиль — вертикальный ворот для подъема якоря; 25) pумпель — рычаг для поворачивания руля; посредством системы приводов румпель поворачивается при вращении штурвала — колеса с ручками, находящегося на верхней палубе (34); 26) лазарет, при нем аптека и лазаретный камбуз (27); 28) шпиль для швартовов [Швартов — канат, привязывающий К. к пристани.] и буксиров [Буксир — канат, при помощи которого одно судно ведет за собой другое.]; 29) офицерский буфет; 30) офицерские каюты по бортам; посредине кают-кампания — зал и столовая для офицеров; 31) камбуз для команды (с плитой для офицеров); 32) каюты адмирала. Верхняя палуба от бушприта до фок-мачты называется баком; от фок- до грот-мачты — шкафутом; от грот-мачты до бизань-мачты — шканцами; от бизань-мачты до кормы — ютом. На баке помещаются с бортов приспособления для подъема и установки якорей (см. Якорь). На шкафуте посредине К. находятся ростры (запасной рангоут), над которыми устанавливаются большие из судовых шлюпок: баркас (33), полубаркас. Шканцы считаются почетным местом на К., где собираются командир и офицеры во время различных церемоний, смотра и т. д. На юте помещаются: 34) штурвал; 35) штурманская рубка (каюты на верхней палубе носят название "рубка") — на ней карты и различные инструменты кораблевождения; назначается для дежурного (вахтенного) штурмана; 36) каюты командира К. (капитана). Верхняя палуба обнесена кругом легким бортом, называемым фальшбортом, который в местах установки пушек имеет порты, такие же, как и на батарейных палубах. Для отвода воды, появившейся на палубе от дождя, брызг волн и т. п. в борте делаются отверстия, называемые шпигатами. Над ютом и баком иногда устраиваются еще частные палубы, простирающиеся от штевней не дальше первой от оконечности мачты. Такие палубы называются: в корме — полуютом, в носу — полубаком (фор-кастель). На шканцах для вахтенного (дежурного) офицера имеется мостик — возвышенная площадка во всю ширину К. Для входа на судно на шканцах же с обоих бортов делаются вырезы в фальшборте, к которым прикреплены трапы для входа на судно, поднимающиеся, когда судно на ходу. Судовые шлюпки, за исключением поставленных на ростры, подвешиваются с бортов К. на брусьях, называемых шлюпбалками. Вдоль верхней части фальшборта устраиваются ящики, в которые помещаются днем койки (постели) команды К.; ночью койки подвешиваются под бимсами палуб носовой части К. Офицеры помещаются в каютах, большей частью по одному (фиг. 2), иногда по два человека. Командир и адмирал имеют по несколько кают.

Фиг. 2.

План ординарной (для одного человека) офицерской каюты. А — умывальник, Б — складной табурет, В — откидной столик, Г — диван (служащий постелью), Д — шкаф, для платья и белья, Е — зеркало.

История К. Корабли как сооружения, построенные специально для переходов по морю, встречаются еще в глубокой древности. За тысячелетия до Р. Х. производились в Средиземном море набеги пиратов на северные берега Египта, в котором имелись лишь речные К. В героический период Греции мы встречаемся с судами, упоминаемыми в "Илиаде" и "Одиссее"; сохранились также и изображения этих К. Заимствованный по всей вероятности от финикиян, этот тип К. представлял беспалубное судно, с 50—200 гребцами на веслах. В историческое время стали устраивать несколько рядов весел, вследствие чего появились биремы, триремы или триеры и т. д. (см. Гребные суда).

Фиг. 3. Трирема.

Первые триремы появились в VIII в. до Р. Х.; к началу III в. число рядов весел доходит до 16. Птолемей Филопатр построил даже 40-рядное судно. К., у которых верхний ряд гребцов был открыт, назывались у греков афрактами; те же, которые имели прикрытия для верхнего ряда гребцов, назывались катафрактами. Битва при Акциуме (30 г. до Р. Х.) показала неудобство тяжелых многоэтажных гребных судов в сравнении с быстроходными галерами (см.), биремами и униремами. Вместе с веслами вошли в употребление и паруса, которые располагались на галерах на двух мачтах. В средние века вместе с сохранившимся типом галер появились видоизменения их — нефы, караки и т. д. Парусность все более и более входила в употребление; ее ставили, как вспомогательный двигатель, на нефах и караках, и как главное средство передвижения на каравеллах (см.), галеасах (см.) и т. д.

С XVI в. начинают вырабатываться типы К., которые привели к виду деревянных К. последнего периода их существования. Высоко поднявшиеся оконечности, мачты однодеревки, тупое образование носа и кормы, латинские паруса — признаки, характеризующие К. средневековые, исчезают. Новые К. строились уже с более ровной палубой, более острыми оконечностями; мачты делались уже составными, вследствие увеличения парусности и изменения ее вида. В XVIII в. стали обшивать подводную часть К. медью, для защиты от червоточины и обрастания ракушками, слизняками и пр. Внутреннее размещение делалось более рациональным, соответствовавшим условиям как морской жизни, так и морских качеств (остойчивости, качки и т. п.). К началу XIX в. получились следующие виды военных К.: 1) линейные К., с числом орудий от 74 до 120, размещенных главным образом в закрытых батареях (деках), отчего получили название трех-дечных, двух-дечных; число экипажа от 500 — до 1000 чел. 2) Фрегаты, имевшие одну закрытую батарею и одну открытую (на верхней палубе). Парусность носили такую же, как и линейные К. Орудий 40—50. Команды 300—500 чел. 3) Корветы — с одной открытой батареей, о 20—30 орудиях. Парусность фрегатская; иногда на бизань-мачте отсутствовали прямые паруса (легкое корветское вооружение). Последний вид К., при более слабой артиллерии, носил название шлюпа. 4) Бриги (см.) с двумя мачтами, подобными фрегатским, артиллерия в открытой батарее. 5) Шхуна — небольшое судно около 100' длиной; артиллерия малого калибра (до 10 орудий) на верхней палубе. Парусность расположена на 2 или 3 мачтах с косыми парусами. 6) Тендер — одномачтовое судно, до 70' длиной; парусность косая на одной мачте; вооружался несколькими (6—9) каронадами на верхней палубе. Из гребных судов в начале XIX в. имелись: канонерские боты и лодки с 2 или 3 пушками большого калибра в оконечностях; гемамы — гребные фрегаты, мелко сидевшие в воде; снабжались 30—40 орудиями; плавучие батареи и бомбардирские К. с 4—10 орудиями большого калибра по бортам и 2—3 мортирами посередине; назначались для бомбардировки береговых укреплений; брандеры (см.) — делались из небольших судов в военное время, по мере надобности; их наполняли горючими веществами и порохом, подводили к неприятельским судам и зажигали, производя таким образом пожар среди последних.

С половины XIX ст. как военные, так и торговые корабли начали сильно изменяться, благодаря 1) введению парового двигателя и 2) замене дерева железом (затем сталью) для судостроения. Первый мореходный паровой К. был построен в Америке Фультоном, в 1807 г. Паровая машина приводила в нем в движение два колеса с лопатками по окружности (гребные колеса), двигавших пароход со скоростью 5 миль (морских) в час. Удача этого вида судов была причиной введения их сперва в Америке, затем в Европе во всеобщее употребление. Вскоре колеса были заменены новым двигателем — Архимедовым винтом (см.). Лучшими из первых проектов применения винта были: Иосифа Рессла (1827) в Австрии и Америке; Эриксона и Смита в 1836 г. Последним был применен впервые винт к большому пароходу ("Архимед"). Представляя несомненные преимущества перед колесами относительно волнения и, в военных судах, как защищенное от неприятельских выстрелов, винт применен теперь ко всем паровым судам, за исключением речных, озерных и берегового плавания пароходов, где употребляются также и колеса. Железо, как судостроительный материал, было введено еще в 1820 г., при постройке парохода "Аарон Манби" в Горслее (Англия). Недоверие к новому материалу и привычка к старому препятствовали введению железных судов, несмотря на их явные преимущества (легкость, крепость, долговечность). Лишь в 1838 г. появился первый железный морской пароход. С этого времени число железных судов все более и более увеличивается, деревянных же — уменьшается, как среди торговых, так и среди военных К. Недостатки железных К. состоят: 1) в легкой пробиваемости борта при ударах, постановке на мель и т. д.; это устраняется конструкцией корпусов железных К., разделенных на множество непроницаемых отделений, локализирующих доступ в К. воды, которая выкачивается из отделений при помощи особой водоотливной системы; 2) в обрастании подводной части К. ракушками, водорослями и пр. Обшить же железное судно медью можно только, изолируя один металл от другого (так как в противном случае получится разъедание железа от гальванического тока между железом и медью). Изоляция достигается прокладкой из дерева, что, вследствие дороговизны и трудности работы, делают лишь на военных К., которые должны долгое время проводить на море.

Броненосный К. Для защиты военных К. от неприятельских выстрелов предложено множество проектов. Самым удачным оказалось покрытие борта железными плитами (броней). Первые К., покрытые броней, были французские деревянные батареи "Lave", "Tonnante" и "Devastation", построенные инженером Guieysse'ом для участия в крымской кампании (1855). Успех их вызвал постройку броненосных К. и в других европейских государствах. Первоначальные броненосцы были переделаны из деревянных К., к которым приделывали пояс брони, срезав предварительно верхние палубы, чтобы оставить лишь одну закрытую батарею. По тому же образцу строились и новые железные броненосцы. В зависимости от успехов артиллерии возрастала и толщина брони, которой уже нельзя было покрывать сплошь весь борт, почему ограничились лишь средней частью, или же ставили лишь узкий пояс брони по всей грузовой ватерлинии (GWL); посредине К. устраивали каземат — броневое прикрытие, в котором и помещалась главная артиллерия К. (казематированные броненосцы). Все броненосцы снабжались паровым (винтовым) двигателем; рангоут постепенно уменьшался и видоизменялся, и стал служить для помещения мелкой скорострельной артиллерии, боевого электрического фонаря, для сигналов и проч. В 1862 г., во время американской междоусобной войны, был придуман американцем Эриксоном новый тип К. — башенных. Построенный первый броненосец этого типа назван "Монитором"; отсюда мониторами стали называть все суда, подобные ему.

Фиг. 4. Монитор. Заштрихована броня: 1) башня с орудиями, 2) рубка командира над башней, 3) труба.

Это были небольшие суда (фиг. 4) без всякого рангоута, низко лежащие над водой (на 16"), с палубой и навесом по бортам, покрытыми броней. Посередине находилась броневая башня с 2 орудиями большого калибра (11"), вращавшаяся паровым механизмом. Над башней помещалась броневая рубка для командира. Неуязвимый, как вследствие малой цели, которую он представляет для неприятеля, так и вследствие защиты броней, монитор вместе с тем мог нанести большой вред неприятелю своими большекалиберными пушками, что доказал в сражении 9 марта 1862 г. с конфедератским броненосцем "Mer i mac". Башни с орудиями начали после этого вводиться и в других флотах. Первоначальная система башни Эриксона (вращающаяся около центрального штыря посредине) была заменена системой Кольза (вращающаяся на катках башня) и барбетной системой (неподвижная башня; дуло орудия над ней). Применение парусности на башенных низкобортных судах было оставлено после гибели английского броненосца "Captain" (опрокинулся в 1870 г.). Для защиты от навесных выстрелов и для воспрепятствования осколкам снарядов проникнуть в трюм К. стали применять броневые палубы, покрывающие пояс бортовой брони, в местах же, небронированных по борту, палуба эта располагалась ниже уровня воды. С 1877 г. (англ. "Polyphemus") броневые палубы стали делать выпуклыми, защищающими борт и по высоте. В настоящее время выпуклые броневые палубы делаются на местах, незащищенных бортовой броней, на уровне воды. До половины 80-х гг., в построенных К. с башнями, последние располагались самым разнообразным образом; внимание обращали главным образом лишь на увеличение угла обстрела башенных орудий. На одних К. башни ставились посередине, вдоль диаметральной плоскости (англ. "Monarch"), так что можно стрелять лишь в поперечном направлении; на других не было препятствия для продольных выстрелов (англ. "Devastation "); башни ставились в шахматном порядке (итал. "Duilio"); поперек судна (тур. "Ассари-Тевфик"); одни вдоль К., другие поперек (фр. "Amiral-Duperr é "); по одной с каждой оконечности и с каждого борта (исп. "Pelayo") и т. д. При этом орудия располагались часто на различных палубах, одно над другим ("Гидра" греч.). Большая часть подобных броненосцев обладала тем недостатком, что 1) не имела артиллерии среднего калибра (5—8") ("Inflexible", англ.; "Петр Великий", рус.); 12" орудия годились же далеко не во всех случаях, и при порче механизма башни К. может остаться без артиллерии; 2) артиллерия среднего калибра располагалась очень неудобно (в районе действия газов больших пушек), так что нельзя было одновременно действовать теми и другими орудиями. С 1880—86 гг. появляются К. с более выгодным расположением артиллерии: у одних 1 башня находится в носовой части К. ("Victoria" англ., "Итсукушима" япон.), остальные орудия расположены в корме; у других в носе и корме расположено по одной башне; между последними каземат для орудий среднего калибра. Последнее размещение считается в настоящее время самым целесообразным (см. фиг. 6).

Фиг. 6. Заштрихованы пояса брони. А-Д — крюйт-камеры и бомбовые погреба. Б — В — котельные отделения. Г — машинное отделение. а — пояс брони по GWL (грузовой ватерлинии). б-в — пояса брони казематов. г, г 1, г 2 — траверсная броня. 1—4 — карапасные носовые и кормовые палубы. 2 — жилая палуба. 3 — верхняя палуба. 4 — спардек (палуба над казематом). 5 — броневая командирская рубка. 6 — марс со скорострелками. 7 — марс для боевого фонаря.

Усовершенствования делаются теперь в системе башен, приводящихся в движение гидравлическими механизмами или электричеством; в устройстве каземата, позволяющего продольные выстрелы из расположенных в нем орудий. Иногда вместо каземата орудия ставятся в бортовых башнях (америк. "Indiana", русск. "Полтава"). Броневая защита состоит из толстого слоя брони — до 18" (сперва сталежелезной, заменившей железную, доходившую до 24" толщины; в последнее время — сталеникелевой), защищающей жизненные части судна — машину, котлы, крюйт-камеры и бомбовые погреба; оконечности защищены выпуклой броневой (так наз. карапасной, см. фиг. 5 и 6) палубой, снижающейся к штевням или же тонким слоем бортовой брони (французские броненосцы).

Фиг. 5. Разрез около траверсной брони. а — карапасная палуба (см. фиг. 6).

Существующие в настоящее время в России броненосцы разделяются на два класса: броненосцы эскадренные и береговой обороны. В числе последних находятся старейшие из русских броненосцев: "Первенец", построенный в 1863 г. в Англии; по его образцу в России построены "Не тронь меня" (1864) и "Кремль" (1865) дл. около 221', шир. 53', углубление в воде около 15'; водоизмещение около 3300 тонн [Водоизмещение — вес судна = весу воды в объеме подводной части К. Тонна = 62 пуда.]; скорость хода до 9,5 узлов [Узел = 1¾ версты в час.] при 1500 индикаторных сил машины (IHP [IHP — Indicated Horse-Power, индикаторные силы (см. Паровая машина).]). Вооружены, кроме скорострелок, 8" и 6" орудиями по борту, покрытому 4" железными плитами. В 1864 г. построено 10 мониторов: "Ураган", "Тифон", "Стрелец", "Единорог", "Броненосец". "Латник", "Лава", "Перун", "Вещун", "Колдун", дл. 201', шир. 46', углубл. 11⅓', водоизмещение 1600 т., ход от 6 до 7,5 узла, при 400—500 IHP; у каждого одна башня с 2—9" орудиями. Более совершенной конструкции двухбашенные броненосцы, также низкобортные: "Смерч" (1864), "Чародейка" (1867), "Русалка" (погиб в 1893 г.), вооруженные: первый — 2-мя, второй — 4-мя орудиями, расположенными в двух башнях (носовой и кормовой). Дл. 18 8 ' — 206', шир. 38' — 42', углубл. 10½ ' — 11½'; в одоизмещение 1500 до 1800 т. Скорость хода ок. 9 узлов, при 700 IHP [IHP — Indicated Horse-Power, индикаторные силы (см. Паровая машина).]. Дальнейшее развитие низкобортных башенных броненосцев представляют "Адмирал Лазарев" (1867 г.), "Адмирал Грейг" (1868), "Адмирал Чичегов" (1868), "Адмирал Спиридов" (1868), имеющие: первые два — 3 башни с одним 11" орудием в каждой; последние — 2 башни с такими же орудиями. Дл. 254', шир. 43', углубл. около 18', водоизмещение 3500 т. Скорость до 11 узл., при 2000 IHP. Все эти низкобортные суда построены из железа и защищены бортовой броней около 4—5"; 6" башенной броней; мониторы, кроме того, имеют палубу из 1" железных листов. Парусности у них нет, 1—3 мачты поставлены для производства сигналов. В 1873 г. построен для Черного моря круглый броненосец "Новгород", по идее адмирала Попова; такой К., названный "поповкой", имел целью соединить в себе при наименьшем водоизмещении (2000 т., диаметр = 101') сильную артиллерию (два 1 1" орудия в барбетной башне, в центре К.), сильную защиту (9" бортовая и башенная броня) и небольшое углубление (12½'). Вслед за "Новгородом" был построен "Вице-Адмирал Попов", больших размеров (диаметр 120'). водоизмещ. 3000 т., вооруженный двумя 12" орудиями. Вследствие множества недостатков (излишняя поворотливость, недостаточная скорость хода, особенно при волнении и т. п.) подобных судов постройку их прекратили. В настоящее время достраиваются три броненосца береговой обороны ("Адмирал Сенявин", "Адмирал Ушаков", "Генерал-Адмирал Апраксин"), все одного типа: длина 277½', ширина 52', углубление 17', водоизмещение 4126 т, проектируемая скорость 17 узлов при 5000 IHP. Артиллерия состоит из 4-х 10" орудий, по два в носовой и кормовой башнях и 4-х 6" в каземате. Броня толщиной 10" по борту в средней части; в носе и корме карапасные палубы.

Из эскадренных броненосцев "Петр Великий" построен в 1872 г., дл. 330', шир. 63', углубл. 24¾', водоизмещ. 9700 т. Скорость 13,5 узлов при 8000 IHP. Вооружен 4-мя 12" орудиями в двух башнях; броня по борту и на башнях 14". Низкобортен — над водой возвышается на 3—3½'. "Император Александр II" (1887) и "Император Николай I" (1889) одного типа, длина 326', ширина 67', углубление 23', водоизмещение 8400 т; скорость 15 узлов при 8000 IHP. Имеют по одной башне в носу, с 2-мя 12" орудиями (у первого барбетная, у второго — вращающаяся); по 4—9" и 8—6" орудий в каземате, позади башни. Броня во всю длину GWL, толщина 14". "Гангут" (1890), длина 290', ширина 62', углубление 21', водоизмещение 6590 т; скорость 15 узлов при 6000 IHP. Имеет одно 12" орудие в носу в башне; четыре 9" и четыре 6" в каземате, позади башни. Остальные броненосцы балтийского флота: "Наварин" (1891), "Сисой Великий" (1894), "Полтава" (1894), "Петропавловск" (1894), "Севастополь" (1895) — все еще в настоящее время неоконченные — двухбашенные с 4-мя 12" орудиями. У первых двух между башнями находится бронированный каземат с 6—8—6" орудиями. Первый более низкобортен, чем остальные; длина его 338', ширина 67', углубление 25', водоизмещение 9480 т, ожидаемая скорость 16 узлов при 9000 IHP. "Сисой Великий" длина 345', ширина 68', углубление 24', водоизмещение 8880 т, скорость ожидается 16 узлов при 8500 IHP. "Полтава", "Петропавловск" и "Севастополь" все одного типа; отличаются от остальных 1) своей величиной (длина 369', ширина 70', углубление 26', водоизмещение 10960 т), 2) расположением 6" артиллерии — в четырех вращающихся башнях, по два с каждого борта, между башнями 12" орудий. В промежутке между башнями 6" орудий находятся еще с каждого борта 2—6" пушки (всего на К. двенадцать 6" орудий). Машины (в 10600 IHP) рассчитаны на скорость хода 17 узлов. В Черноморском флоте 3 броненосца "Чесма" (1886) — "Екатерина II" (1886), "Синоп" (1887) — имеют 3 башни (см. таблицу); длина 331', ширина 69, углубление 26½, водоизмещение 10180 т; скорость хода при 12600 IHP на "Синопе" — 17 узлов; при 8000 IHP на остальных — 15 узлов. "Георгий Победоносец", "Три Святителя" и "Двенадцать Апостолов" имеют по две башни с двумя 12" орудиями в каждой; от 4 до 8 пушек 6" калибра (на "Трех Святителях" имеются еще и четыре 5" пушки). По величине все три одни из наибольших судов русского флота: "Двенадцать Апостолов" длиной 330', шириной 60', углублением 25½', водоизмещением 8076 т; "Георгий Победоносец" длиной 330', шириной 69', углублением 27', водоизмещением 10280 т; "Три Святителя" длиной 358', шириной 73', углублением 27', водоизмещением 12480 т. Скорость хода от 16—17 узлов при 10000—11000 IHP. На прилагаемой таблице чертежей показано внутреннее размещение одного из черноморских броненосцев; в общих чертах тоже расположение отделений и судовых принадлежностей сохраняется и на других броненосцах. Штевни делаются литые из стали; форштевень имеет выступ под водой (таран), специально назначенный для пробивания подводного борта неприятеля. Мачт 1 или 2, полые внутри для прохода на марсы, где помещаются мелкие скорострелки и боевой электрический фонарь (прожектор). Для помещения командира во время боя имеется броневая боевая рубка. Все новейшие броненосцы имеют двухвинтовые машины (кроме поповок — 6 винтов). Броня (кроме палубной) ставится на деревянную прокладку, ослабляющую своей упругостью сотрясения от удара снаряда. Пояс брони, не доходящий до штевней, заканчивается поперечной броней (траверсной); оконечности защищены карапасной палубой. Все броненосцы снабжены несколькими минными аппаратами (минными пушками) и так назыв. минами заграждения (сфероконическими; см. Минное дело) и, как средство защиты от минных выстрелов неприятеля, сетями Булливана из проволочных колец; сети хранятся по борту и в случай надобности опускаются на длинных (20') шестах (выстрелах) в воду, ограждая подводную часть К. от мин. Шлюпки располагаются по борту на шлюпбалках; в случае неимения места (чтобы не мешать действию орудий) — посередине К. О числе их и устройстве см. Гребные суда и Катер.

Крейсер — общее название судов, большей частью быстроходных, способных долгое время пробыть на море, вооруженных легкой артиллерией (большей частью скорострельной) и сравнительно слабозащищенных. Под таким названием существуют суда самых разнообразных видов и размеров (водоизм. от 300 т. до 14000 т.). Назначение их — охранять отечественную морскую торговлю, вредить неприятельской торговле, служить сторожевыми, рассыльными судами, разведчиками и т. д. О специальных крейсерах минных см. Минный крейсер. В прежнее время назначение крейсера выполнялось отчасти фрегатами, затем корветами, бригами, шхунами. В настоящее время в России существуют крейсера двух разрядов (рангов). Крейсеров I ранга в балтийском флоте 12, в черноморском — 1. "Князь Пожарский" (1867), "Генерал-Адмирал" (1873) и "Герцог Эдинбургский" — имеют главную артиллерию (2—68" орудий и 2—5—6" орудий), расположенную в центральном броневом каземате, ниже которого идет пояс бортовой брони во всю длину К. Размеры их: дл. 272' — 285', шир. 48' — 49', углубл. около 22', водоизм. 4600 т.; скорость хода 12—15 узл. "Дмитрий Донской" (1883), "Владимир Мономах" (1882), "Минин" (1878) имеют 12—14—6" орудий, расположенных по борту и 2—4—8" орудия на бортовых выступах. Размеры: дл. 295' — 299', шир. 49' — 52', углубление ок. 25', водоизмещение 5800—5900 т.; скорость хода 14—17 узд. "Адмирал Нахимов" (1885) имеет 4 башни (по одной с каждой оконечности и каждого борта) с 2—8" орудиями в каждой; в батарейной палубе 10—6" орудий. Размеры: дл. 333', шир. 61', углубл. ок. 25', водоизмещение 7800 т., скорость 17 узлов. "Память Азова" (1888) вооружен 2—8" орудиями на бортовых выступах в носу и 13—6" орудий по борту в батарейной палубе. Размеры: дл. 377', шир. 51', углубл. 25', вод. 6000 т., скорость около 17 узл. Все описанные К. защищены бортовой броней от 4" до 10" толщ. Два крейсера "Рында" (1885) и "Адмирал Корнилов" вовсе не имеют бортовой брони и защищены лишь выпуклой палубной броней толщиной 1½ —2". Артиллерия (у первого 10, у второго 14—6" пушек) расположена по борту. Размеры: "Рында" — длина 265', ширина 45', углубление 18', водоизмещение 3200 т; "Адмирал Корнилов" — длина 351, ширина 48½', углубление 22', водоизмещение 5000 т. Скорость от 14 до 17 узлов. Новейшие крейсера "Рюрик" (1892) и "Россия" (строится) отличаются от предыдущих гораздо большими размерами (свыше 10000 т. вод.), артиллерией (у "Рюрика" — 4—8", 16—6", 6—5" и до 20 скорострелок) и запасом угля, значительно увеличивающим район их плавания в сравнении с предыдущими. Черноморской крейсер "Память Меркурия" (1879), построенный в Тулоне, имеет размеры: дл. 295', шир. 41', углубл. ок. 20', водоизм. 3000 т.; скорость ок. 13 узл. Вооружен 6—6" орудиями и скорострелками. Из крейсеров II ранга 8 типа клиперов. Суда с таким названием появились в 40-х годах в Америке, где представляли деревянные, острого образования суда с большой парусностью, вывозившие из Китая чай (чайные клиперы). В России они строились в 70-х годах, из железа и дерева (смешанная постройка). Имеют большую парусность, позволяющую свободно ходить под одними парусами, подняв винт (см.); паровая машина силой около 1500 IHP; скорость наибольшая 13 узлов. Вооружены 3—6" орудиями, 4—9 фн. и скорострелками. Размеры: дл. 207½', шир. 33', углубл. 15, вод. 1334 т. Остальные крейсеры "Азия", "Африка", "Забияка" куплены в Америке в 70-х гг. Размеры первых двух: дл. 270' — 280', шир. 35' — 38', углубление около 16', водоизм. 2500—2900 т., скорость 12 узл.; вооружены 2—3—6" орудиями, 4—6—9 фн. и скорострелками. "Забияка" — дл. 220', шир. 30', углубл. 13', вод. 1200 т.; скорость 14½ узлов; артиллерия состоит из 6—9 фн. орудий и 13 скорострелок. Все описанные крейсера I и II ранга (кроме "России") снабжены были при постройке парусностью, которую теперь у некоторых снимают, увеличивая взамен этого запас угля. Крейсеры I ранга снабжены сетевым заграждением; минные пушки и сфероконические мины у всех крейсеров. Ср. Breusing, "Die Nautik der Alten" (1886); A. Jal, "Arch é ologie Navale" и "Glossaire Nautique"; H. Боголюбов, "История корабля" (1880); Jurien de la Gravi ère, "Là marine de l'avenir et la marine des anciens" ("Revue des deux Mondes", 1878); Веселого, "История русского флота". Описание современных судов: Н. Казнаков, "Броненосные флоты Европы" (1879, 80 и 83); Lord Brassey, "Naval annual, 1887—94"; В. К. А. М., "Военные флоты и морская справочная книжка на 1891, 92, 93 и 95 г.".

Р. Л-н.

Корабль, как термин юридический, означает судно мореходное. Это есть движимость, обладающая такими "существенными признаками", благодаря которым данный К. всегда может быть отличен от всех других. Такими признаками являются: род К. (шхуна, галиот и т. п.), время его постройки, вместимость и углубление, его приписка к тому или другому порту, его имя (которое ни в коем случае не должно быть изменяемо; нарушение судовладельцем этого запрета влечет у нас за собой штраф не свыше 300 р., налагаемый таможенным начальством в порядке административном) и, наконец, национальность. Отличительные признаки К. или видны на нем, как его марки (имя, вместимость, углубление К., начерченные или выжженные) и его флаг, или явствуют из его корабельных документов (см.). Обычными способами приобретения К. являются постройка и покупка. Торговый Устав (Св. Зак. т. XI, ч. 2, изд. 1887) имеет в виду, главным образом, постройку хозяйственным способом: будущий собственник К. строит его сам — из своих материалов и через лично нанятых им техников (мастеров, корабельных художников) и мастеровых. И в этом случае, однако, его право собственности должно быть утверждаемо особым письменным актом — корабельной крепостью (см.), без которой невозможно внесение К. в корабельный список (см.), т. е. приписка его к тому или другому порту, а следов., и получение патента на поднятие национального флага (см.). При постройке К. с подряда, по заказу, возможны два случая. К. заказан на верфи, находящейся в пределах России; пока К. строится и когда отстроен, он остается вещью строителя, хотя бы последний получил задаток от заказчика; собственностью последнего он становится лишь с того момента, когда ему передана корабельная крепость. Корабль достроен за границей; тогда крепость на него или совершается в русском консульстве, по русским законам, или же, совершенная вне консульства, по законам иностранным, утверждается русским консулом; в противном случае не может быть выдано временное (консульское) свидетельство на поднятие русского флага, а без такого свидетельства не может состояться приписка отстроенного за границей К. к одному из русских портов. При покупке К. продавец делает на корабельной крепости соответствующую надпись, которая свидетельствуется у нотариуса или маклера (а в иностранном порте — у русского консула) и отмечается в корабельном списке. Только после и вследствие этой надписи покупщик становится собственником К.; одна фактическая передача недостаточна. И при других сделках, влекущих за собой отчуждение К., необходима надпись о переходе К. на корабельной крепости и отметка о том в корабельном списке. Таким образом К. из др. движимостей выделяется тем, что право собственности на К. определяется не моментом фактического владения, а документами: собственником К. считается то лицо, на которое указывают корабельная крепость, корабельный список и патент на поднятие русск. флага. Лицо это может быть как физическое, так и юридическое (компания, товарищество). Главнейшая особенность товарищества по владению судном заключается в том, что товарищи обязаны с общего согласия избрать из своей среды "начального товарища", которому вверяется заведование всеми делами, касающимися К.; но такой начальный товарищ не в праве, без специального полномочия, отчуждать К. и нанимать корабельщика. О закладе К. русское законодательство упоминает лишь по поводу бодмереи (см.). Иностранные законодательства сначала также не допускали заклада К. без передачи его во владение кредитора. Первый шаг к организации кредита под заклад кораблей на началах ипотечных сделан был прусским земским уложением, допустившим заклад К. с одной лишь символической передачей его во владение кредитора. По почину португальского торгового уложения 1833 г., законодательства Голландии, Англии, Италии, Пруссии, Франции и некоторых мелких герм. государств установили систему заклада К. на началах ипотечных, со внесением соответствующих отметок в корабельные списки. О найме К. см. Морская перевозка и Цертепартия. С юридической точки зрения К. есть не только сооружение для передвижения, но и (торговое) заведение, предполагающее необходимый личный состав, с определенной организацией, другими словами — экипаж корабля (см.); представитель и распорядитель этого заведения, а вместе с тем и его начальник, есть шкипер (см.). Ср. общие курсы морского права и M. Mittelstein, "Deutsches Schiffspfandrecht und Schiffsgl ä ubigerrecht" (Гамб. 1889).


Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:38 MSK