[ начало ] | [ К ] |
Кошелев Александр Иванович
— известный публицист и общественный деятель. Род. 9 мая 1806 г. Отец его, Иван Родионович, учился в оксфордском унив.; возвратясь в СПб., понравился Потемкину, который возвел его в генеральс-адъютанты. Екатерина, заметившая ум и красоту молодого К., однажды призвала его к себе; этого было достаточно, чтобы Потемкин командировал его во внутренние губернии, откуда он более в СПб. не возвращался. Выйдя в отставку при Павле, отец К. поселился в Москве, где слыл под именем "либерального лорда" и пользовался всеобщим уважением; он живо интересовался науками и особенно любил историю. Мать К., дочь франц. эмигранта Дежарден, тоже было умная и образованная женщина. От родителей К. и получил первоначальное образование. Когда ему было 15 лет, мать его переселилась в Москву, для продолжения его образования (отец умер в 1818 г.). Здесь, вместе с соседями своими по улице, Киреевскими, К. брал уроки у Мерзлякова. Одновременно К. учился по-гречески, а у Шлецера-сына — политическим наукам. В том же 1821 г. К. поступил в моск. унив., но скоро оставил его, вследствие требования ректора, чтоб студенты слушали по восемь предметов. В 1822 г. он поступил на службу в моск. архив министерства иностранных дел. Между товарищами К. оказались кн. В. Ф. Одоевский, Веневитинов, Шевырев и др.; начальником архива был Малиновский, заставлявший так наз. "архивных юношей" описывать, по годам, дипломатические сношения с тем или другим государством. К. обработал, таким образом, сношения с Турцией. Кн. Одоевский ввел К. и его ближайших друзей в литературный кружок Раича (см.). Вскоре некоторые члены кружка, в том числе и К., с Одоевским во главе, отделились, составили "Общество любомудрия" и начали издавать "Мнемозину" — первый в России журнал философского направления. События конца 1825 г. побудили общество прекратить свое существование. В 1827 г. К., у постели умирающего Веневитинова близко сошелся с Хомяковым, коренным образом повлиявшим на его мировоззрение: начитанный и философски образованный К. скоро стал славянофилом. В 1826 г. К. переехал в СПб., где служил в департаменте иностранных исповеданий и делал (1827—31) выписки из иностранных газет для императора Николая. К. жил в доме своего дяди, известного мистика Р. А. Кошелева (см.); к этому периоду относится эпизод его несчастной любви к известной А. О. Россетти, впоследствии Смирновой (см.). В 1831 г. К. поехал за границу, познакомился с Гёте, с экономистом Росси и др. знаменитостями и задумал основать не осуществившееся и довольно туманное по задачам общество противодействия русской лени. Возвратившись в Москву, К. недолго служил советником губернского правления, затем купил имение в Сапожковском у. и, переселившись туда, ввел мирское управление: мир выбирал старосту, но К. был против обычного единогласия. Старосте и миру был предоставлен суд вместе с раскладкой податей. В имении К. завел несколько школ. Находившийся в имении винокуренный завод вовлек К. в откупные операции, которые в то время не считались занятием неприличным. Откуп К. держал до 1848 г.; практика убедила его в неудобстве этого способа ведения дела, и он представил министру финансов записку о замене откупной системы введением акцизного сбора. Записке, однако, не было дано хода. Будучи сапожковским уездным предводителем дворянства, К. являлся неутомимым преследователем злоупотреблений крепостного права, не стесняясь вступать в борьбу с самыми влиятельными и богатыми помещиками. Чтение св. Писания и творений отцов церкви навело К. на мысль о безусловном уничтожении крепостного права. Опровергая Киреевского, который в своем отвлеченном настроении оставался чужд общественным вопросам, К. говорил в своих "Записках": "Вникая в учение Христово, я все более и более убеждаюсь, что братство есть основа всех его правил". В "Земледельческой Газете" 1847 г. появилась статья К.: "Добрая воля сильнее неволи", предлагавшая освобождать дворовых людей, заключая с ними условия на основании указа 1842 г. Но К. не мог высказать главной своей мысли — об освобождении крестьян с землей, основанной на том, что помещики в России никогда не имели права собственности на землю, а только право пользования, под контролем правительства. В 1847 г. К. обратился к рязанскому дворянству с предложением испросить дозволение на составление комитета по улучшению быта крестьян; такая же мысль зародилась и в Москве у Д. Н. Свербеева, и между обоими деятелями завязалась оживленная переписка. Встретив сопротивление губернского предводителя, К. обратился к 1850 г. к министру внутренних дел Перовскому, но предложение его было отвергнуто. Остановленный в практической деятельности, К. ушел в теоретическую разработку государственных вопросов. Подобно первым славянофилам, К. признавал единственно возможной в России формой правления самодержавие, но считал необходимым участие общества в совещательной форме. Зиму К. жил в Москве, а лето — в деревне. Занятия хозяйством сблизили его с лебедянским обществом сельского хозяйства, в трудах которого он принял серьезное участие, но скоро разочаровался: "у нас нет общества, а есть только лица", говорил он. Во время Крымской войны К. составил записку о финансах, которую подал уже новому государю. Он предлагал не прибегать для продолжения войны к новым налогам и внутренним и внешним займам, а обратиться к добровольным пожертвованиям, для чего сделать воззвание к патриотизму страны и созвать ее представителей, которые решили бы, в какой мере возможны пожертвования от каждого сословия. В 1852 г. вышел на средства К. первый том "Моск. Сборника" (см.); второй том был задержан цензурой. В 1856 г. было разрешено издание славянофильской "Русской Беседы"; издателем и первым редактором ее был К.; в 1858 г. он основал новое издание; "Сельское благоустройство". Вместе с тем он принимал горячее участие в трудах губернского рязанского комитета по освобождению крестьян. Его взгляды на необходимость освобождения крестьян не иначе как с землей характеризуются его словами: "Скорее вода пойдет против обычного своего течения, чем русский поселянин может быть оторван от земли, упитанной его потом". В 1859 г. он был в числе вызванных в СПб. депутатов от губернских комитетов. Здесь он принадлежал к числу тех 18 депутатов, которые, не удовлетворенные ходом дела, всеподданнейше просили государя разрешить им представить свои соображения на окончательные труды редакционных комиссий до поступления их в главный комитет по крестьянскому делу. По постановлению последнего, подписавшие адрес подвергнуты административным внушениям и легким взысканиям, с отдачей некоторых под особый надзор местного начальства. Не избежал этой участи и К. В 1859—60 гг. К. был членом комиссии для устройства земских банков. Затем он был назначен членом учредительного комитета в Царстве Польском, где на него было возложено управление финансами (1861—1863). На этом посту он не оскорблял национального чувства поляков, уважал их национальную самостоятельность и настоял, с большим трудом, на призвании представителей польского населения к участию в комиссии по вопросу о налогах в Царстве. Разойдясь с ближайшим своим товарищем, кн. Черкасским, во взглядах на отношения русских к полякам и недовольный мерами министра финансов, Рейтерна, К. сложил с себя звание, оставив у поляков самые теплые воспоминания. О результатах его деятельности можно судить по тому, что русское правительство, начиная с 1815 г., всегда должно было приплачивать известные суммы для сведения баланса в бюджете Польши, со времен же К. эта приплата оказалась излишней, и край мог содержаться на собственные средства. Затем К. посвятил себя исключительно служению земству и городскому самоуправлению: он был неутомимым земским деятелем в Рязанской губ., президентом Императорского общества сельского хозяйства в Москве и энергичным гласным московской городской думы. Некоторое время он состоял также председателем общества любителей российской словесности в Москве. В 1871—72 гг. К. издавал журнал "Беседа" (см.), а в 1880—82 гг. газету "Земство" (см.). Оба эти издания, несмотря на разницу в направлении, зависевшую от редакторов (С. А. Юрьева и В. Ю. Скалона), ратовали за просвещение и любовь к народу, прославляли "власть земли" и защищали общину — т. е. выражали основные взгляды К. В земской деятельности особенно выделяется энергия К. в роли председателя сапожковского уездного училищного совета. По примеру московского земства, он организовал статистические исследования в Рязанской губ. и горячо защищал в "Голосе" рязанских статистиков от взведенных на них несправедливых нареканий. К. † 12 ноября 1883 г. Из произведений К. вышли отдельно: "О кн. В. Ф. Одоевском" (M., 1869); "Наше положение" (Берл., 1875), "Общая земская дума в России" (Берл., 1875); "О мерах к восстановлению ценности рубля" (СПб., 1878); "Что теперь делать?" (Берл., 1879); "О кредите землевладельцам при покупке ими земли" (М., 1880); "О сословиях и состояниях России" (М., 1881); "О мерах к сокращению пьянства" (Москва, 1881); "Memoiren" (Берл., 1883). Более крупные журнальные статьи его: "Соображения касательно устройства железных дорог в России" ("Русская Беседа", 1856, т. I и III); "О способах заготовления провианта для фуража и армии" (ib., 1857, кн. II); "По поводу журнальных статей о замене обязанной работы — наемной и об общинной поземельной собственности" (ib., кн. IV); "Нечто о грамотности" (ib., 1858, кн. I); "О цензе" ("День", 1862, 18, 20 и 23); "О процентных денежных знаках" (ib., № 29); "О главных препятствиях к устройству и успехам наших сельских хозяйств" (ib., 1864, № 7); "Неотчуждаемость крестьянских участков и круговая порука" (ib., № 10); "О нашем денежном кризисе" (ib., № 13 и 14); "О подушных податях" "Беседа", 1871, кн. 1); "О государственном земском сборе" (ib., кн. 2); "О прусских податях, классной и подоходной, и о том, желательно ли и можно ли ввести их у нас?" (ib., кн. 2); "Ответ на заметки г. Колюпанова о переложении подушной подати" (ib., кн. 3); "О военной повинности с земской точки зрения" (ib., кн. 4); "В чем мы более всего нуждаемся?" (ib., кн. 8); "О всесословной волости" (ib., 1872, кн. 3). К. издал: "Дневник камер-юнкера Беркгольца" (М. 1857, 2-е изд. 1863) и "Полное собрание сочинений И. В. Киреевского" (М. 1861). См. Славянофилы. Ср. Н. Колюпанов, "Биография А. И. К." (М. 1889— 1 892; доведено до 1856 г.); С. А. Юрьев. "А. И. Кошелев" ("Русская Мысль", 1883, XII); H. П. Семенов ("Вызов и прием депутатов первого приглашения по крестьянскому делу", "Русский Вестник", 1868, XI).
В. К.
Page was updated:Tuesday, 11-Sep-2012 18:15:39 MSK |